Ожившая земля Людмилы Перепелятниковой

136

Прошло 34 года после аварии на Чернобыльской атомной электростанции – одной из самых крупных катастроф в истории становления и развития мировой ядерной энергетики. Проблемы, которые возникли после аварии, по своей глубине и масштабу были новыми как для науки, так и для практики. На решение поставленных задач в Советском Союзе были мобилизованы огромные людские и материальные ресурсы. Поскольку научные знания в этой отрасли ограничивались большей частью секретными разработками, для научного сопровождения работ, связанных с минимизацией последствий катастрофы, со всего Советского Союза привлекались ученые радиобиологи и радиоэкологи 

Семья учёных Перепелятниковых занималась проблемами радиационной безопасности производства сельскохозяйственной продукции с 1974 года в Северо-Кавказском НИИ фитопатологии города Краснодара. После аварии на Чернобыльской АЭС, Людмила Владимировна Перепелятникова вместе с мужем, Георгием Петровичем, была переведена на Украину во вновь созданный Украинский филиал Всесоюзного НИИ сельскохозяйственной радиологии (впоследствии переименован в Украинский НИИ сельскохозяйственной радиологии). 

Об аварии на Чернобыльской АЭС Перепелятниковы узнали от руководства своего НИИ в первый же день. Что значит эта техногенная катастрофа для населения близлежащих областей и какая беда обрушилась на страну в целом, оба понимали прекрасно. Будучи глубоко погружёнными в изучение проблем, связанных с  радиоактивным заражением местности, они представляли, какое испытание ждёт всех.  Более того, кандидатская диссертация, которую Людмила Владимировна подготовила и защитила по результатам своих исследований, отвечала на многие вопросы, которые впервые так остро встали перед страной. Когда она только начинала свою исследовательскую деятельность в области  радиационной безопасности производства сельскохозяйственной продукции, некоторые из её коллег советовали ей поменять тему работы, искренне полагая, что в реальной жизни результаты таких исследований никогда не пригодятся. Но Людмила не отказалась от своих научных убеждений. Впрочем, она и в жизни всегда старалась идти своей дорогой.  

Родом Людмила Владимировна из Дагестана. Георгий Петрович – с Кубани. Познакомила их  будущая профессия. Вместе закончили Кубанский сельскохозяйственный институт по специальности агрохимия.

Поступив на работу в Северо-Кавказский НИИ фитопатологии, Перепелятникова всерьёз занялась вопросами радиационной безопасности производства сельскохозяйственной продукции. Хотя на тот момент предполагалось, что возникновение ситуации, которая ставила бы данные вопросы, возможно только в случае ядерной войны. Но авария на Чернобыльской АЭС  в один момент поменяла многое. 

На всю жизнь Людмила Владимировна  запомнила  свой первый день к зоне ЧС. Отправляясь в научную экспедицию как учёный, она, конечно же, знала, с чем могла столкнуться в зоне поражения. Только реальность оказалась намного страшнее. Даже сейчас, спустя годы, женщина по-прежнему волнуется, говоря о пережитом. В город атомщиков Припять она прибыла в августе 1986 года в сопровождении водителя. Улицы встретили их мёртвой тишиной. И «мёртвая» — не образное выражение. Это был в реальности мёртвый город. Красивые современные дома, широкие дороги, детская коляска, брошенная среди улицы, бельё на балконе и… вокруг ни души. 

Где-то в этом каменном лабиринте располагался штаб, куда им нужно было попасть, но как к нему проехать? Поиски  затягивались, спросить дорогу было не у кого. Лимит времени, отводившийся на пребывание в зоне ЧС, таял с каждой минутой, и водитель, нервничая, ещё больше путался на местности. Вдруг далеко впереди промелькнула пожарная машина. Это было сравни чуду. Шофер вжал педаль газа в пол и ринулся догонять спасительную пожарку. Пожарные долго и подробно объясняли вновь прибывшим, куда им надо ехать. Но потом, заметив совершенно растерянное лицо водителя, решили сопроводить новичков к месту назначения. 

С того времени Любови Владимировне долго и усиленно пришлось работать над применением её теории на практике. После первой экспедиции была вторая, третья…  В том же напряжённом ритме работал и Георгий  Петрович. Жизнь частенько разводила супругов по разным экспедициям. Несмотря на одну область исследований, они  работали в разных направлениях. Большой радостью было встретиться дома, где их ждала под присмотром бабушки — мамы Людмилы Владимировны —  крошка-дочка, родившаяся  всего за несколько месяцев до аварии на ЧАЭС. 

