Долина родников

499

После Новомихайловского перевала трасса широким поворотом уходит вправо, дорожная табличка указывает — в аул Псебе.
Спрятанный в горах, он привлекает своей историей и самобытной культурой, чистейшим воздухом и родниками, людьми,
которые без остатка любят свою малую родину.
Обо всём этом и будет мой рассказ.

МНОГО ВОДЫ 
В Псебе я никогда раньше не была. Отрезок асфальтированной дороги закончился очень быстро, началась грунтовка, которую, похоже, давно не грейдировали. Идём на минимальной скорости, чтобы не зацепить «брюхом» машины камни или не попасть колесом в яму.
По пути видим двух мужчин, жители аула идут в направлении Псебе. Предлагаем их подвезти. Они с радостью соглашаются.
— Пешком идти часа два от федеральной трассы, — говорит один из них. Спасибо, что остановились.
Остаток пути разговариваем с новыми знакомыми — Рамазаном Кадыровичем и Анзором Аюбовичем Аллало. Они делятся с нами информацией: автобус ходит регулярно, несколько раз в день, но днём большие перерывы между рейсами. Жители привязаны к расписанию, и не всем оно удобно. Да и автобусы нередко ломаются в пути. В любой момент не поедешь в город или центр поселения. Ну, или иди пешком. Когда дороги не было, так и ходили пешком по тропе вдоль реки.
— У кого-то лошади были, а если нет, то корзину яблок на плечо взвалишь и идёшь, — вспоминает Анзор Аллало. — А вот родник, — показывает в сторону водного потока, закованного в обычную пластиковую трубу. — Вода тут хорошая, — продолжает он, — в лабораторию возили, проверяли. Вкусная. Сюда специально люди приезжают, набирают. В Псебе даже колодцев нет, не говоря о водопроводе. Все пьют только родниковую воду.
Как рассказал нам позже коренной житель аула, старейшина и директор местного дома культуры Хасан Шалихович Ачох, предположительно название Псебе происходит от «псе» — вода и «бе» — много. Такое её количество дают многочисленные родники в окрестностях.

ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПСЕБИНСКОЙ ШКОЛЫ 
Подъезжаем к центру аула. Здесь на главной улице есть асфальт — в прошлом году ремонтировали дорогу. Вот магазин, где до сих пор используют счёты и гирьки для весов, и очень симпатичная остановка, которую камнями выложили аульчане. В самом сердце Псебе находятся детский сад, клуб и школа — триада, которая, как говорят жители, формирует всю жизнь аула.
Образованию в Псебе уже почти сто лет — не каждая сельская местность может этим похвастаться. Детишек начали здесь обучать в начале 20-х годов прошлого века. Уроки велись в избе-читальне, которую организовали в доме признанного кулаком и сосланного псебинца. Школу построили в 1952 году, а в 1981-м, когда старое здание перестало вмещать всех учеников, построили новое двухэтажное, где и поныне местные ребята постигают науки.
Во дворе на перемене играют школяры, завидев нас, наперебой кричат «здравствуйте» — очень вежливые дети. И сразу к нам направляется охранница: «Кто такие? С чем пожаловали?». Узнав, что мы с добрыми намерениями, проверив документы, разрешает войти.
Нас встречает директор школы Ольга Ивановна Голощапова. Она и её команда работают здесь уже третий год. Трудностей, как и везде, хватает, но коллектив старается. Самая большая проблема — отсутствие асфальтированной дороги в аул, нет возможности вывозить детей на мероприятия. Самим учителям, тем, что не живут в ауле, добираться сюда тоже — ежедневный подвиг. Если не смог уехать из Псебе днём, следующий автобус только после шести вечера. Как бы ни хотелось, переломить ситуацию пока не получается — перевозками занимаются частные транспортные компании — ездят, когда считают нужным. Да и льготные проездные учителям не предусмотрены, а в месяц только на дорогу они тратят около трёх тысяч рублей. При невысоких зарплатах педагогов, это очень накладно, ведь некоторым — неместным — приходится ещё и квартиру снимать в Новомихайловском. А жить в ауле… не каждый горожанин согласится поменять свой быт.
Но дети в том не виноваты, уверена Ольга Ивановна, они должны получать качественное образование. На что и нацелен педагогический коллектив. В сельских школах всегда остро стоит вопрос нехватки и текучки кадров, в псебинской — уже нет. Более того, здесь трудятся два учителя первой категории: Медина Курманбаевна Елманбетова преподаёт математику, а Татьяна Владимировна Клочкова — учитель начальных классов. Галина Ивановна Холодова, учитель истории и обществознания, кандидат философских наук, ведёт научно-исследовательскую, проектную работу. Так, благодаря этому, на днях школа завоевала диплом первой степени на межрайонном конкурсе, посвящённом адыгейской письменности и проходившем в Большом Кичмае (Сочи).
Учебное заведение может без ложной скромности заявить о своих высоких достижениях — ООШ №17 вошла в сотню российских школ, которые успешно занимаются продвижением национальной, в данном случае адыгейской, культуры. На протяжении нескольких лет ведётся методическая работа по изучению народных традиций, дополнительно здесь преподают родной язык. Ученики школы участвуют в общероссийских проектах, направленных на популяризацию своей малой родины, смело заявляют о Псебе. Ребята сами собирают исторический, этнографический и краеведческий материалы, которые потом вместе с учителями систематизируют и бережно хранят в «Уголке героя». Прежде всего, он посвящён Ахмеду Шхалахову, имя которого носит школа. Ведь построена она была во многом благодаря именно его усилиям, как и дорога к селению, клуб и детский сад, да и многое в ауле. Есть на стенде и военная патриотическая литература: «Письма с фронта», и другие книги, рассказывающие о войне, а также награды и грамоты, полученные школой и её воспитанниками. В школьном музее хранятся эмблемы каждой фамилии, проживающей в Псебе. С ООШ № 17 также сотрудничают представители «Адыгэ Хасэ», поддерживают связь и старейшины.
В этом году в школе нет выпускников-девятиклассников. Зато в следующем их будет восемь, готовить к выпуску их начинают уже сейчас. Первоклашек всего двое, но в новом учебном году порог псебинской семнадцатой переступят не меньше семи малышей.
Внутри школа уютная и светлая, тёплая — в прошлом году здесь провели капремонт. Кабинеты хорошо оснащены, и у школьников есть все возможности обучаться по-современному. В планах сделать капитальное ограждение учебного заведения и большую шахматную доску во дворе школы. По весне учащиеся высаживают деревья, в этом году к юбилею Победы решено посадить 102 саженца — по числу призванных из Псебе на фронт в годы Великой Отечественной войны.

