Рождество позади, воспоминание продолжается

49

Рождественские праздники в Туапсинском районе отмечали не только православные христиане, но и десятки приверженцев католической веры, чей церковный календарь, как известно, опережает православный на тринадцать дней.

Настоятель прихода святых апостолов Петра и Павла отец Яцек уже многие годы встречает Рождество в России, в частности, в Туапсе, а не в родной Польше. Он рассказывает, что в этот раз в связи с пандемией порядок праздников, как и в прошлом году, отличался от привычного.
— Обычно мы проводим святую мессу 24 декабря в девять вечера — стараемся не очень поздно, потому что католическое Рождество в России не общий праздничный день. В храме собираются человек сто. Это не обязательно верующие, но также члены их семей, соседи, друзья — мы рады всем. Однако в нынешних условиях мы уже не могли позволить такого многолюдия, не подвергая пришедших опасности заражения.
Чтобы минимизировать риск инфекции, решено было провести две службы — в шесть и восемь вечера, при этом прихожане заранее записались на то или иное время. В результате на каждое богослужение пришло по сорок человек, а на пастырскую святую мессу утром следующего дня — ещё тридцать, и это позволило избежать скученности, сохранять дистанцию в полтора метра между людьми. Естественно, соблюдался масочный режим, руки на входе обрабатывались антисептиком.
Как всегда, прихожане заранее украсили церковь, поставили вертеп с большими восковыми фигурами святого семейства и волхвов.
Все три службы проводились в основном на русском языке, но также на польском и армянском. Отец Яцек знает несколько молитв на армянском, который считает очень сложным языком. Прихожане, для которых армянский родной, дополняют службу другими молитвами и песнями. И конечно, какие-то предусмотренные обрядом слова звучали на латинском и греческом. (До 1965 года католическая церковь молилась только на латыни, но потом постепенно стала переходить на живые языки.)
— Обычно у нас в храме на Рождество дети показывают сценки на библейские сюжеты, читают стишки, поют песенки. В это раз от сценок мы отказались — они требуют репетиций и подготовки костюмов, а в такое время лишний раз собираться вместе, может, и не стоит, — продолжает отец Яцек. — Выступления детей всё же состоялись – они носили спонтанный характер. Кто-то спел, кто-то почитал стихи, кто-то просто высказал свои пожелания. Получилось очень неплохо, многим взрослым даже показалось, что всё это тщательно отрепетировано.
Также в первый день Рождества в туапсинском храме обычно устраивают праздничную трапезу для одиноких и пожилых прихожан. В этот раз её не было — просто люди предпочли угощаться дома. Правда, совсем небольшое застолье состоялось накануне — в сочельник.
В католицизме рождественское время заканчивается 6 января, в Крещение, а точнее со следующим после Крещения воскресеньем. Белые и золотые литургические одеяния священнослужителей сменяются обычными зелёными. Но ещё до Сретенья (2 февраля) длится воспоминание рождественского времени. Люди продолжают петь праздничные песни, например: «Вот Христос родился, К нам пришёл на землю». В церквях и в домах остаются вертепы и маленькие фигурки Христа.
А у отца Яцека сейчас время визитов — благословения домов. Радость в церкви переносится в жилища. Священник посещает прихожан, садится с ними за обеденный стол, совершает с ними совместные молитвы, ведёт задушевные беседы — о том, что Бог принял человеческий облик, чтобы стать понятней людям, а мы в ответ должны попытаться хоть чуть-чуть стать ближе к Сыну Божию.

Владимир БЕЛЯЕВ