В зоне Людмила Владимировна многое  повидала, со многими людьми встречалась, испытала много горечи. Запомнилось, как в одном из брошенных сёл с товарищами зашли во двор дома, на пороге которого лежал мёртвый пёс. При эвакуации жителям запрещалось брать с собой домашних животных. Люди уезжали, веря, что вскоре вернутся. В возвращение хозяев до последней минуты жизни верил и ждал этот пёс. А однажды в одном из сельских домовгде должны были временно обосноваться члены их экспедиции, на глаза  Людмиле Перепелятниковой попался  семейный альбом. Его, как и прочее бесхозное имущество, должны были увезти для захоронения в могильник. Но женщина прямо душой почувствовала, что для хозяев этого дома альбом большая ценность, и не взяли его только потому, что людям не дали времени на сборы. Она попросила  оставить альбом на месте. Какой же была её радость видеть через несколько лет, когда власти разрешили жителям побывать на Радоницу на могилах предков и посетить свои брошенные сёла, вернувшихся хозяев этого дома. Со слезами на глазах они перебирали фотокарточки родных.    

 Всесоюзный  НИИ сельскохозяйственной радиологии был ведущим в своей сфере и курировал деятельность 150 научно-исследовательских институтов по всему Советскому Союзу. Помимо научно-исследовательской деятельности Людмиле Владимировне много пришлось заниматься просветительской работой. Она изъездила вдоль и поперёк области  наиболее пострадавшие от радиационного заражения, вела беседы с населением, разъясняя людям природу и последствия радиационного заражения местности, давала рекомендации, как  минимизировать вредное воздействие на организм. Результаты исследований института, в котором она  трудилась, легли в основу памяток и инструкций для населения и руководства в сфере сельского хозяйства.   

В 1989-2004 годы Л.В. Перепелятникова участвовала в международных научных проектах совместно с учёными Англии, Германии, Испании, Ирландии, Италии, Франции, Швеции, Японии. Колоссальная работа по минимизации последствий аварии принесла свои плоды. Многочисленные рекомендации для ведения сельского хозяйства на радиоактивно загрязнённых территориях, разработанные учёными при непосредственном участии Людмилы Владимировны, позволили минимизировать дозовые нагрузки на проживающее на этих территориях население. 

До 1989 года  Людмила Владимировна трудилась в НИИ научным сотрудником, а с 1989 по 2005 годы работала заведующей отделом и заместителем директора. С 2005 по 2015 годы – работа во Всеукраинском НИИ гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (впоследствии переименован в Украинский НИИ гражданской защиты) на должностях ученого секретаря, начальника отдела и ведущего научного сотрудника. Накопленные после Чернобыльской катастрофы знания и опыт были использованы при ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима-1». За активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Людмила Владимировна была удостоена ряда высоких наград. В 2004 году награждена знаком «Отличник аграрного образования и науки»в 2006 году – Почётным знаком МЧС Украины, в 2007 году – орденом «За мужество и самоотдачу при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1986 г.»в 2011 году – орденом «За мужество и честь», в 2012 году – медалью «За доблесть и отвагу». Основные результаты научной работы Л.В. Перепелятниковой опубликованы в 158 печатных трудах.

Ныне  Перепелятниковы на заслуженном отдыхе. В 2017 году супруги сменили место жительства, переехав в Туапсе. Но уйти  на пенсию не означает забыть профессию.  В годовщину аварии на ЧАЭС учёные вспоминают о прошлой трагедии, но также с надеждой думают, что их многолетние труды помогают людям осознавать реальность угрозы, а значит, не допустить повторения  беды. 

 Лидия НИКОЛАЕВА


Масштабы катастрофы и потери могли быть на порядок большими, если бы не героические действия и самопожертвование ликвидаторов аварии. Это и пожарники, которые ценою своей жизни за 5 часов потушили пламя на четвёртом блоке ЧАЭС и предотвратили распространение огня в сторону 3-го энергоблока. Это и вертолётчики, которые в условиях высокого уровня радиации за две недели, начиная с 27 апреля, сбросили в аварийную шахту разрушенного реактора около 5000 тонн разных материалов, тем самым способствовав прекращению из него мощных радиоактивных выбросов. Это и ликвидаторы, которые рискуя здоровьем, провели дезактивацию ЧАЭС и построили саркофаг над 4-м аварийным блоком. Наконец это шахтёры, которые для предотвращения выброса расплавленного топлива в водоносные горизонты планеты, в короткий срок построили под разрушенным блоком защитную плиту. За этими словами и сухими цифрами статистики жизни и судьбы людей, проявление безграничного героизма, самопожертвования и взаимопомощи.  

Мощность выброса энергии равнялась 500 атомным бомбам, сброшенным США на японский город Хиросиму в 1945 году. Радиоактивное загрязнение затронуло не только европейскую часть Советского Союза, но и все страны северного полушария Земли, а также проявилось в  акватории Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Радионуклидами  стронция и цезия было загрязнено более 145 тысяч квадратных километров территории, в том числе: 75% территории Украины, 20% территории Республики Беларусь и 14 областей Российской Федерации. От последствий чернобыльской катастрофы пострадало около 5 миллионов человек, радиоактивному загрязнению подверглись около 5 тысяч населённых пунктов на территории Украины, Белоруссии и России. Из опасной зоны было отселено более 52 тысяч семей, всего около 165 тысяч человек.  Эта авария обусловила беспрецедентное облучение населениякоторое со временем  проявилось в смертельных заболеваниях различной этиологии.