22 июня 1941 года в 0.30 во Владимир-Волынский был доставлен перебежчик со стороны германской армии, который пересёк границу СССР около 21 часа накануне. На допросе солдат назвался Альфредом Лисковым, военнослужащим 221-го полка 15-й пехотной дивизии вермахта, антифашистом. Он сообщил, что на рассвете 22 июня немецкая армия перейдёт в наступление на всём протяжении советско-германской границы. Информация передана вышестоящему командованию. Из Москвы начинается передача директивы № 1 Наркомата обороны для частей западных военных округов о возможном внезапном нападении немцев. Директивой предписывалось привести части в боевую готовность, скрытно занять огневые точки укреплённых районов на государственной границе, авиацию рассредоточить по полевым аэродромам.
Однако довести директиву до воинских частей перед началом боевых действий не удаётся, вследствие чего указанные в ней мероприятия не осуществляются…
1.00. Коменданты участков 90-го погранотряда докладывают начальнику отряда: «Ничего подозрительного на сопредельной стороне не замечено, всё спокойно».
3.05. Группа из 14 немецких бомбардировщиков Ju-88 сбрасывает 28 магнитных мин у Кронштадтского рейда.
3.07. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский докладывает начальнику Генштаба генералу Жукову: «Система ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) флота докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолётов; флот находится в полной боевой готовности».
3.10. УНКГБ по Львовской области телефонограммой передаёт в НКГБ УССР сведения, полученные при допросе перебежчика Альфреда Лискова.
3.30. Начальник штаба Западного округа генерал Климовских докладывает о налёте вражеской авиации на города Белоруссии: Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним, Барановичи и другие.
3.33. Начальник штаба Киевского округа генерал Пуркаев докладывает о налёте авиации на города Украины, в том числе на Киев.
3.40. Командующий Прибалтийским военным округом генерал Кузнецов докладывает о налётах вражеской авиации на Ригу, Шауляй, Вильнюс, Каунас и другие города.
3.42. Начальник Генштаба Жуков звонит Сталину и сообщает о начале Германией боевых действий. Сталин приказывает Тимошенко и Жукову прибыть в Кремль, где созывается экстренное заседание Политбюро.
3.45. 1-я погранзастава 86-го Августовского пограничного отряда атакована разведывательно-диверсионной группой противника. Личный состав заставы под командованием Александра Сивачёва, вступив в бой, уничтожает нападавших.
4.00. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский докладывает Жукову: «Вражеский налёт отбит. Попытка удара по нашим кораблям сорвана. Но в Севастополе есть разрушения».
4.05. Заставы 86-го Августовского пограничного отряда, включая 1-ю погранзаставу старшего лейтенанта Сивачёва, подвергаются мощному артиллерийскому обстрелу, после чего начинается немецкое наступление. Пограничники, лишённые связи с командованием, вступают в бой с превосходящими силами противника.
4.10. Западный и Прибалтийский особые военные округа докладывают о начале боевых действий немецких войск на сухопутных участках.
4.15. Гитлеровцы открывают массированный артиллерийский огонь по Брестской крепости. В результате уничтожены склады, нарушена связь, имеется большое число убитых и раненых.
4.25. 45-я пехотная дивизия вермахта начинает наступление на Брестскую крепость.
4.30. В Кремле начинается совещание членов Политбюро. Сталин выражает сомнение в том, что происшедшее является началом войны и не исключает версии немецкой провокации. Нарком обороны Тимошенко и Жуков настаивают: это война.
4.55. В Брестской крепости гитлеровцам удаётся захватить почти половину территории. Дальнейшее продвижение остановлено внезапной контратакой красноармейцев.
5.00. Посол Германии в СССР граф фон Шуленбург вручает наркому иностранных дел СССР Молотову «Ноту министерства иностранных дел Германии Советскому правительству», в которой говорится: «Правительство Германии не может безучастно относиться к серьёзной угрозе на восточной границе, поэтому фюрер отдал приказ Германским вооружённым силам всеми средствами отвести эту угрозу». Через час после фактического начала боевых действий Германия де-юре объявляет войну Советскому Союзу.
5.30. По немецкому радио рейхсминистр пропаганды Геббельс зачитывает обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против Советского Союза: «Теперь настал час, когда необходимо выступить против этого заговора еврейско-англосаксонских поджигателей войны и тоже еврейских властителей большевистского центра в Москве… В данный момент осуществляется величайшее по своей протяжённости и объёму выступление войск, какое только видел мир… Задача этого фронта уже не защита отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех».
7.00. Рейхсминистр иностранных дел Риббентроп начинает пресс-конференцию, на которой объявляет о начале боевых действий против СССР.
7.15. Сталин утверждает директиву об отражении нападения гитлеровской Германии: «Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу». Передача директивы № 2 не прошла из-за нарушения диверсантами работы линий связи в западных округах. В Москве нет чёткой картины того, что происходит в зоне боевых действий.
