Всё у нас хорошо. Были бы работа, свет, вода и желательно газ

541

В верхнем течении реки Шапсухо, где-то между райцентром и столицей края, раскинулось на ровном живописном месте в обрамлении гор село Молдовановка. Лежит оно прямо у федеральной трассы М-4 «Дон», а значит, и место хорошее, и добираться удобно, и наверняка развито достаточно. Глубинкой в прямом смысле его не назовёшь, не то что иные отдалённые хутора. Так ли это и чем сегодня живёт Молдовановка, мы отправились увидеть своими глазами.

От обочины к центру, от старины к современности
Перед съездом в Молдовановку есть широкая площадка, на которой оборудованы торговые места. На стеллажах закрутки: грибы, варенье (есть даже диковинные для обычного обывателя — из роз, еловых шишек и тархуна), орехи, подсолнечное масло, мёд всякий разный и ах, какие красивые, отборные наливные яблочки.
— Подходите, выбирайте, — приглашают нас женщины-продавщицы.
— Это вы всё сами закрываете?
— Конечно, сами собираем, сами готовим, как для себя, сами продаём. Так и живём. Другой работы нет.
Алла Григорян в Молдовановке больше тридцати лет. Сама она родом из Армении, чудом осталась жива в спитакском разрушительном землетрясении, после которого приехала жить в Туапсинский район. Здесь на «точке» она каждый день, равно как и другие торговцы. Говорит, есть даже свои постоянные клиенты, приезжают, затариваются вкусностями.
Заезжаем в Молдовановку. Сначала осматриваем сельские улицы, чтобы, так сказать, проникнуться местной атмосферой. У домов пасутся гуси, утки, гуляют курочки, индюки.
Недалеко от центра стоит маленькая церквушка — никакого изыска, простой домик с куполом. Храм Иоанна Предтечи появился в селе лет десять назад. Постоянно службы здесь не ведутся, священник приезжает на требы и по большим праздникам на богослужения. Если вспомнить историю, то когда-то молдовановская церковь была в другой части села, построенная ещё первыми поселенцами…

…Заселять эти земли начали в конце XIX века после окончания Кавказской войны. В 1864 году здесь появился пост Шапсугский, где расквартировались подразделения кубанских казаков. Через семь лет, в 1871-м, постановлением царского правительства разрешили, коли всё тихо-мирно здесь стало, селиться гражданским. И потекли на освоение земель семьи из других частей России, Украины, Бессарабии. Наибольший приток отмечался в столыпинские времена (1906 год), тогда переселенцам давали хорошие подъёмные, чтобы те могли обосноваться на побережье и близких к нему территориях. Первые семьи в селе, считается, были молдаванскими и украинскими. И сейчас уже доподлинно не установить, кого было больше. А вот на близлежащих хуторах в основном жили бессарабяне. В 1920 году они стали переселяться в село, и в 1926 году оно получило своё нынешнее название.
Церковь же находилась на месте теперешнего дома культуры. После революции, когда священники ушли, храм решено было отдать под сельский клуб. Простоял он аж до 1958 года, когда старую церковь снесли и построили для культурных нужд селян современное здание. Спустя годы молдовановцы поняли, что церковь им необходима, и общими усилиями построили новый храм.
От него асфальтированная дорога ведёт в центр села прямо до конечной остановки автобуса. Она хорошая, добротная, но пустующая: автобус в село ходит всего два раза в день. Напротив — почта, чуть дальше школа, детский сад, клуб и ФАП — «Молдовановка-сити».