УДЖ, ЗАФАК И ЗАГАТЛЯТ 
— Здравствуйте, нам бы с директором поговорить, — заходим в псебинский дом культуры.
— У Хасана Шалиховича выходной сегодня.
— Эх, тогда рассказывайте вы.
Мурдин Шхалахов — руководитель детского ансамбля народного танца «Псенепс», что в переводе «родничок» (в ДК действует ещё и взрослый коллектив «Талисман»), ведёт нас в святая святых — костюмерную, где в ряд висят многочисленные народные костюмы. Красота, созданная руками майкопских мастеров — наряды для выступлений шьются в столице Адыгеи. Мне, конечно, интересны женские образы. Вот Мурдин показывает костюм, в котором девушки танцуют очень быстрые танцы, где много резких движений ногами. Он говорит, это уже тенденция — девочки стремятся не отставать от парней даже в танцах. Красное длинное платье предназначено для медленного парного классического танца Зафак — девушек и парней всегда в равном количестве — движения здесь плавные, и у тех, и у других одинаковые, танцоры расходятся по сторонам и вновь стремятся навстречу друг другу. А как оторвать взор от великолепного белого, шитого золотом наряда, такого нежного, воздушного, что сразу хочется примерить. Такой костюм предназначен для другого классического лирического танца Исламей. Его история такова: когда-то давным-давно молодой пастушок по имени Ислам пас в горах овец, прилёг на траву отдохнуть и увидел, как в небе кружат орёл и орлица. Они парили, постепенно приближаясь друг к другу. Их движения напомнили ему о любимой девушке и вдохновили на танец, который стал олицетворять любовь джигита и его прекрасной черкешенки. Удж — самый древний адыгейский праздничный танец, который тоже исполняется в парах. Движения его естественны и просты, но это не просто па, Удж — это танец-знакомство, танец-свидание, во время которого парню разрешается дотронуться до девушки. Танцуют его только незамужние и неженатые. А Загатлят, который требует быстрого исполнения, популярен на свадьбах. Обычно старики сидят и подмечают: какая девушка на торжестве лучше всех танцевала, та и получает сувенир — украшенную орехами и лентами палку.
Учитель танцев показывал мне на сцене па, рассказывал, как обучает детей. А в то время аранжировки для выступлений готовил звукорежиссёр Адам Шхалахов.
— Сейчас всё берём из Интернета, — заслышав мелодию, сказал Мурдин. — А раньше танцевали под живую музыку: гармошку (пши(ы)нэ), трещотки (пхачич) и барабан. Мне посчастливилось так танцевать, это совершенно непередаваемые эмоции.
Танцы, как говорит М. Шхалахов, выражают душу народа, без них не обходится ни один праздник, ни одна свадьба. Сам он начал танцевать с первого класса. Мурдин был смышлёным, всё схватывал на лету. После школы вопроса, куда пойти учиться, не возникло — танцор выбрал колледж культуры в станице Северской, там и получил образование педагога-хореографа. Вернулся позже в родной аул и с 2005 года преподаёт адыгейские народные танцы в Псебе и Новомихайловском.
— Где родился, там и пригодился, — делится мыслями Мурдин. — Сколько бы ты ни колесил по свету, всё равно к своему дому вернёшься.

