Современный мир – точно скорый поезд, который несётся без остановок по рельсам времени. И нам, чтобы успеть за семимильно шагающей жизнью, приходится запрыгивать в него на полном ходу. Действительность требует от нас быть постоянно быть в движении, зовёт постигать всё новые способы деятельности, самосовершенствоваться и обновляться, расти творчески и духовно. И неважно, сколько тебе лет – 20 или далеко за 50. Дерзай, расширяй границы своих возможностей и становись лучшей версией себя!
Герои нашего материала, жители Новомихайловского – Ольга Комиссарова и Александр Симонов – воодушевлённые и вдохновлённые, с разносторонними интересами (от них мы, например, узнали, что такое дом, который «кормит» себя сам. Называется такой вегетарием), движутся только вперёд, разрушая стереотипы. Их путь – это череда приключений, открытий, новых познаний и ярких эмоций, составляющих богатый жизненный опыт.
Ольга Петровна – по профессии психолог, за плечами которой десятки лет трудового стажа. Общительная, с мягкой выразительной улыбкой и лучистым взглядом, элегантная, она в свои 65 лет (да-да, вы не ослышались!) занимается оздоровительными практиками и покоряет мир фэшн-индустрии. Она, будучи «возрастной» моделью, уверена, что жизнь после 50 не только не заканчивается, но и может заиграть новыми красками. С этим всецело согласен и её любимый супруг. Александр Николаевич в предстоящем году встретит свой 70-летний юбилей, однако, несмотря на «серебряный» возраст, энергии, задора и боевой закалки ему не занимать. По образованию глава семейства – математик, окончил Уральский государственный педагогический институт, нынче репетиторствует, по натуре же он – неутомимый изобретатель, генерирующий всё новые и новые идеи, о которых обязательно расскажем чуть погодя.
Такой необычный тандем сложился у наших героев уже в зрелом возрасте. Долгое время их дороги шли врозь, пока не приключилась одна занимательная история. Дело было в Тольятти.
— Однажды днём на рабочем месте, тогда я возглавляла городской центр «Семья», со мной случилось внезапное предвидение, — начинает рассказ Ольга. – Откуда ни возьмись явился светлый образ, заговорил и дал ясно понять, что спешит ко мне будущий муж. Во как! Поначалу я опешила и всерьёз увиденное и услышанное воспринять никак не могла: о новых отношениях не мечтала — в браке была больше двадцати лет, воспитывали с супругом двоих детей. Точно не про меня история, подумала. Но вдруг та-а-акое началось: мужчины в кабинет потянулись вереницей, будто им мёдом намазано было. Один, второй, третий. Никогда такого не происходило раньше! Помня, что мне предсказано было, прислушивалась к себе, знака какого-то ждала. И тут очередной посетитель подоспел, только ручка двери повернулась да нос показался… а я уже чую – моё, моё! Каково же было удивление, когда минуту спустя в кабинет неспешно проследовал мужчина, постукивая костылями. Судьба, видимо, ты пошутила, в душе рассмеялась я.
Но «злодейка» и не думала шутить – через время опять нос к носу столкнула двух людей. Занимаясь на работе проектом по детям-инвалидам, Ольга обратилась в магазин тематической литературы. А там её встретил… он. Суженый! И был это Александр, как вы уже могли догадаться (в те далёкие годы мужчина возглавлял организацию, объединяющую людей с инвалидностью). Судьба не напрасно свела их вместе ещё раз – так она дала им обоим ещё один шанс разглядеть то, в чём прежде оба оказались слепы.
– Жажда жизни и любви – вот что меня в нём подкупило, – продолжает рассказчица. – Мы начали встречаться, оба были захвачены этим всеобъемлющим и пылким чувством. Тогда я поняла, что даже дышать не могу без этого человека. Так продолжалось некоторое время, пока однажды Саша не приехал ко мне на машине и сказал: «Космиссарова, если ты меня любишь, выходи замуж». Я сказала: «Подумаю».
Вот так удивительное знакомство невзначай перетекло в весёлую, по признанию самой пары, семейную жизнь. Было тяжело в быту, часто не хватало средств, но радостно от того, что рядом оставались и поддерживали родные люди (новоиспечённых супругов навещали дети от предыдущих браков обоих, в квартире собиралась большая и шумная компания).
– Вы кашу из топора едали, ну, как в сказке? — тут же спрашивает Ольга. – Вот мы её варили как полагается, настоящую, – с топором железным, потом к нему в кастрюлю летело всё, что наскребли по сусекам. Порой совсем были голодные времена, вот и выкручивались с юмором, не падали духом.
Не растерялись наши герои и когда Александру, как инвалиду, выделили неподъёмную электроколяску весом в центнер. Ольге занести её в дом своими силами было невозможно, оставить средство передвижения на улице под каким-либо навесом – тоже не выход. Пораскинули мозгами, как бы организовать пространство с удобствами, да решили железно: быть переезду! По счастливой случайности, через некоторое время поисков подходящего варианта и поездок по югу, по сдельной цене одна знакомая предложила чете часть домовладения в Новомихайловском.
– Нашей радости не было предела, – вспоминают супруги, как перебрались в Туапсинский район 4 года назад. – Тут свой дом (пусть и с соседством), где есть возможность развернуться, создать творческое пространство и мастерскую, земельный участок с теплицей. В саду – хурма, инжир, яблони, слива. Замечательный климат, природа и, конечно, море – чего ещё можно желать!
