И солдатская каша во славу Победы

228

В массе своей наши ветераны Великой Отечественной не любят говорить о войне.
По молодости не любили потому, что воспоминания о ней, проклятой, тревожили не зажившие раны, бередили сердце, доставляя мучительную боль. А с возрастом картины прошлого стали покрываться таким слоем времени и событий, что под ним, даже при желании, уже не всегда угадаешь прежние очертания. Как в народе говорят: «Придёт старость, придёт и слабость».
Вот и ветеран Великой Отечественной войны Николай Давыдович Буцкий с досадой признаётся, что мало может рассказать о своём боевом прошлом.

— «Забув, де був, — виновато улыбается он. При этом его украинский звучит колоритно и мелодично, ясно указывая на родину нашего героя. — Воював мало, бильше кашу солдатам варыв… Шо ще говорить, не знаю…»
Когда речь заходит о Победе советского народа над фашизмом, трудно оценивать вклад в неё отдельного человека. Ведь любая жизнь — неповторима, здоровье — бесценно, из судеб миллионов людей соткана судьба Родины. И кто знает, может быть, на весах истории солдатская каша, которую варил сослуживцам младший сержант Буцкий, потянет не меньше, чем геройский поступок в бою.
Родился Николай Давыдович в 1923 году в с. Ново-Михайловка Донецкой области. По окончании семилетки пошёл учиться на повара в одно из училищ Донецка. До июня 1941 года успел освоить только половину учебного курса. С началом Великой Отечественной войны учебную программу свернули, а учащихся направили на рытьё противотанковых рвов.
Вместе с отходом Красной Армии началась эвакуация мирного населения в тыл. В этой суматохе Николай потерял своих наставников и однокашников и решил вернуться в родное село. Но враг наступал, и Ново-Михайловка оказалась на оккупированной территории. Попав в облаву, Николай оказался в группе, которую фашисты повели в райцентр, и дальше должны были отправить на работу в Германию. Но хлопцам удалось по пути сбежать. И началась пора скитаний и поиска убежища, в конце которой он всё-таки вышел к своим.
В 1943 году Н.Д. Буцкий был призван в ряды Красной Армии, зачислен в состав 24-й гвардейской стрелковой дивизии. В середине августа советские войска начали операцию по освобождению Донбасса. Вот что об этом указано в исторических документах.
«С тяжёлыми боями 24-я гвардейская стрелковая дивизия продвигалась к Днепру, в ходе наступления форсируя реки Крынка, Мокрый Еланчик, Берда… К 22 сентября вышла к реке Молочная, неподалёку от Молочанска, где вновь была остановлена на подготовленном рубеже. С 26 сентября дивизия приступила к штурму рубежа, но безуспешно. После паузы в боях вновь брошена на укрепления 9 октября 1943 года, и в течение двух недель вела тяжелейшие бои по рубежу Молочной, неся большие потери, но всё-таки прорвала оборону и вышла на оперативный простор».
В этих боях участвовал, освобождая родную землю, и Николай. 9 октября в жесточайшей схватке на реке Молочной получил тяжёлое ранение в грудь и контузию, после чего на некоторое время оглох. Попал в госпиталь.
Почти пять месяцев находился на лечении. После его направили в 24-й учебный танковый полк в район селения Баладжары неподалёку от Баку. Осваивая военное дело, Николай ожидал отправки на фронт. Но когда пришло время получать технику (американские и канадские танки), оказалось, что на его отделение машин не хватило, и Николая с товарищами оставили в учебном полку.
Личного состава в части не хватало, и курсантов часто направляли в помощь на кухню. В какой-то из дней старший из поваров заболел. И тогда Николай, до того стеснявшийся признаться, что до войны учился на кулинара, вызвался доварить обед, чтобы никто не остался голодным. С заданием справился отлично.
После этого к Буцкому подошёл командир части и объявил, что отныне Николай остаётся служить на кухне.
— Я же стрелок танка, — попытался ему возразить солдат. Но офицер даже слушать его не захотел.
— На фронте и без тебя найдётся кому воевать, а здесь важнее людей кормить.
С этого эпизода началась новая страница биографии Николая Давыдовича. Каши, щи, борщи — сколько всего этого он наварил в своей армейской жизни. Зато солдаты полка всегда были сыты, довольны, полны сил и решимости воевать.
Там же, в учебном полку, Николай Давыдович встретил весть о Победе. Позже командование части обязало Буцкого стать поваром-инструктором. Вспомнив годы довоенной учёбы, он сам составил учебные пособия и вёл по ним занятия для молодых армейских поваров. За успехи в службе Николай был удостоен грамоты командования с присвоением звания старшины.
Так до 1955 года на территории Азербайджана и Грузии проходила его служба. За военную доблесть и верную службу старшина Буцкий награждён орденом Отечественной войны и медалью «За боевые заслуги».
Демобилизовавшись, Николай Давыдович, к тому времени уже отец семейства, переселился в Приморско-Ахтарский район, где после войны в хуторе 3-я Бригада, недалеко от станицы Степной, осели его родные.
Работал в колхозе имени Тараса Шевченка. Вместе с женой, Надеждой Трофимовной, родили троих дочерей и сына. Построили свой дом, воспитывали детей.
Трудовой путь Николая Давыдовича тоже славный. Работал ударно и долго — до 82 лет. Был активистом-общественником, возглавлял первичную организацию совета ветеранов.
Повзрослев, дети разъехались. Одну из дочерей, Нину Николаевну, судьба привела в Туапсе. В 2006 году отец перебрался к ней на жительство.
Ныне у Н.Д. Буцкого 9 внуков и 13 правнуков. По традиции 9 Мая всё большое семейство ветерана со всего края собирается в Туапсе вокруг своего фронтовика, чтобы разделить на всех радость Великой Победы.

Лидия НИКОЛАЕВА