Красивая земля – счастливая земля…

173

Село Садовое. Название-то какое говорящее! Сразу представляются пасторальные пейзажи, цветущие или полные плодов деревья, пасущиеся коровы, зелёная трава, синее небо с белыми облаками. А как оно на самом деле выглядит, это отдалённое село на севере Туапсинского района? Не поверите, но в этот солнечный, по-летнему ленивый день Садовое предстало перед нашими глазами точной копией нарисованной воображением картине.
Добраться до него, правда, было не просто, если учесть наш не кроссоверский транспорт. От Шаумяна – только по грунтовой, достаточно извилистой дороге (справедливости ради, стоит отметить, что ям на ней нет)
до станции Чинары, до которой можно добраться и электричкой, а дальше – пару километров асфальтированной трассы, и вы в Садовом.

Объезжаем село, присматриваемся. Действительность не разочаровывает, если честно. Нет разбитых заброшенных домов, центр села асфальтирован, улицы чистые, трава скошена. Вот стая гусей с подозрением поглядывает на нас, чужаков, но подойти ближе пернатые не решаются и с гоготом и раскинутыми крыльями пробегают мимо. В сторонке по скалистому рельефу бежит рыбная, но в жару немного обмелевшая река Псекупс.

Всему своё время
Подъезжаем к дому с красным железным забором.
– Хозяева, есть кто дома? (Представляемся).
– Заходите. С чем пожаловали?
– Хотим узнать, как живёте-можете?
– Трудимся потихоньку, стараемся.
Под навесом широкий двор семьи Ардаваса и Евы Мавян. Они в Садовом известные фермеры, да и за его пределами тоже хорошо знакомы туапсинцам. Уже восемь лет занимаются молочным животноводством, делают мадзун (он же мацони), арьян (старинный кисломолочный продукт — квашеное молоко с водой), сметану, масло, сыр.
– Арчи, иди сюда, хулиган, – Ардавас зовёт щенка породы ягдтерьер, шкодливого «парня», который норовит поточить свои зубки о наши ноги.
– Он у нас такой, варварёнок. И утащить всё норовит, всё, что плохо лежит, себе в будку несёт и там складывает, – добавляет Ева.
Хозяева угощают нас мадзуном, кофе, конфетами. Сидим за большим столом, за которым обычно собирается многочисленная семья, когда на выходные из города приезжают старшие дети: сын Саак (о нём газета «Черноморье сегодня» писала как о претенденте на звание «Молодое имя Кубани») и его семья, дочь Аня с мужем. Две младшие – близняшки Яна и Диана окончили в этом году 9 классов, и теперь – студентки метеотехникума, так что на время учёбы тоже покинули родительский дом.
У Мавянов — ЛПХ, заниматься хозяйством их надоумил сын, когда вернулся из армии. Начинали с разведения кур, но спустя два года оказалось, что у хозяйки аллергия на перо. Пришлось менять «специализацию». Первых двух коровок подарил Мавянам опять-таки сын. Сейчас в их стаде около 30 голов. Все породы проверенные, адаптированные к горной местности и климату. Как шутит Ева, своих коров они называют гончими, всех знают «в лицо», детали биографии каждой записаны в специальной тетради.
Бывает трудно, признаётся она, но это лучше, чем ничего не делать. Ева немного жалеет, что раньше не занимались этим. Но, как говорят, всему своё время.
– Тогда моложе были, интересы другие, хотелось и погулять, и съездить куда-нибудь, – говорит она. – Работали по найму, не задумывались, что надо трудиться на себя, ведь живём в сельской местности.
Сама она после школы окончила туапсинское 9-е училище, дальше из Садового не отпустил отец, потом работала в местном медпункте. С мужем они вместе учились в школе, но не дружили — Ардавас старше на три года, Ева тогда была ещё совсем девчонкой. Но время пролетело быстро. Ко времени, когда парню надо было в армию уходить, Ева стала такой красавицей, что на проводах он ей наказал: «Пока не вернусь, замуж не выходи». Ева тогда расхохоталась: «Вот ещё, буду я тебя ждать…». И эти слова подвигли Ардаваса к быстрым и решительным действиям.
– Он из армии в отпуск несколько раз приезжал. В один из приездов мы и поженились, – с улыбкой вспоминает Ева.
Спрашиваем, что из продукции пользуется бОльшим спросом. Хозяева говорят, на каждый товар свой купец. Даже арьян кто-то любит свежий, а кто-то предпочитает покислее. Для этого он должен настояться. Раньше его делали в бочках, тогда он ядрёным выходил. Мадзун тоже бывает разный, на любителя.
– Окрошка, наверное, с ними отличная выходит?
– Из мадзуна получается прекрасный летний суп, – делится рецептом Ева. – Потрите на тёрке огурец, порежьте мелко зелень, чеснок добавьте, соль. Всё просто, но вкусно как! А главное – полезно. В жару очень хорошо идёт.
Своё Садовое, признаются Мавяны, уже ни на что не променяют. Это тот случай, когда говорят: где родился, там и пригодился. В городе все задыхаются, в селе тишь да благодать, воздух горный. В карантин здесь полно народу было — кто к родне приезжал на время, кто в отчий дом.
– Если здесь хоть раз побывал, обязательно вернёшься, – уверена Ева Мавян.