– Когда Саша на коляске заехал с асфальтированной дороги на участок, а потом прямо в комнату, так и поняли, что остаёмся тут жить, — признаётся Ольга. – Здесь, в посёлке, он сам может отправиться в поликлинику, в магазин за продуктами: сетевые, типа «Пятёрочки», все обеспечены пандусами. Единственное и самое главное, что, к сожалению, пока недоступно – это море. Было бы здорово, если бы в районе обустроили инклюзивный пляж.
Представили такой проект в Туапсе прошлым летом. Тогда к нам на несколько дней с экспедицией прибыла общественная организация «Ковчег», а на центральном городском пляже у воды была оборудована зона отдыха для людей с особыми потребностями. Семейная пара из Новомихайловского мероприятие пропустить не могла. Собственно, там и завязалось наше с ними знакомство. Александр Симонов поспешил не только испробовать инклюзивный пляж на себе – для инвалида-колясочника это редкая возможность окунуться в воды Чёрного моря и вдоволь накупаться – но и поделиться своими идеями с изобретателем Романом Араниным, руководителем «Ковчега». Не секрет, многие изобретения для инвалидов появляются потому, что «несчастье помогло». Это можно сказать и про Р. Аранина, запустившего производство техники для маломобильных граждан, и про А. Симонова. Положение дел сподвигло его также разработать и смастерить небольшой вездеход для тех, кто не может ходить (на фото его прототип). Эдакий мини-танк: на двух гусеницах закреплено сидение. Упрощённый его вариант – с ручными рычагами – даже может заехать в воду, основной же предполагает мотор.
Многим людям, прикованным к инвалидному креслу, зачастую не хватает простых радостей жизни. С трудом можно представить себе самостоятельные прогулки таких людей по лесу или пляжу, выезд на охоту и покорение вершин. Несмотря на постоянное совершенствование производителями конструкций моторизованных инвалидных колясок, их проходимости недостаточно. А ведь такое изобретение, как вездеход, легко и просто справится с поставленными задачами.
Движимый идеей его создания, Александр Николаевич не стал терять времени почём зря: закатал рукава да взялся за инструменты. Гусеницы для техники он вырезал из старых шин, служивших чемпионам по мотоспорту в Тольятти, пластиковые колёса позаимствовал с детских велосипедов – пришлось наведаться в спортмагазин.
– У Саши прекрасное представление как работает техника, — отмечает его благоверная. – Он без труда, ещё будучи молодым, восстановил автомобиль, только представьте, 1934 года выпуска. Машина была на ходу, помогала в сельском хозяйстве.
Наши герои верят, что и «вездеходик», как они его ласково нарекли, будет служить людям и обретёт благодарных пользователей.
— Вы знаете, что такое зайти в воду людям с ограниченными возможностями здоровья? – продолжает Ольга Комиссарова. – Мы подъезжаем на берег, сплошь обставленный палатками, автомобилями в разгар сезона. Негде поставить и свой транспорт, цены на платную парковку аховые – встречали по 200 рублей/час и никаких льгот инвалидам! Дальше начинается самое интересное: Саша из машины усаживается в войлочную «лодочку» и сползает в ней по гальке к кромке воды, откуда потом выползает в море. После купания всё повторяется в обратном порядке, разве что с ещё большим балластом – к машине возвращаешься с кучей камней в плавках и в «лодочке». Своевременной и нужной показалась нам задумка с инклюзивным пляжем, но я из личного опыта тогда поняла, что отвезти человека на специальной тележке, которую представили «ковчеговцы», к воде не каждому под силу. На таком пляже без волонтёров никуда. А вот вездеход прекрасно справляется один! Ради интереса мы с мужем прикинули, во сколько бы обошлось оборудование пляжной зоны таким новшеством. Пляж со специальными лежаками и плавательными средствами, который привозили в Туапсе в 19-м году, по средним подсчётам вышел в 1,5 миллиона рублей, в то время как на один вездеход можно потратить всего около 50 тысяч. Что же касается массового производства, считайте сами: детали на транспорт можно изготавливать на 3D принтере (такой стОит порядка 300 000 рублей), вместе с этим снизится и цена на серийное производство вездеходов до 30 тысяч. Опять же, часть расходных материалов – а именно покрышки – можно брать у гонщиков. Их, уже непригодных для прямого назначения, у них пруд пруди.
– Это подарит вторую жизнь шинам, а маломобильным гражданам, без преувеличения, жизнь новую, полную свободы и мобильности. К тому же, вездеходы легко хранить и убирать, в обслуживании они неприхотливы. Думается, такое новшество прижилось бы на Черноморском побережье, – добавляют наши увлечённые затеей собеседники (они себя называют просто: «освоители пространства»). – Мы надеемся обрести единомышленников в части выпуска вездеходов непосредственно для пляжа и воды. Весной, как вернёмся в Новомихайловский, уже планируем оборудовать мастерскую и вплотную заняться этим делом. К сожалению, у нас самих средств на реализацию проекта не хватит. Мы очень рассчитываем найти финансовую поддержку и наладить партнёрские отношения с конструкторскими бюро, учебными заведениями технического профиля, чтобы полноценно воплотить идею в жизнь.
Так незнающие усталости и покоя пенсионеры, полные любви друг другу и к окружающим, Александр Симонов и Ольга Комиссарова смотрят в завтрашний день и размышляют над тем, что могут принести доброго и полезного для мира, исходя из своей профессиональной деятельности и жизненной позиции.
Анна ДЕМИЧЕВА