О ПСЕБЕ, СЕБЕ И ПСЕБИНЦАХ 
Пока вели беседу, в клуб подоспел его директор Хасан Шалихович Ачмизов — кто-то сообщил ему о нашем визите, и, несмотря на выходной, он приехал с нами повидаться и поведать много интересного о своём родном ауле.
История Псебе официально насчитывает 137 лет, но жители уверены, что на самом деле ему лет на 10 больше. Когда-то по руслу реки Псебе было разбросано множество адыгейских аулов, не меньше сорока. В Кавказскую войну местных жителей переселили на Кубань. Там им пришлось трудно — горский народ мало приспособлен жить на равнине. После войны, в конце 60-х годов ХIХ века, им разрешили вернуться, но поселиться не ближе трёх километров от моря. Одним из первых таких населённых пунктов стал Псебе. В нём осели около двадцати семей шести родов: Ачохи, Ачмизовы, Аллало, Коблевы, Шхалаховы, Бжассо. И поныне они, вернее потомки тех первых возвратившихся, составляют основное население аула.
В какой-то момент число жителей насчитывало около тысячи человек, потом многие разъехались. Сейчас в Псебе постоянно проживает 120 семей (475 человек). Занимаются своим хозяйством, содержат скот, качают мёд, возделывают землю, выращивают орех. Он, как шутят местные, считается адыгейским золотом.
— Наши пчеловоды мёд не бодяжат, — говорит Хасан Шалихович. — Не умеют обманывать. Так приучены. Меня отец наставлял, если что делаешь для других, делай как для себя.
Хасан Ачмизов рассказывал нам о своих предках: часть их, как врагов народа, выселили в Сибирь, и после запрещали снова селиться в Псебе. Он говорил о том, как деда хотели расстрелять, и только чудо спасло его, как уходили воевать в Великую Отечественную его дяди и старшие братья, и что многие сложили свои головы на поле боя.
На фронт из Псебе ушли 102 человека, половина из них не вернулись. Фотографии воевавших сейчас висят на специальном стенде в псебинском ДК. Единственным ветераном Великой Отечественной войны, который живёт в ауле сегодня, является Валентина Муратовна Ачмизова, прошедшая с фронтом в составе медицинской службы от Кубани до Чехословакии. О ней мы готовим отдельный рассказ в ближайших номерах.
Сам Псебе в годы войны был не совсем мирным тылом — немцы стояли по ту сторону хребта, готовые в любой момент прорвать оборону, селение бомбили. Псебинцы старались помочь фронту, кто чем мог: собирали еду, одежду. По словам старейшины, дом его деда, который до войны превратили в детский сад, отдали под госпиталь, а вместительный сарай приспособили для ремонта боевой техники. Чуть выше Псебе есть место, которое аульчане до сих пор называют Дзэунэ — дословно «дом войска». Строений там никаких не было, это была, своего рода перевалочная база, где на большой поляне размещалось войско.
После Великой Отечественной Псебе быстро восстанавливался. Уже в 1948 году здесь появился клуб — важно было дать возможность людям, ещё не совсем оправившимся от войны, отдыхать и снова учиться радоваться жизни. В конце семидесятых здесь сделали пристройку: расширили зал и сцену. Тогда же клуб получил статус дома культуры. В нём проходят все праздники, и ДК как связующее звено поколений: школа и детский сад тесно сотрудничают с ним. А Хасана Ачмизова привлекают как старейшину к воспитанию аульских детей. Сам он по образованию медик, но и по творческой линии преуспел. Когда родители состарились — а Хасан был самым младшим, 14-м ребёнком в семье — захотели, чтобы досматривал их именно он. И будучи рядом с отцом и матерью в ауле, он согласился возглавить ДК. Вообще, говорит, род Ачмизовых очень музыкальный и артистичный. Отец был гармонистом, играл на скрипке, дочь Марина намерена возродить при ДК театральный кружок, чтобы делать постановки на адыгейском языке, сын Казбек — профессиональный танцор, долгое время обучал аульских ребят. Кстати, Мурдин Шхалахов — его ученик.
— Руковожу я клубом нынче не ради денег, — делится Хасан Шалихович, — чтобы сохранить культуру свою, традиции, быт. Сейчас и в Новомихайловском создали группу народного танца «Черкессия», талантливые ребята. И это тоже не для славы, а чтобы не утратить национальную самобытность.
Отдыхать Хасану Ачмизову пока некогда, весь день расписан по минутам. У него своё хозяйство, до клуба коров надо подоить, ещё кучу дел успеть.
— Время для отдыха придёт. Но не сейчас, — смеётся он.
Правда, вечерами, когда всё уже сделано, он с женой Даханаг любит посидеть и повспоминать за чаем былые годы. Познакомились супруги в ауле Красноалександровском, что под Лазаревским — туда Хасан после армии приехал в гости к замужней сестре. Как увидел кареглазую красавицу (так с адыгейского переводится имя Даханаг), так и не смог больше ни о чём думать. Молодому романтику она напомнила его идеал – лермонтовскую Беллу из «Героя нашего времени». И Хасан сразу решил: женюсь! Долго не раздумывая, признался своей избраннице в пылких чувствах.
— Мне кажется, я был очень убедителен, а она, наверное, подумала, что я хороший парень и надо соглашаться, — с улыбкой вспоминает Хасан Ачмизов. — Как Цезарь: пришёл, увидел, победил.
И вот уже почти полвека они вместе, вырастили троих детей, и теперь Хасан Шалихович и Даханаг Шамильевна — бабушка с дедушкой для девятерых внучат, самый старший из которых уже служит в армии, а младшему вот-вот исполнится два.
— Дети наши все рядышком. Вот так и живём, трудимся, главное, чтобы здоровье не подводило, — говорит старейшина.

