Если вы никогда не были в Терзияне — наш вам совет, побывайте там. Если вы уже были в Терзияне — наведайтесь ещё. Даже если у вас много дел — отвлекитесь на поездку в этот, затерявшийся среди густых лесов северной части Туапсинского района, небольшой хутор. Если вы проездом в Терзияне — не спешите покидать.
Пройдитесь по его немногочисленным улицам. Вдохните запах полыни, растущей так обильно здесь и только здесь. Познакомьтесь с его людьми и, не отказываясь от приглашения, выпейте с незнакомой вам хозяйкой чашечку кофе. Послушайте рассказы об истории села. Присмотритесь к неторопливому укладу здешней жизни. Даже если вы сугубо городской житель, даже если вы далеки от патетики, вы всё-равно поймёте, что в этом хуторе есть нечто такое, что близко каждому, что помогает понять суетность нынешней жизни и порождает желание остановиться и обрести опору: дом, семью, кусочек земли, которую твои дети или внуки назовут отчей. И вам обязательно захочется вернуться сюда ещё и ещё…
В наши дни, с нынешними возможностями транспорта и связи Терзиян назвать глубинкой можно разве что условно. По сути, не такая и далёкая эта сторона. Каких-то 60 километров от Туапсе, да ещё и по хорошей дороге.
Асфальт положили здесь в середине 70-х, в бытность председателем райисполкома И.Г. Шурыгина. К слову, электричество в Терзиян дошло тоже в те годы. Несмотря на то, что периодически дорога страдает во время наводнений, как в последний раз было в 2018 году, всё же краевые дорожные службы исправно трассу поддерживают: ликвидируют оползни, латают или укладывают новый асфальт.
По нему путь в Терзиян на рейсовом автобусе со всеми остановками занимает часа два, на легковушке — час. И тот пролетит незаметно, под любование изумрудной зеленью, нависающих над дорогой деревьев, и горных склонов, обрамляющих долину в верховьях реки Пшиш, левый берег которой когда-то облюбовали для себя первые здешние поселенцы — амшенские армяне.
Официально датой основания Терзияна считается 1878 год, хотя по сведениям общественной организации «Амшен» хутор Терзиян основан на десять лет раньше — в 1868 году.
Своё название селение получило от семьи первого поселенца Акопа Терзияна. В переводе с армянского «терзи» означает «портной», что указывает на род занятий основателя хутора. Однако первым переселенцам из Амшена в места, предоставленные им российским правительством, пришлось не столько портняжить, сколько тяжело трудиться на земле, корчевать лес и распахивать поля. С той поры и повелось, что Терзиян славится своими земледельцами, трудолюбивыми и доброжелательными.
С апреля 1925 года Терзиян числился в составе Гойтхского сельского Совета Армянского национального района.
С августа 1953 года, в связи с ликвидацией Армянского национального района, Терзиян был передан в состав Гойтхского сельского Совета Туапсинского района.
По материалам ЦСУ на 1 января 2010 года здесь проживало чуть больше 200 человек.
Где рождение справляют и навеки провожают всем селом
Если не всех, то очень многих жителей хутора нам пришлось увидеть сразу по прибытии в Терзиян. Наше внимание привлекло скопление людей у магазина в центре населённого пункта. Сначала подумалось, что они собрались в ожидании подвоза свежего хлеба. Но, оказалось, что собрание по другому поводу — печальному. Бросив все дела, как это было раньше повсеместно, терзиянцы пришли проводить в последний путь своего, как его здесь все уважительно называют, доктора — Татосяна Согомона Диграновича.
Согомону Диграновичу было 92 года, из которых он больше 30 лет трудился в хуторе. Получил медицинское образование в трудные послевоенные годы, приехал на работу в Терзиян по направлению, встретил здесь свою половинку и остался жить. Его уважали в хуторе, прислушивались к его мнению, обращались за помощью, доверяя его профессионализму и опыту. И доктор Татосян всегда спешил на зов, невзирая на время суток и погодные условия.
Много добрых и благодарных слов было сказано земляками. Но время торопит, и скорбная процессия направляется на кладбище. Проводив её по вековой традиции до конца улицы, кто не участвует в погребении, тихо переговариваясь, расходятся по своим домам. Разговоры всё больше о том, что село вымирает.
