Последний путь Солдата 

164

В преддверии 75-летия Великой Победы в Краснодарском крае объявлен старт проекта «Судьба солдата», задача которого – восстановить страницы военной истории. А именно – установить фронтовые судьбы советских бойцов, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной. Такую инициативу проявили добровольцы «Поискового движения России». К ним присоединились и члены Ассоциации поискового движения «Кубаньпоиск», на сайте которого запущен сбор онлайн-заявок. В обращении к согражданам организаторы отмечают, что при поиске сведений о своём родственнике стоит помнить о вероятности не раз столкнуться с его полными однофамильцами, поэтому очень важно собрать как можно больше сведений о том, где он родился, где был призван. Необходимо с самого начала настроиться на кропотливую работу по сбору информации и её анализу. Бесспорно, поиск боевого пути предка или места его захоронения – дело долгое, порой и вовсе сложное.
Между тем в век информационных технологий многие документы военного времени доступны в электронном формате на просторах Интернета и специальных ресурсов, существуют даже отдельные форумы воинских частей. Большие усилия по сохранению истории и по увековечению памяти советских воинов прикладывают работники музеев, о которых и пойдёт речь.

Великая Отечественная война забрала близких почти у каждого человека. Среди тех, кто не теряя надежды, годами искал своего героя – родного деда, был и Ахмет Нугыманович Касыкпаев из Казахстана. Уверенно смотря в будущее вместе с женой и двумя ребятишками, он, сам военный, по званию – старшина, от лет минувших, от своих корней был отрезан неизвестностью.
«Ищу своего деда, участника Великой Отечественной войны. Согласно данным, он воевал под Туапсе. И похоронен в братской могиле. Касыкпаев Байбол. Возможно, значится как Касикбаев Байбул. Если что-то можете подсказать, позвоните», – такое сообщение пришло на страницу городского отдела культуры в соцсети «Одноклассники». Обращение тут же передали сотрудникам туапсинского историко-краеведческого музея имени Н.Г. Полетаева: они кинулись проверить сведения и изучить имеющиеся архивные материалы.

Имя родственника Ахмета Нугымановича, действительно, нашлось в списках захороненных бойцов в братских могилах Туапсинского района: оно высечено в Шепси на памятной плите вместе с именами 92 других погибших военнослужащих. Правда, записано иначе – Байбуб (в делах поисковых зачастую даже одна маленькая ошибка может внести свои коррективы в судьбу). Служил он в 16-й отдельной дальнобойной железнодорожной батарее (16-я ОЖДАБ), которая находилась на боевой позиции вблизи станции Шепси и нанесла существенный урон живой силе и технике фашистов на подступах к Туапсе в 42-м. Её командиром был 26-летний Николай Николаевич Богданов.

У советских воинских частей, оборонявших Туапсе, не было тяжёлой бронированной техники, как танки или бронетранспортёры. Несамоходная артиллерия (использовались железнодорожные артустановки калибра 180 миллиметров с дальностью стрельбы до 40 километров) была единственным имевшимся тяжёлым вооружением. 16-я ОЖДАБ фактически первой из артиллерии Туапсинского оборонительного района начала вести боевые действия против немецко-фашистских войск, когда те вошли в зону её огня. Батарея с позиций в районе станций и разъездов Пшиш, Гойтх, Индюк и других вела огонь по скоплениям танков, батареям крупного калибра и другим важным объектам противника в районе станиц Кабардинской и Хадыженской. Одновременно обороняла и морское побережье.

«Флагманская», как уважительно называли 16-ю ОЖДАБ, была на самых активных участках обороны. В результате обстрелов ею расположения фашистских войск было подавлено и уничтожено 5 артиллерийских и 2 миномётных батареи врага, уничтожено 8 и подбито 4 танка, свыше 70 машин с войсками, взорвано 6 складов с боеприпасами… Зенитчики батареи над разъездом Греческий сбили немецкий самолёт-разведчик «Фокке-Вульф-189», пикирующий бомбардировщик Ю-87, бомбардировщик Ю-88 и повредили еще 5 самолётов, » – пишет в своей книге «Пушки на рельсах» В.И. Брагин, подкрепляя повествование воспоминаниями самого капитана Н.Н. Богданова.
В ведении боя батарейцев отличал один тактический приём: ночью батарея из четырёх железнодорожных установок подходила на минимально допустимое расстояние к переднему краю, производила развертывание на позициях, а с первыми лучами солнца, застав противника врасплох, неожиданно открывала огонь по его порядкам, после чего быстро эвакуировалась в тыл либо скрывалась в тоннелях.
Гитлеровцы понимали опасность действий батареи и всячески стремились уничтожить её. Но батарея отчаянно сражалась. В том, что все попытки фашистов прорваться в Туапсе, продолжавшиеся до 20 декабря 1942 года, были отражены, есть огромная заслуга и артиллеристов-железнодорожников. За образцовое выполнение боевых заданий более 80 офицеров, старшин, сержантов и рядовых 16-й ОЖДАБ были награждены орденами и медалями. Звание Героев Советского Союза было присвоено 18 защитникам города. Не сдав его в фашистский плен, в беспощадных военных сражениях сто тысяч солдат Советской Армии сложили свои головы под Туапсе. Последнее пристанище здесь, на туапсинской земле, обрёл и дед Ахмета, Б. Касыкпаев.
Потомок фронтовика, спустя годы поисков, наконец-то, получил заветную весточку из прошлого. Развёрнутая справка, в которой нашли отражение исторические сведения, собранные туапсинскими музейными работниками, наряду с фотографиями места захоронения пополнили его семейный архив, дорогой сердцу. По следам ратного пути своего деда отправится А. Касыкпаев – навестить его могилу и почить память. Встрече родных обязательно быть.

Таша ИЛЬИНА