ГОСТЕПРИИМНАЯ ХОЗЯЙКА 
В конце 2018 года мы писали о столетнем юбилее Хачегуаш Исмаиловны Куадже (в девичестве Ачмизова). Узнав, что сейчас она живёт в Псебе, не могли не зайти к ней в гости. В свой 101 год она вернулась из Агуй-Шапсуга в родной аул долгожительницей. Судьба у женщины сложилась непростая, личного счастья не вышло, детей своих давно похоронила. Но трепетно о ней заботятся родные, сейчас Хачегуаш Исмаиловна живёт в доме своей племянницы.
На адыгейском (у них у всех очень интересные имена) Хачегуаш означает «гостеприимная хозяйка». Посетителям она рада, улыбается, и глаза искрятся тёплым светом. Родственники говорят, что Хачегуаш Исмаиловна весёлая, с годами не потеряла чувство юмора. Когда хорошее настроение, поёт народные песни. До сих пор крупный шрифт читает без очков, правда, рукодельничать уже перестала. Зато память какая — любой молодой позавидует. Она помнит даже как звали её учителя, что преподавал ей арабский в избе-читальне, имена его сыновей, может и сейчас вязью написать своё имя. Помнит каждый уголок в родном ауле, как работала дояркой и как, будучи девчонкой, не страшась нагоняя от родителей, сама пешком за многие километры уходила к морю, чтобы разок-другой искупаться. Когда после долгих лет вне аула Хачегуаш снова привезли на родину, она сразу узнала свой родительский дом, вернее, то место, где он был (сейчас там живут родственники). Когда в Псебе устраивают праздники, долгожительница на них — почётная гостья. Она любит глядеть на молодёжь, общаться с ней, призывает нынешнее поколение сохранять традиции, не предавать заветов предков, жить и трудиться достойно. На прощание Хачегуаш Исмаиловна сказала, что ждёт нас в гости на свой 102-й день рождения. Когда были уже в дверях, я услышала, как она тихонько затянула песню. Значит, счастлива.

А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ 
Приезжая в глубинку, каждый раз узнаёшь столько интересного, о чём раньше никогда не слышал. И думаешь, как же богат наш район на знаковые места и талантливых людей. Одной статьи рассказать обо всём не хватит. А значит, список планов на будущее пополнится ещё одной отметкой — «Псебе».

Ольга СЕДЛАЧЕК