Вот и мы опечалились, узнав, что не далее как месяц назад ушла из жизни прекрасной души женщина и гостеприимная хозяйка Шнорик Арсеновна Терзиян. Её муж — из рода основателей хутора, Исраел Кеворковоич Терзиян, здешний старейшина, ещё не оправился после утраты верной спутницы жизни. Он сегодня немногословен, и этим разительно отличается от того добродушного и жизнерадостного дедушки Исраела, которого мы всегда знали и всякий раз навещали, с удовольствием слушая его рассказы о событиях Великой Отечественной войны, о послевоенном возрождении хутора, о знаковых вехах в истории населённого пункта, свидетелем и активным участником которых он был.
Выпив по чашечке кофе, сваренного нам его дочерью Кариной, покидаем всё такой же гостеприимный, но осиротевший двор. Печально. Утешает единственная мысль, что у дедушки трое дочерей, и на склоне лет он не останется одиноким.
Есть улицы центральные…
а нам милей не шумные
В Терзияне нельзя заблудиться, потому что здесь всего четыре улицы и три из них сходятся у магазина. Торговая точка работает каждый день. Заходим, знакомимся с работницей. Аня Терзян.
— Ассортимент у нас широкий, — рассказывает улыбчивая и симпатичная Аня. — Есть всё, что может понадобиться жителю села, от спичек до тапочек. Продукты питания подвозят регулярно, свежая выпечка — каждое утро. Даже нынешней зимой, когда полутораметровыми сугробами завалило все дороги, хлеб всё-равно умудрялись доставлять.
Аня родилась в Терзияне, а росла в Туапсе. Потом вышла замуж и вернулась в родное село. Пусть здесь нет развлечений, как в городе, но зато дети растут всегда под присмотром, на свежем воздухе, вдали от шума, кушают здоровую натуральную пищу. Для родителей это главное.
Улица Октябрьская — центральная, но, как и остальные в хуторе, тихая и немноголюдная. Первым делом внимание к себе привлекает развевающимися на ветру флагами один и дворов. Рядом с калиткой красуется надпись «Автостоянка».
Пока фотографируем колоритную обитель, к калитке подходит хозяйка. Зовут Альбина Вадимовна Варельджян. Раньше в этом доме жила её мама. Альбина большую часть жизни провела на Кубани, но мамы не стало, и дочь с мужем вернулась в родительский дом.
— Приезжают люди в хутор издалека, горы посмотреть, скалы наши живописные сфотографировать или по местам боевым пройтись, — поясняет женщина смысл вывески. — Машину у нас во дворе оставить можно. И отдохнуть с дороги, душ принять, чаю душистого травяного попить, посмотреть сад, в котором, кажется, растёт всё: смородина, вишня, мушмула, ирга, рябина черноплодная, калина, орех грецкий и цветы. Одних только роз 300 кустов. Настоящее царство цветов.
Очаг культуры всем и каждому
С неохотой, но всё же покидаем приветливую хозяйку и её утопающую в зелени усадьбу. И тут же попадаем опять в гости. На этот раз в сельском клубе, где нас встречает радушная директор Елена Согомоновна Пойразян и руководитель кружка рукоделия «Госпожа умелица» Марина Леоновна Матосян.
Именно в клубе средоточие общественной жизни хутора. Интересно здесь проходят праздники, на которые собирается всё село. После торжества, как правило, в клубе накрывают общие столы. Люди поют, танцуют, общаются, обсуждают сельские проблемы.
После длительного перерыва из-за пандемии ковида, в этом году терзиянцы дружно отметили День Победы. Готовились тщательно, украсили окна клуба, навели порядок во дворе, закрепили флаги, подготовили программу праздника.
— Перед майскими праздниками по работе ездила в Туапсе, — рассказывает Елена Пойразян, — по дороге присматривалась, кто и как украсил территорию к празднику. Сравнила и подумала, что если бы в районе проводился какой-то такой конкурс, то мы бы обязательно были в числе призёров.
В словах собеседницы нет хвастовства. В Терзияне и в самом деле люди ко всякой работе относятся с полной отдачей. Вот и в клубе всё организовано так, что каждый, хоть ребёнок, хоть взрослый, найдёт себе занятие по душе. Дети после школы спешат сюда поиграть в настольный теннис, почерпнуть для себя что-то новое на занятиях по рукоделию, поучаствовать в интеллектуальных викторинах и других мероприятиях. Взрослые женщины организовались в хоровой коллектив.