Из прошлого в настоящее
Село Садовое в декабре 1869 года было переименовано из станицы Владикавказской. Со дня основания, 26 марта 1864-го, в станице поселились 14 семей казаков Оренбургского казачьего войска и 41 семейство из государственных крестьян. Здесь также располагались штаб-квартира 4-го Кавказского линейного батальона и стрелковая рота. Изначально населённый пункт территориально относился к уездному центру Горячий Ключ.
В документах Туапсинского района Садовое значится с 1 июля 1955 года. Национальный состав села — русские и армяне. По переписи 1999 года здесь проживало 519 человек. Сегодня количество селян почти вдвое меньше. Если судить по списку избирателей, закреплённых на этом участке и в Чинарах, едва набирается триста. А фактически – и того меньше.
Ева Мавян помнит, как бабушки в детстве говорили, что в Садовом издавна жили староверы. Все остальные, в том числе армяне, селились в посёлках и хуторах вокруг: в Мирном, Грязном, Ширинке, Мелканове. У общины была и церковь своя, в войну в ней обустроили медсанчасть. Сейчас на том месте ничего уже нет. В какой-то момент староверов стали притеснять, и они подались в другие земли.
После войны в Садовом успешно работали молочная ферма и совхоз, выращивали табак, арбузы и даже пшеницу. Садовая табачная бригада гремела на весь район.
Сегодня, к сожалению, молодёжь на селе сложно удержать, работы нет. Дом культуры требует ремонта, но деньги на эти цели выбить трудно. Как пояснил глава Шаумянского сельского поселения А.А. Кочконян, загвоздка в том, что земля под клубом в своё время не была оформлена надлежащим образом. Тем не менее вопросом этим администрация поселения занимается, соответствующие документы будут получены в ближайшее время, и тогда ДК сможет войти в программу капитального ремонта, как сельский дом культуры. Будем надеяться, что уже в следующем году очаг культуры ждут добрые перемены.
Многое в жизни Садового зависит от транспортного сообщения, но автобусы не ходят, и добраться можно только на электричке или своим ходом. А вот были бы регулярные рейсы, да дорога получше, многие приехали бы сюда жить, уверены селяне.