Антонина Николаевна, Тоня, Тонечка
Одна местная жительница позвонила к нам в редакцию с просьбой рассказать о чудесном, душевном человеке, которого без преувеличения обожают все селяне. Зовут его, вернее её, Антонина Петрушан, она хранительница местного ФАПа, главный сельский лекарь. Именно Антонина Николаевна стала нашей веской причиной поехать в Молдовановку не по плану. Когда она узнала, что мы «по наводке», насторожилась.
— Вам звонили насчёт меня? — испуганно поинтересовалась она.
— Да сказали, что вы хорошая, вот мы и решили проверить, — отшутились мы.
Антонина Николаевна приглашает пройти внутрь амбулатории, в которой она работает уже больше года. Там несколько кабинетов, в одном из них с приходом на работу фельдшера Петрушан появилась мини-фармация, так сказать, филиал муниципальной аптеки № 288 (пос. Новомихайловский). Пенсионерам трудно порой добираться до Джубги или Горячего Ключа, а здесь есть самые необходимые лекарства.
— Мечтаю детский кабинет оборудовать, педиатра у нас нет, пока самой приходится справляться, — делится с нами фельдшер. — Что-то бы из мебели сюда приобрести, а ещё край как нужны новые весы напольные, старые вышли из строя, ростомер. Электрокардиограф бы тоже поновее в наш ФАП, ну а если и дефибриллятор будет, то, считай, что у нас тут клиника, — смеётся она.
Быть земским доктором непросто. Зимой тяжело топить печку, и водопровода в селе нет, вода только колодезная, не наносишься. А мыть, убирать надо каждый день, а то и не раз.
— Джубгская администрация мне, конечно, помогла, купили бочку-резервуар для воды, 25 метров шланга. Газа в селе у нас и подавно нет, электричество часто отключают.
А ещё фельдшер Антонина Петрушан грезит о дневном стационаре, хотя бы на одну койку. И хотелось бы санитарочку в помощь… А пока сама, сама, сама.
Но Тоня не унывает, свою работу очень любит, идёт на неё всегда с большим удовольствием. Это ли не счастье – найти призвание? Хотя стоит сказать, что на выбор профессии повлияла Тонина мама, которая сама когда-то хотела стать врачом. Ещё учась в молдовановской школе, Антонина подумывала по завершении 9 классов податься в торговлю. Мама посоветовала: «Дочь, доучись одиннадцатилетку, пока на курсы товароведов походишь и младших медсестёр. А там сама выберешь, что сердцу ближе».
Так Тоня и сделала. Когда пришло время поступать, поняла, что без медицины ей теперь уже никак. Поехала учиться в Горячеключевской колледж, окончив который получила даже два диплома: медсестры и фельдшера. Муж её, тогда ещё жених, Николай специально поехал работать в Горячий Ключ, чтобы быть поближе к любимой. У пары трое детей: старший Андрей и младшие двойняшки Лена и Алина. Самостоятельные и дома помогают, признаётся Антонина Николаевна. А как иначе? Ведь мама на работе: днём всегда в амбулатории принимает пациентов, а после идёт, нет, не домой, на обход к тем, кто сам не может прийти к ней. А ночами ещё и на «скорой» смены берёт.
— Конечно, прежде чем сюда прийти работать, советовалась с мужем, сказала: «Сама, без твоей помощи, мой дорогой, не справлюсь». И он очень мне помогает, многое делает по хозяйству: птичьих голов более сотни и огород в 25 соток.
Но как бы ни была занята работой Антонина Петрушан, она и в своё свободное время (иногда оно у неё есть) готова прийти на помощь. И молдовановцы знают, Тонечка придёт и ночью, и в непогоду, даст нужную таблетку и сделает укол. Они это ценят, своего любимого фельдшера от души благодарят. Все, с кем мы общались в тот день в селе, говорили о ней только добрые слова, отмечали, что наконец-то местный ФАП попал в надёжные руки, а Антонина Николаевна — врачеватель от Бога.
За время работы ей дважды пришлось буквально спасать селян от смерти. Одну женщину укусил шершень, и у неё развился отёк Квинке, грозящий летальным исходом, другая выпила таблетку, от которой случился на фоне аллергии анафилактический шок (одно из самых опасных для жизни состояний). Только благодаря профессиональным действиям фельдшера люди остались живы.
Есть в Молдовановке ещё два медика, правда уже давно не практикующих, но очень опытных. Левон Арутович Крбашян, сейчас ему уже за 80, работал в местной амбулатории больше 40 лет. Пенсионерка Наталья Николаевна Цвелодуб, приехавшая в село с севера, долгие годы трудилась детским врачом-пульмонологом. С ними Антонина Николаевна дружна, бывает, и совета спросит.
Несмотря на загруженность молдовановский фельдшер успевает ещё цветы сажать у амбулатории. Надо же как-то фаповский дворик облагораживать. Когда вокруг красиво, и болеть приятнее. Вернее, выздоравливать, ведь доктор Тонечка назначила правильное лечение.