Яркие впечатления оставил День Победы. Всё, что связано с войной, в хуторе чтут свято. В 1942 году в окрестностях Терзияна шли ожесточённые бои. Фашисты рвались в Туапсе, но защитники города стояли здесь насмерть. Терзиянцы бережно ухаживают за могилами советских бойцов в ныне несуществующем хуторе Перевальном, в урочище «Поляна лейтенантов». Ежегодно сюда приезжают родственники погибших солдат, все они неизменно отмечают гостеприимство и патриотизм местных жителей.
И в этом году здесь прошёл свой «Бессмертный полк». А ещё для детей организовали викторину по теме 9 Мая и забег, в котором победу одержал восьмилетний Влад Довженко.
Помимо того подростки навестили и поздравили ветеранов труда, тружеников тыла. Одной из них была мама Елены — Алмаст Епремовна Пойразян (Шабарян). Она поделилась с ребятами своими воспоминаниями о войне, рассказала о своём полуголодном и босоногом детстве. Как её отец сплёл для дочери из кукурузных листьев чорохи — обувь наподобие лаптей. Её армяне обычно изготавливали из кожи. Но после войны где ты найдёшь кожу. Вот и пошли в ход растения. Но наутро оказалось, что крысы за ночь чорохи сгрызли, в школу идти не в чем. Родители велели дочке оставаться дома. Она горько расплакалась, и тогда отец пошёл искать ей обувь по селу. Нашёл: один ботинок советского бойца, второй — немецкого солдата. Так она в разных ботинках и ходила в школу, а после школы трудилась на колхозных полях: сажала табак и полола кукурузу.
Слушая Елену и Марину, осматриваем клуб. Здесь много перемен к лучшему. Выполнен ремонт помещений и зрительного зала, заменена мебель, пополнилась база музыкальной и видеоаппаратуры. Но главная радость, которой хотят поделиться хранительницы очага культурной жизни, находится на улице. Рядом с клубом активно идёт строительство спортивной площадки, на которой можно будет играть в баскетбол, волейбол, футбольный мяч погонять и в разных эстафетах посоревноваться. Объект возводит «Спецстройкомплектация». Благодаря большой работе актива ТОС, который возглавляет всё та же Елена Пойразян, хутор стал участником программы инициативного бюджетирования, за счёт чего и реализуются давние мечты жителей.
О площадке в Терзияне мечтали давно. В настоящее время детей в хуторе всего человек десять. Учатся они в школе соседнего села Гойтх. Но на лето в Терзиян на каникулы приезжают разновозрастные ребята со всех концов России. Для них лето в хуторе всегда проходит интересно и оставляет много ярких воспоминаний о новых друзьях и событиях.
Одним из факторов, помогающих сплочению детей, отсутствие здесь интернета. Стационарные телефоны в домах имеются, — но сотовая связь сюда ещё не дошла. И в этом, скорее, больше плюсов, чем минусов. Изолированность помогает населённому пункту оставаться вне времени, сохранять вековой уклад, сформированный старшим поколением, и который с приходом цифровых технологий уже не встретишь в большинстве сёл Туапсинского района.
Родная земля даёт силы
Одна из хранительниц прошлого — Мануш Сероповна Матосян. Ей 91 год, она прямая наследница основателя хутора, правнучка Акопа Терзияна. Росла без отца, на воспитании своего деда Месропа. Вспоминает, что он был очень добрым и заботливым, маленькую Мануш всегда укачивал на руках. А об отце, Серопе Месроповиче, дочери осталось на память имя, выбитое в камне памятника при въезде в Терзиян.
Этот монумент был построен к 100-летию населённого пункта и посвящён армянам, погибшим от турецкого геноцида и землякам, не вернувшимся с фронта в годы Великой Отечественной войны.
В мемуарах И.Г. Шурыгина сказано, что в 1978 году инициаторами строительства выступили депутат сельсовета Киркор Аведисович Аведисян, старожилы хутора — уже знакомый нам Исраел Кеворкович Терзиян и Рустам Нерсесович Давтян. На сходе граждане их поддержали и пожертвовали свои средства на оформление стелы.