Сельская почта как центр цивилизации
Так считает и Армен Матуковна Каракян — начальник местного почтового отделения. Сорок лет она трудится в этом здании, построенном в конце 60-х годов. Ему, как и клубу, ой как нужен ремонт: трещины в стенах не скрывает свежая побелка. А в остальном, как и везде, всё цивилизованно – автоматизировано и компьютеризировано. На стойке разложены газеты и товары: как известно, все отделения Почты России с некоторых пор ещё и реализуют различную продукцию — от еды до бытовой химии. Всегда удивлялась, зачем? Оказывается, необходимость есть и в этом.
– Аня, здравствуй, мне крышки нужны, – говорит зашедшая в отделение женщина.
– Привет, Катя, крышки закончились, иди теперь в магазин, – отвечает почтальон Армен Матуковна.
– Да я хотела родственницу поддержать, потому и пришла сюда, – отвечает посетительница.
– Катя – жена моего двоюродного брата, – поясняет Армен Матуковна.
Когда-то в сельском отделении было две работницы на полных ставках, теперь осталась только она одна. Почту и пенсии сама разносит, помимо Садового в её ведении ещё Чинары и Афапостик.
– Как туда добираюсь? Муж на квадроцикле возит. У меня около 90 пенсионеров, жалко их всех. Ещё и коммуналку помогаю им оплатить.
Когда поставили компьютеры, сложно было, плакала сначала, ничего не получалось, даже уволиться хотела. А потом привыкла, освоилась. Да и дома сидеть, признаться честно, скучновато.
Нашу беседу прерывает телефонный звонок:
– Кто? Корреспонденты? Нет, не ушли, здесь они. Галя рассказать что-то хочет? Хорошо, сейчас передам.

Настоящая турша вопреки бюрократии
Галя – полное имя Гайкануш – ещё одна родственница Армен, невестка Кати, той, что за крышками приходила.
Идём к дому Мелконянов. Во дворе на плите в кастрюле кипит вода, турша готовится. Гайкануш в родительском доме бывает каждый день. Ухаживает за лежачим девяностодвухлетним отцом. Сама же живёт в одной из пятиэтажек на станции Чинары, когда-то работала на железной дороге.
Меня всегда удивляли эти выросшие из ниоткуда, диссонирующие со всем окружающим пейзажем многоэтажки. Когда-то давно в нашей стране был такой клич – перекинуть смычку между городом и деревней. Вероятно, эти многоэтажки в чистом поле, среди гор и лесов и призваны были стать такой смычкой. Но, как показало время, не стали. Более того, теперь с ними проблем гораздо больше, нежели с их городскими собратьями. Как живут в них люди? Гайкануш нам рассказывает о проблемах этих двух, по её словам, забытых всеми многоэтажек, в которых 120 квартир. В советское время дома были на балансе железной дороги. Сегодня половина квартир пустует – в глубинке нет ни работы, ни условий для жизни. Газа нет давно, вода тоже частенько отсутствует. В апреле ветром сорвало крышу, теперь дождём заливает квартиры на верхних этажах. Люди просят устранить неполадки, но им говорят, что капитальный ремонт запланирован на 2029 год. А как жить сейчас?
– За воду и канализацию много лет не платим, и не потому, что не хотим, а не можем – ссылаются на какие-то бюрократические проволочки, – говорит Гайкануш Поддубная. – Куда нам обращаться? От кого ждать помощи?
Сама Гайкануш спасается тем, что каждый день проводит в Садовом, в доме отца. К слову, их род в селе живёт около века — её дед подался в эти края из Турции, села Эренджук, а брат его остался там.
Но вода кипит, и мы возвращаемся в чесночно-фасолевое царство. Какой амшенский армянин не любит туршу! Вот и Мелконяны её готовят. И, дорогой читатель, поделились с нами секретами приготовления и консервации на зиму этого национального армянского блюда. Так что берите ручку и бумагу. Итак. Сначала надо отварить фасоль – бросить в кипящую воду и помешивать шумовкой. Главное – не доводить до кипения, иначе получится каша. Просто дождаться, когда столбики пузырьков «побегут» к поверхности воды. Чтобы была хрустящая фасоль, времени на варку потребуется меньше. Перец болгарский можно просто бланшировать и, выключив огонь, оставить в кастрюле минут на пять. Помидоры и вовсе не требуют термической обработки. Отваренные овощи разложить на стол, чтобы остыли, чуть присолить. Отдельно потолочь чеснок – слегка раздавить нечищеные, но тщательно промытые зубчики. Острый перец пропустить через мясорубку и добавить соль. В кастрюлю выложить слоями чесночно-перечную смесь и овощи, залить рассолом (чуть солонее, чем вкусно) и поставить под гнёт. Через пару дней разложить по банкам, поставить каждую стерилизоваться в кастрюлю с водой на полчаса, оставшийся рассол закипятить, залить банки доверху и закатать. Всё. Зимой вкуснятину открываем и под картошечку с маслицем, а может, и под что покрепче да в хорошей компании… Эх!
Что же касается вопроса чинарских многоэтажек, как заверил глава Шаумянского сельского поселения Ардавас Кочконян, вопрос с передачей жилых зданий на баланс поселения будет урегулирован до конца этого года. Тогда все текущие проблемы жителей многоквартирных домов будут решаться намного быстрее и легче. А пока территория под пятиэтажками не является землями поселения, то и выделение на неё средств по закону будет считаться нецелевым их использованием.