Школа с историей
Учеников в ООШ № 16 имени М.В. Авдеева немного — шестьдесят. Первоклашек всего двое, а в самом большом (седьмом) классе одиннадцать школяров.
Но обучение сейчас ведётся в две смены — не так давно основное здание школы встало на капитальный ремонт до мая следующего года. Его закрыли по предписанию Роспотребнадзора: трещины в стенах, сырость и грибок сделали обучение в основном школьном корпусе невозможным. Учебный процесс перенесли в соседнее строение, оно появилось в 1976 году как мастерские. В нём всего пять кабинетов, но есть столовая. А охранник на входе строг, без проверки документов не пустит.
Встречает нас учитель физкультуры Наталья Викторовна Гайдамут. Она приехала в Молдовановку ещё в 1989 году по распределению, здесь и осталась. Рассказывает, как проходят её уроки. Если погода хорошая, ребята занимаются на улице, если дождь и холод, добро пожаловать в интеллектуальный спорт — шахматы и шашки предусмотрены программой.
Директор школы Александр Николаевич Петрушан когда-то был её учеником. После института, вернувшись в родное село, стал работать учителем. Он, потомок первых поселенцев, историк по образованию, рассказал нам о становлении села и ООШ № 16.
Первые свидетельства о школе в Молдовановке датируются 1920 годом, когда местная жительница Наталья Егоровна, её фамилию никто и не помнит уже, начала собирать ребятню и обучать её грамоте. В честь учительницы даже местечко неподалеку от села определили, оно так и называется — поляна Натальи Егоровны. С 1924 года здесь на месте нынешнего детсада (в метрах десяти от современной) появилась начальная школа.
— Я в 80-х годах, будучи студентом, опрашивал тех, кто когда-то учился там, некоторые из прежних учеников были ещё живы, — делится с нами Александр Петрушан. — В школе работала всего пара учителей. Но учиться сюда приезжали также из Дефановки и Хребтового, даже несколько человек из Джубги, судя по архивным документам.
В 30-е годы, когда раскулачивали состоятельных людей, изымали у них имущество, недвижимость, один из больших домов (как говорили, дом кулака Лозинского) сделали школой. И тогда уже появилась семилетка. Потом этот дом отдали под квартиры учителям.
Здание современной школы, которое сейчас реконструируют, появилось в конце 50-х. И ученики уже могли в течение 8 лет получать полноценное основное общее образование (сейчас 9 лет). Тогда директором стал Д.М. Вердиев. При нём появились отопление и столовая с обеденным залом, к зданию школы пристроили класс, поменяли деревянные перекрытия на бетонные.
— Когда в советское время помогали с квартирами, сюда на работу много учителей приезжало иногородних. Сейчас же преподавателей не затащишь в деревню, — сетует директор. — Кадровый вопрос очень остро стоит. И местная молодёжь не хочет здесь оставаться, работать негде. У кого есть возможность, уезжают в город.
Тем не менее все учителя-предметники в молдовановской школе есть. Её ученики получают качественное основное школьное образование. Главное, чтобы свет не отключали, без него совсем беда.