С того времени прошло больше 40 лет, памятнику потребовался ремонт. В настоящее время вокруг монумента кипит работа, и терзиянцы с нетерпением ждут её окончания.
Мануш Сероповна обязательно посещает патриотические мероприятия. Она — пример молодым, как сохранять жизнелюбие и подвижность. Секрета в том нет, условие — ежедневный труд на своей земле.
Выйдя замуж, Мануш несколько лет жила в Садовом. Позже вернулась в родной Терзиян и добросовестно трудилась на колхозных и совхозных полях, за что удостоена многих наград. Несмотря на солидный возраст, ни дня не остаётся без работы и сейчас.
Для терзиянцев труд на земле — сродни религии. Всё что собрано, что выращено в хозяйстве помогает и им, и родным, живущим в городе. У бабушки Мануш в Туапсе живут дочери, а ещё трое внуков и четверо правнуков. Они часто навещают её, а она с радостью готовит для них гостинцы. Так что жить есть для кого и дряхлеть некогда. Не всякая молодая хозяйка в таком идеальном порядке содержит клумбы как бабушка Мануш.
— Перемены в Терзияне есть, но главное не меняется, — считает она. — Как всегда копаем, сажаем, собираем урожай. За работой не замечаешь время, не обращаешь внимание на старость и болезни. На своей земле родилась, работала и в свою же землю уйду. Это закон.
Корни и камни
Простая и в то же время глубокая философия бабушки Мануш натолкнула на мысль посмотреть старое кладбище, примерно в километре от хутора, о котором мы раньше не раз слышали. Едем в сопровождении Эдуарда Эскандеровича Терзияна. Помимо того, что он деятельный человек, предприниматель, депутат, он ещё и настоящий патриот своей малой родины. По пути проезжаем мимо часовни Сурб Ованес Мкртич, по русски — в честь Иоанна Крестителя, построенной общими усилиями и за счёт средств жителей хутора. Одним из тех, кто возглавил и довёл её строительство до конца и был Эдуард Терзиян.
— За последнее время у нас много перемен к лучшему, — рассказывает он. — И во многом это заслуга нынешней главы администрации сельского поселения Татьяны Николаевны Свечкарёвой. Нет такой проблемы, о которой она бы не знала, такой просьбы от людей, на которую бы она не отреагировала. Она на работе в сапогах, а не в туфельках.
Этой зимой какие сильные снега были, она дома не сидела. И ногу поломала, но всё равно с людьми на связи оставалась. Ей пару часов как операцию сделали, а она, как только пришла в себя, уже звонит: как там дороги, как доставка хлеба. Молодец. Рядом с такой главой и остальным хочется больше работать.
Вы были в клубе, видели сколько там всего нового? И ещё памятник у нас реставрируют. А скоро вышку сотовой связи поставят. Будет в хуторе жизнь не хуже чем у других.
Несмотря на множество дел, Эдуард серьёзно интересуется историей армянского народа и прошлым Терзияна. Рассказывает, что до 1930 года в селении был свой храм. В начале борьбы большевиков с религией церковь сожгли, а её служителей увезли, и с тех пор судьба их неизвестна.
Свидетель тех далёких событий — старое кладбище с множеством могильных плит. Время не пощадило даже камень, многие надписи уже не разберёшь. Только на некоторых можно различить начертания крестов, даты рождения и смерти.
Эдуард Терзиян пытается хоть как-то сохранить эту память о предках, очистить реликвии от наслоений ила и мха.
На обратном пути машину на колдобинах трясёт и кидает из стороны в строну, и наш собеседник искренне сокрушается. Но вместе с тем надеется, что его труд получит отклик, найдутся последователи, которые помогут не только «поднять камни» но и отсыпать дорогу.
— Я из пятого поколения жителей Терзияна, — размышляет он, — Надо, чтобы уже брало в свои руки судьбу хутора шестое поколение, и готовилось седьмое. Тогда наша история не закончится. Вы шли по улицам, обратили внимание, как много новых домов строится у нас? Есть приехавшие издалека люди, но больше местных, кто уехал и теперь возвращается на малую родину. От тех камней на старом кладбище берут начало наши корни, и они, верю, не пропадут.
Лидия НИКОЛАЕВА