Правильная жизнь фермера Гаврилова
Аркадий Гаврилов не первый год занимается крестьянско-фермерским хозяйством в Садовом. Его корни здесь. Бабушка Ева когда-то работала в здешнем табаксовхозе, была передовиком-гектарницей, а имя её гремело на весь район.
У Аркадия Гаврилова за спиной два института – экономики и управления. И когда он решил радикально изменить сферу деятельности и «променял» душные кабинеты и городскую жизнь на чистый воздух и деревенский простор, образование очень помогло ему в организации нового дела.
Мы не раз о нём писали, и в этот приезд не могли не зайти в гости, разузнать, что изменилось в жизни его хозяйства. Чтобы встретить нас, Аркадий специально вернулся с полей, которых в его ведении 60 гектаров.
Мы говорили о развитии садоводства, о том, что он принципиально производит только экологически чистую продукцию растениеводства и животноводства, о его экспериментах по выращиванию тех или иных садовых культур. Показал хозяин нам и свой семейный огород.
Здесь растёт фасоль, перец сладкий и чили, свёкла, помидоры и даже арбузы. Что касается животноводства, Гаврилов, как и десяток лет назад, владеет стадом в 20 голов крупного рогатого скота. Есть куры, кролики, лошади.
А ещё Аркадий – футбольный фанат, заядлый болельщик клуба «Краснодар». При первой же возможности едет на матч. А в остальном развлекаться некогда: с утра и до вечера работа в собственном КФХ. Он управляет всем сам, говорит, что физические нагрузки уходят на второй план, ведь дело любимое приносит радость и моральное удовлетворение.
– Когда человек занят тем, что нравится, ему неведома усталость, – делится фермер. – Душой здесь отдыхаю, мысли, когда трудишься на земле, правильные, сама жизнь тут правильная, натуральная.

Десять километров до «начала холодов»
Таково расстояние от Садового до горы Почепсуха, название которой с адыгейского переводится как «холодный нос» или, как вариант, «начало холодов». Эта природная достопримечательность на границе Туапсинского и Горячеключевского районов привлекает внимание не только местных туристов – покорить вершину в 911 метров стремится немало людей из других мест нашего края. И все любители активного отдыха, направляясь на восхождение, не пройдут мимо села Садового. А потом делятся впечатлениями от красот здешних мест, описывая кристально-чистые, как будто хрустальные ручьи, поля и луга, полные цветов, лесистые горы.
Красивая земля. А значит, счастливая. И люди здесь такие.

Ольга СЕДЛАЧЕК