В третью субботу октября в Краснодарском крае отмечается День кубанского казачества. В Туапсинском районе казачье общество возглавляет атаман Михаил Анатольевич Саморуков. Потомственный казак – по материнской линии казаки запорожские, по отцовской — донские, он всю жизнь на военной службе. Как только ушёл в отставку, сразу пришёл в общество. Чем живёт оно сегодня, какие цели ставит?
– Михаил Анатольевич, сколько под вашим руководством человек?
– Именно в штате 83 казака. Но в самом обществе по спискам проходят 735 человек в Туапсинском районе. Это не значит, что все они здесь. Часть казаков на военной службе: это и молодые «срочники», и офицеры, которые служат по контракту, и те, кто в силу жизненных обстоятельств уехал в другие города. Но вступили в общество они у нас, здесь и числятся. Только временно отсутствуют в районе. Основная часть — почти 500 человек — состоят на воинском учёте, а значит, это достаточно молодые люди от 20 до 50 лет.
– Кто может стать казаком?
– Любой российский гражданин. По зову сердца. Мы с 16 лет зачисляем в списки. Потом отслеживаем их судьбу. Кто-то после школы в вузы поступает, кто-то в армию идёт. Наши казачки, когда поступают на службу в вооружённые силы, уже через три месяца, как правило, получают звание сержанта. Почему? Потому что более подготовленные, дисциплинированные, знающие. Соответственно, их командиры всегда выделяют. Сейчас набираем людей в войсковой резерв по контракту. Министерство обороны им даже даёт довольствие.
– Какими качествами должен обладать казак?
– Да казаки такие же люди, как и все остальные. Но, в первую очередь, смелые, принципиальные, сильные духом. Самое главное – соответствовать казачьим заповедям и принципам.
– А что это за заповеди?
– В основном они связаны с товариществом, православием, служением Отечеству. Все, кто приходят в общество, имеют обязательство несения государственной службы.
– Какой деятельностью казачье общество занимается в районе?
– В уставе у нас более двадцати направлений работы. Начиная от охраны общественного порядка, природных ресурсов до защиты государственной границы. Также помогаем противодействовать незаконному обороту наркотиков, охраняем государственные и муниципальные учреждения, в том числе и детские. В Туапсинском районе в нашем ведении охрана всех без исключения школ. В больших образовательных учреждениях обычно устанавливаются по два поста. В маленьких, сельских, по одному. Но подключают и видеонаблюдение, и тревожные кнопки.
– Вы казаков взращиваете с детского сада, не говоря о школах.
– Стараемся. Два детских сада в городе, по одному в Октябрьском и Георгиевском имеют казачьи группы. Из 36 школ в районе в 23 есть казачьи классы или группы. Где-то больше, где-то меньше. Городская третья официально уже считается казачьей. Родители сами приводят детей, без их желания и воли ничего не происходит, конечно. Потом кто-то из ребят останется в обществе, кто-то нет, и это уже не столь важно. Главное — воспитать их достойными гражданами нашей страны.
– Расскажите о фестивале казачьей культуры: когда и как планируете его провести?
– Решили, что он всё-таки должен быть в ноябре. Фестиваль станет вторым по счёту, в прошлом году пришлось пропустить из-за пандемии. Планируем проводить мероприятия в ГДК, они будут, конечно, направлены на популяризацию казачества. Эти два года организовывали и детский творческий фестиваль, в котором мы как раз задействуем все казачьи классы, но он прошёл в онлайн-режиме.
– Как в пандемию жили-были?
– На нас в основном легла функция по недопущению распространения covid-19. Патрулировали улицы, общественные места, работали в обсерваторах. Слава Богу, казаки наши не болели, мы все делаем прививки, кто-то уже по второму разу. Дисциплина.
– Как будете проводить свой праздник?
– Если бы не ограничения, устроили бы городские гулянья c установкой декораций куреней и казачьего быта. А так, соберёмся в большом зале городской администрации. Там и поздравления будем принимать, и концертную программу посмотрим.
Ольга СЕДЛАЧЕК