На полотнах мастеров ушедшей эпохи

73

В Туапсинском историко-краеведческом музее имени Н.Г. Полетаева продолжается выставка картин «Художники с именем». На ней представлена двадцать одна картина и гипсовый бюст.

Как можно догадаться из названия, в музее собраны произведения уже признанных мастеров. Это имена, ставшие известными в советскую эпоху: Яблонская, Бельмасов, Судаков, Котьянц, Тутинасов и другие (исключение – скульптор Конёнков, который стал знаменит задолго до Октябрьской революции).

– Чтобы оценить высочайший уровень произведений, даже необязательно разбираться в искусстве, – говорит директор музея Ирина Банько. – Достаточно просто повнимательнее взглянуть на работы. Если это портрет – мы видим характер, настроение. Если пейзаж – ощущаем простор, как бы перемещаемся в то место. В натюрмортах – необычный взгляд, удивительная игра цвета.

Действительно, глаз подолгу задерживается на полотнах. Вот, например, портрет прозаика Бориса Акулова кисти Павла Судакова. Пожилой писатель, похоже, полностью погружён в себя. Позирование утомляет его – это чувствуется даже не во взгляде, который он отвёл, а в принуждённости позы: «Скорей бы уже закончилось!»

Туркменский бульдозерист на портрете Какаджана Рахманова – словно сжатая пружина, об этом говорят его нетерпеливые глаза, будто сейчас он станет свидетелем какого-то важного события. Или портрет дочери живописца Бориса Бельмасова. Молодую женщину явно гнетёт какая-то забота, но она ни за что не скажет какая – из упрямства. И ты смотришь на картину и пытаешься разгадать секрет этой упрямой женщины.

По иронии судьбы самая известная в народе работа Бельмасова – фоторобот маньяка Чикатило, составленный со слов свидетельницы. С помощью этого рисунка и был задержан преступник. И даже когда Бельмасов ушёл из жизни в 2016 году, заголовки новостей так и сообщали: «Умер автор самого известного фоторобота Чикатило». Но это уже, скорее, разговор о превратностях славы и капризах моды на искусство, которая, как известно, переменчива.

По словам Ирины Викторовны, картины советских мастеров попадали в музей двумя основными путями: либо закупались в Краснодаре, в производственном  объединении «Спутник», либо безвозмездно поступали по линии «РосИзо» – эта организация с 1959 года занимается пополнением музейных фондов.

Мы просим старшего научного сотрудника, экспозиционера выставки Марину Куадже выяснить, как поступил в музей этюд лауреата двух Сталинских премий Татьяны Яблонской. (Наверное, все помнят её картину «Утро» с девочкой у ещё не застеленной постели, репродукция которой была в школьном учебнике «Родной речи». А на представленном этюде – лицо той же девочки, только в более младшем возрасте.) Признаться, ответ не столько проясняет ситуацию, сколько ставит новые вопросы. Согласно музейным документам, картину передал в музей в 1968 году В.А. Селиверстов, директор школы № 7 и одновременно руководитель Клуба любителей искусства, действовавшего при школе. Как поясняет Марина Юрьевна, записи прежних лет, в отличие от нынешних, очень скупы, подробностей не содержат. Как в любительский кружок попал этюд живого классика, непонятно. Также непонятно, были ли там другие картины известных художников.

Большинство представленных ныне картин ранее на всеобщее обозрение не выставлялись, во всяком случае, на памяти нынешних сотрудников музея. Как такое могло получиться? Одно из объяснений – в тесноте музейных площадей. Чтобы добраться до нужного экспоната в запасниках, нужно перебрать массу других предметов, находящихся между ним и входом, порой вынести их на улицу.

Но, как говорит директор Ирина Викторовна, вскоре ситуация переменится. Музею под фонды выделено здание на улице Рабфаковской, примыкающее к горпарку, в сто с лишним квадратных метров. Оно потребует ремонта, в том числе создания системы поддержания нужного климата. К слову, фонды насчитывают 233 предмета живописи и 463 – графики. Это не считая тысяч прочих экспонатов.

Планируется, что в 2024 году новое здание музея вступит в эксплуатацию. Уже сейчас музейщики обсуждают идею открытого показа фондов. Сейчас это довольно распространённая музейная практика: посетители рассматривают не тематически подобранные предметы, а в том порядке, как они хранятся – как бы попадают в атмосферу «тайной комнаты», куда вход открыт только избранным. В этом есть своеобразный шарм.

Впрочем, это пока лишь планы. Пожелаем, чтобы они сбылись. А на вопрос, как долго продлится нынешняя выставка, директор музея отвечает:

– Ещё достаточно долго. Следующий год точно. Проделана большая подготовительная работа: художник-реставратор Лина Кострубова приводила картины в порядок, фотограф Григорий Сатракян делал новые рамы взамен пришедших в негодность. Да и вообще, не хочется их убирать обратно, пусть подольше радуют глаз.

Владимир БЕЛЯЕВ