«Голубые береты», «крылатая пехота», «продуваемые всеми ветрами войска»… Элиту российской армии — ВДВ — в народе называют по-разному. Но всегда подразумевают одно: силу и стойкость высочайшего класса, честь и отвагу, которые присущи людям, неотступно следующим главному принципу «Никто, кроме нас!» Сегодня огромная армия бывших и действующих десантников встречает свой профессиональный праздник. К слову, в этом году Воздушно-десантные войска отмечают юбилейный, 90-й день рождения. Для всех, прошедших эту школу мужества, второе августа — это и радость, и гордость за свои войска. Настоящие десантники в этот день возлагают цветы к могилам павших сослуживцев, встречаются с однополчанами и, конечно, рассказывают молодому поколению о том, как совершали свои первые прыжки с парашютом, многокилометровые марш-броски со всей экипировкой, при этом выполняя вводные, делятся самыми памятными историями боевого братства.
В преддверии большой даты у нас состоялся как раз такой, откровенный, разговор с руководителем патриотического десантно-спортивного центра «Небо» Александром Эстой. Служил он в Волгодонске, в 56-й десантно-штурмовой бригаде.
— У призывников особой популярностью пользуются, так называемые, элитные войска — ВДВ и морская пехота. Многие молодые люди сами проявляют инициативу и выбирают тот род войск, в котором хотят служить. Так было и с вами?
— Основным критерием отбора в ВДВ является физическая и моральная готовность нести службу, скажем прямо, нелёгкую. Особое внимание уделяется здоровью молодых людей (Считай, оно должно быть «как у космонавтов». — Прим. ред.). Также учитываются вес, рост, образование, наличие спортивного разряда, допризывная подготовка. Если коротко, в воздушно-десантные войска направляют самых-самых. И я подошёл по многим показателям: был годен по общему состоянию здоровья, делал успехи в дзюдо — получил звание КМС. Все нормативы — бег, прыжки, подтягивание — сдавал без особого труда, давал фору сверстникам. Вообще, всё, что связано со спортом, всегда было у меня на первом месте. Однако, будучи призывного возраста, я не мечтал служить в ВДВ, так получилось само собой: нас распределили уже на краснодарской «девятке», отобрали самых достойных для прохождения службы в рядах лучших призывников страны. Свою роль сыграло и то, что я ранее обучался в ДОСААФе, был новобранцем с водительскими правами категорий «В» и «С». Так из разведроты попал в роту десантного обеспечения — всегда был за рулём: на Уралах и КамАЗах десантировал грузы, возил сослуживцев на стрельбы и т.д. Зарекомендовал себя с хорошей стороны, дослужился до звания старшины, был командиром взвода — нёс ответственность как за людей, так и за машины.
— Есть ли какие-то отличия службы в «войсках дяди Васи» от службы в других рядах войск?
— В ВДВ — всё самое лучшее, вот главная особенность. Нас отличает сплочённость: как в небе, так и на земле. Не зря в нашем братстве такой девиз: «Один за всех и все за одного». Ему мы следуем всю жизнь. Служба в десантных войсках меняет твой характер — закаляет его, и мировоззрение меняет. Жёсткая дисциплина, режим и распорядок дня, расписанный буквально по минуте, тоже накладывают свой отпечаток. Выработанная с годами привычка быть в боевой готовности, всё держать под контролем и следить за порядком остаётся с тобой на все последующие годы. Это проявляется в любых мелочах в обыденной жизни. Супруга и дочки, к примеру, знают мою твёрдую позицию, что «всё должно находиться строго на своих местах» и не делают наперекор (смеётся).
— Как считаете, достаточно ли одного года службы в армии для подготовки настоящих специалистов?
— Конечно, с тех пор, когда я служил (а призывался я в 96-м) в армии произошли разительные перемены — это касается как обеспечения и условий службы, так и вооружения и военной техники. Помню себя новобранцем, ещё «зелёным»: тогда мне «деды» казались такими рослыми, возмужавшими что-ли, с серьёзными лицами и намерениями. А ведь они-то всего на два года были старше. Но разница была очевидной. Как по мне, один год в армии — это, действительно, мало. Правда, готовим мы молодёжь ещё со школьной скамьи, помогаем выбирать правильную дорогу в жизни: в ДОСААФ ребятам я рассказываю обо всех нюансах службы, патриотическая работа проводится и в нашем центре «Небо» в Цыпке.
Вообще же, у нынешних солдат сейчас есть много послаблений: к примеру, отводится свободное личное время, а вещи можно постирать… в стиральной машине. Нам это только снилось. Единственное, чего с нетерпением ждали — отбоя. Выматывались за день так, что, только достигнув постели, сразу «выключались».
— Какие тяжёлые испытания выпадали на долю?
— Лично у меня, как водителя, — когда неполадки с транспортом выходили. Как-то сломался в 30-градусный мороз. Всех сослуживцев назад забирала другая машина, а мне свою оставлять нельзя. За несколько часов ожидания ноги так окостенели, что их не чувствовал совсем. Когда же возвращался, всего одну мечту — отогреться побыстрее горячим чайком — лелеял. А не тут-то было. Командир встречает и говорит, что «машину надо срочно чинить, с утра опять выезд». Возишься с ней до ночи, спешишь побыстрее в роту. И здесь не всё слава богу: по дороге мимо склада РАВ, где оружие, караул тебе с криком командует «стоять!» Что уж и говорить, целое приключение — добраться до казармы. И там, наконец, вместо тёплого одеяла тебя ждёт… сломанная система отопления и минус двенадцать. Но, деваться некуда, приходится мириться с обстоятельствами и — на боковую. Глазом не успел моргнуть, уже снова подъём, снова боевые задания.
Помню, после того случая отправил отцу письмо: «Теперь я понимаю, что такое быть водителем…» Ну а прыжки с парашютом — дело вовсе не страшное, скорее, самое наше любимое. Душой и сердцем мы, десантники, всегда в небе.
— Традиционно свой главный праздник «голубые береты» проводят шумно и ярко, одним словом, с размахом. Так будет и в этом году?
— К празднику мы, на базе «Неба», готовимся, как правило, заранее. Планируем концерты, автопробеги, возложения цветов к мемориалам, мероприятия с участием подрастающего поколения. А уж в этом году, юбилейном, хотелось, чтобы на площади в Туапсе развернулась большая площадка в честь события, где были бы разнообразные виды досуга, спортивные соревнования, полевая кухня. Ждали мы и гостей из Твери, членов поискового отряда «Память 6-й роты ВДВ», с которыми у нас уже многолетнее сотрудничество. Однако, по всем нам известным причинам, от такой масштабной затеи пришлось отказаться, вернее, отложить её. Но круглую дату мы всё же обязательно отпразднуем в своём кругу, среди «братьев по оружию». ВДВ — это одна семья. Мы поддерживаем друг друга, даже находясь в разных концах страны, храним традиции братства десантников. И 2 августа, уверен, телефон не замолкнет ни на секунду: в трубке будут голоса товарищей, ставших родными.
В свою очередь, от себя лично хочу поздравить всех причастных к празднику воинов-десантников: «Пусть любая высота вам будет подвластна и каждый день в жизни будет успешным полётом!»
Беседовала Анна ДЕМИЧЕВА