Жизнь культурная насыщенная
Накануне нашего приезда в селе отмечали День пожилых людей. На праздник в дом культуры пригласили контингент старше 70, таких набралось больше тридцати человек. Для виновников торжества выступали местные детские коллективы. Потом были интеллектуальные забавы, а когда в самый разгар праздника «молодёжь» пустилась в пляс, в селе выключили свет. Сначала, конечно, расстроились. Но организаторы вышли из положения — предложили при свечах попеть старинные песни. Пожилые молдовановцы остались очень довольны таким вниманием и тёплым приёмом. Тому, кто по состоянию здоровья не смог прийти, подарки развозили по домам.
Широко в Молдовановке отмечают и другие праздники. Особенно чтят День Победы. По центральной улице к мемориалу уже несколько лет неизменно шествует Бессмертный полк. У памятника всегда проходят митинги, устраиваются концерты. Доброй традицией стала и полевая кухня, с каждым годом каши приходится варить всё больше. Памятник павшим в годы Великой Отечественной войны селяне трепетно оберегают, на его территории в сени деревьев всегда чисто и ухоженно. Это отмечают и гости, приезжающие издалека, чтобы возложить венки и цветы к могиле, где похоронены их предки, которых они смогли найти спустя много лет при содействии поисковиков.
Мероприятия по случаю — это замечательно. Но и в обычные дни в молдовановском ДК, которым заведует Маргарита Григорьевна Корнилова, жизнь бьёт ключом. Там работает несколько творческих объединений: танцевальный кружок ведёт Наталья Анатольевна Гуня, хорового пения — Олеся Николаевна Верест. В 2003 году она открыла в Молдовановке филиал школы искусств имени Г. Пономаренко. Ребята также учатся играть на фортепиано, изучают сольфеджио, сдают экзамены, а после обучения получают диплом об окончании музыкальной школы.
— Наши дети нередко на региональном уровне занимают призовые места за песни, танцы, поделки, — похвалилась О. Верест. — В Атамань часто ездим.
Как они танцуют и поют, нам увидеть не довелось. Но вот посмотреть на изделия из талаша (листьев кукурузного початка) мы смогли: и панно, и целые кукольные композиции заслуживают внимания.
Тут же в клубе в одной из комнат после прошлогоднего пожара разместилась и молдовановская сельская библиотека. Пусть в тесноте, но не в обиде. Книгочеи ходят сюда, как и прежде. Правда, вместо читального зала размещаются на стульях в коридоре. Библиотекарь Светлана Александровна Мороз всегда рада многочисленным посетителям — в библиотеку записано полсела, более трёхсот человек.

Здравствуйте, это я, почтальон Григорян
Отделение почты в Молдовановке смело можно назвать образцовым. Чисто, светло, уютно, современно. А судя по многочисленным благодарностям в книге жалоб и предложений — сделать вывод: работают здесь чуткие, отзывчивые люди, знающие своё дело.
Егинар Артуровна Григорян трудится всего полгода, но уже полюбилась селянам. Они знают, у неё письма и газеты не потеряются, а пенсию доставит в срок. Молодая почтальон родилась в Крыловском районе, в Молдовановку приехала к мужу. По профессии педагог, несколько лет работала в одном из краснодарских детских садов. А в селе, говорит, работы нет, детей растить надо. Хорошо, ставка почтальона оказалась свободной. Когда появляется минутка без работы и хлопот по хозяйству, Егинар мастерит модные женские аксессуары: заколки с цветами, резиночки, повязки на голову. Но это, если по вечерам есть в доме свет — как мы уже неоднократно слышали от молдовановцев, электричество частенько в селе выключают.
Егинар Григорян, как мать двоих малышек, очень ждёт появления хорошей детской площадки. Ей также хочется видеть, как местные мальчишки гоняют в футбол. Не на пустыре, очень похожем на стадион, с поросшей травой и ржавыми воротами, а на хорошем, оборудованном поле.

Вперёд, в будущее
Какое сегодня будущее у российской глубинки, спросит иной обыватель. Вот такое среднестатистическое, далеко не богом забытое село, где и с коммунальными благами проблема, и с работой. Но ведь сами молдовановцы сохраняют оптимистичный настрой, относясь с большой любовью к своей малой родине, её истории и традициям, с удивительной терпимостью справляясь с трудностями быта. И… мечтают. Чтобы и свет постоянно был, и газ провели, и стационар обустроили, и детскую площадку оборудовали. А как же иначе?
И хочется верить, что чаяниям молдовановцев непременно суждено сбыться — сегодня для этого в районе и крае есть множество программ и подпрограмм, с помощью которых вот такие глубинки и благоустраиваются. Ведь не зря говорят, будет жить село — будет жить Россия.
Ольга СЕДЛАЧЕК