Завершился конкурс проектов «Мой родной Туапсинский район-2030», смысл которого состоял в том, чтобы привлечь местных жителей к разработке стратегии социально-экономического развития муниципалитета до 2030 года.
Вообще этой глобальной работой занимается консорциум Леонтьевский центр – AV Group. На рынке стратегического планирования они с 1991 года, в 1996 году спланировали первую в стране региональную стратегию развития – для Петербурга. Из последних их разработок – Стратегия-2030 для Краснодарского края.
Предполагается, что лучшие по итогам конкурса социальные проекты туапсинцев консорциум использует в подготовке муниципальной стратегии.
Конкурс проводился в двух номинациях. Первая – творческая: стихи, песни, фотографии, видеоролики и т.п. Вторая – собственно авторские проекты. Для них было задано несколько направлений: технологические идеи, комфортная среда, оздоровление граждан, развитие культуры, туризм, поддержка инициатив молодых и т.д. Также можно было предлагать свои темы.
В творческой номинации всё более-менее ясно: помимо художественного критерия, важна любовь к малой родине. С проектами – несколько сложнее: тут оценивалась актуальность, новизна, наличие экономического обоснования, возможность реализации, предполагаемый эффект и прочее.
В итоге творческих работ поступило 28, проектов – 9.
– В основе разработки стратегии конкретного муниципалитета лежит конкуренция между разными районами, – говорит Юлия Ильяева из Леонтьевского центра – AV Group, руководитель социального направления конкурса. – Конкурентоспособность территории зависит от многих факторов. Это, во-первых, борьба за рынок товаров и услуг. Во-вторых, то, насколько территория комфортна для ведения бизнеса. Третий фактор, возможно, самый важный – человеческий капитал: каждый район заинтересован, чтобы люди стремились переехать в него. Также важны готовность к инновациям, природные богатства, инвестпривлекательность. Нам необходимо понять, как туапсинцы могут выиграть конкуренцию по каждому из этих направлений. У Туапсинского района есть свои слабые и сильные стороны (среди сильных, в частности, природное богатство и преобладание притока населения над оттоком). Почему важно продвигать проектную культуру жителей? Потому что их проекты помогают решать конкретные задачи.
Среди поданных на конкурс заявок были эскизы новой автостанции города, программа подготовки молодых специалистов строительно-отделочных специальностей, план создания школы КВН, план развития спортивной инфраструктуры приморских посёлков, идеи по воспитанию патриотизма в дошкольниках и вовлечению родителей в процесс физвоспистания своих детей.
Лучшим был признан проект жителя Кривенковского Максима Решетникова. Работа посвящёна созданию межмуниципального некоммерческого предприятия, которое займётся благоустройством северных поселений. Автор обозначил задачи фирмы, представил штатное расписание – 9 сотрудников, составил смету затрат на открытие и функционирование, учёл множество других подробностей, в том числе возможное место дислокации (село Георгиевское). Всё это – учитывая реалии четырёх дотационных поселений.
Второе место – у шестнадцатилетней Розы Етумян из Новомихайловского. Её проект посвящён созданию артобъектов в Новомихайловском и включает авторские эскизы трёх малых архитектурных форм (МАФов), изображающих древнюю крепость Никопсия. Первая – чеканка 200 на 110 сантиметров, а также два варианта крепости в масштабе 1:25 с нанесённой на её стены хронологией здешних мест – от VII века до н.э. по сегодняшнее время. Все три формы предполагают подсветку. Не нужно объяснять, что такие МАФы украшают посёлок, способствуют его туристической привлекательности.
Третье место у Людмилы Юдиной с проектом «Стоп, амброзия!». Как известно, цветение этого растения для многих людей является настоящим бедствием. Разработка предлагает бороться с аллергеном силами волонтёров. Предусматривается организация обучающих семинаров для добровольцев, научно-практических конференций для поиска новых средств нейтрализации воздействия сорняка, создание интерактивной карты его произрастания, для корректировки будет использована горячая телефонная линия, и другие меры.
В творческом конкурсе первое, второе и третье места заняли видеоклип Ирины Репиной и её воспитанников из детского сада «Солнышко», рисунок 6-летней Есении Волковой и видео 13-летнего Кирилла Чуварина об истории родного посёлка под названием «Лермонтово без Лермонтова».
Подробнее с проектами и творческими работами можно познакомиться в Интернете по адресу: http://tuapse.lc-av.ru/tuapse2030/tuapse2030orders/.