9.30. Принято решение о том, что в полдень с обращением к советскому народу в связи с началом войны выступит нарком иностранных дел Молотов.
10.00. Из воспоминаний диктора Юрия Левитана: «Звонят из Минска: «Вражеские самолёты над городом», звонят из Каунаса: «Город горит, почему ничего не передаёте по радио?», «Над Киевом вражеские самолеты». Женский плач, волнение. «Неужели война?..» Тем не менее никаких официальных сообщений до 12.00 по московскому времени 22 июня не передаётся.
10.30. Из донесения штаба 45-й немецкой дивизии о боях на территории Брестской крепости: «Русские ожесточённо сопротивляются, особенно позади наших атакующих рот. В цитадели противник организовал оборону пехотными частями при поддержке 35–40 танков и бронеавтомобилей. Огонь вражеских снайперов привёл к большим потерям среди офицеров и унтер-офицеров».
11.00. Прибалтийский, Западный и Киевский особые военные округа преобразованы в Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты.
12.00. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов зачитывает обращение к гражданам Советского Союза: «Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий… Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан приказ нашим войскам — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины… Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
12.30. Передовые немецкие части врываются в белорусский город Гродно.
13.00. Президиум Верховного Совета СССР издаёт указ «О мобилизации военнообязанных…»
Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Несмотря на то, что первым днём мобилизации названо 23 июня, призывные пункты при военкоматах начинают работать уже к середине дня 22 июня.
13.30. Начальник Генштаба генерал Жуков вылетает в Киев в качестве представителя вновь созданной Ставки Главного Командования на Юго-Западном фронте.
14.00. Брестская крепость полностью окружена немецкими войсками. Советские части, блокированные в цитадели, продолжают оказывать ожесточённое сопротивление.
14.05. Глава МИД Италии Галеаццо Чиано заявляет: «Ввиду сложившейся ситуации, в связи с тем, что Германия объявила войну СССР, Италия, как союзница Германии и как член Тройственного пакта, также объявляет войну Советскому Союзу с момента вступления германских войск на советскую территорию».
14.10. 1-я погранзастава Александра Сивачёва ведёт бой более 10 часов. Имевшие только стрелковое оружие и гранаты пограничники уничтожили до 60 гитлеровцев и сожгли три танка. Раненый начальник заставы продолжал командовать боем.
15.00. Из записок командующего группой армий «Центр» фельдмаршала фон Бока: «Вопрос, осуществляют ли русские планомерный отход, пока остаётся открытым. В настоящее время предостаточно свидетельств как «за», так и «против» этого. Удивляет то, что нигде не заметно сколько-нибудь значительной работы их артиллерии. Сильный артиллерийский огонь ведётся только на северо-западе от Гродно, где наступает VIII армейский корпус. Судя по всему, наши военно-воздушные силы имеют подавляющее превосходство над русской авиацией».
16.00. После 12-часового боя гитлеровцы занимают позиции 1-й погранзаставы. Это стало возможным только после того, как погибли все пограничники, оборонявшие её. Начальник заставы Александр Сивачёв посмертно был награждён орденом Отечественной войны I степени.
17.00. Гитлеровским подразделениям удаётся занять юго-западную часть Брестской крепости, северо-восток остался под контролем советских войск. Упорные бои за крепость будут продолжаться ещё недели.
18.00. Патриарший местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий обращается с посланием к верующим: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».
19.00. Из записок начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковника Франца Гальдера: «Все армии, кроме 11-й армии группы армий «Юг» в Румынии, перешли в наступление согласно плану. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всём фронте полной тактической внезапностью. Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены нашими войсками без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолёты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать… Командование ВВС сообщило, что за сегодняшний день уничтожено 850 самолётов противника, в том числе целые эскадрильи бомбардировщиков, которые, поднявшись в воздух без прикрытия истребителей, были атакованы нашими истребителями и уничтожены».
20.00. Утверждена директива № 3 Наркомата обороны, предписывающая советским войскам перейти в контрнаступление с задачей разгрома гитлеровских войск на территории СССР с дальнейшим продвижением на территорию противника. Директива предписывала к исходу 24 июня овладеть польским городом Люблин.
21.00. Сводка Главного Командования Красной Армии за 22 июня: «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии. После ожесточённых боёв противник был отбит с большими потерями. Только в Гродненском и Кристинопольском направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов и занять местечки Кальвария, Стоянув и Цехановец (первые два в 15 км и последнее в 10 км от границы).
Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населённых пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолётов противника».
22 июня подошло к концу. Впереди были ещё 1417 дней самой страшной войны в истории человечества.
Андрей Сидорчик, «АиФ»,
фото РИА «Новости»