Годы идут, завтра мы отметим уже 74-ю годовщину Великой Победы в войне над фашистской Германией. И как это ни печально, всё больше ветеранов уходит. Тех, кто остался, мы должны пестовать, окружать заботой и вниманием. И вспоминать не только в преддверии праздника. Хочется рассказывать о них, не забывать. Наш сегодняшний герой – ветеран Борис Михайлович Тарасов, который стоял на защите Черноморских рубежей во время войны и внёс огромный вклад в развитие нашего города в послевоенные годы.
Родился он в городе Мелитополе Запорожской области на Украине 12 января 1925 года. Но детство Борискино прошло на Донбассе. В 1936 году семья переехала в Туапсе – отец пошёл работать в порт. Море поманило и сына.
К труду Борис был приучен сызмальства, поэтому ещё до войны, будучи пятнадцатилетним мальчишкой, успел поработать на туапсинском СРЗ молотобойцем. А потом, весной 41-го, напросился на танкер «Тендра», где механиком работал отец его хорошего друга Мано (Эммануила) Фурича Фёдор Викторович. Так сильно хотелось парню в плавание. С тех пор и стал, как он говорит, моряковать. Тогда о войне ещё и подумать никто не мог…
О ней узнали в плавании – шли рейсом из Одессы в Новороссийск. Борис Михайлович помнит, как услышали по радио голос Молотова: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…».
Главной задачей «Тендры» стало снабжать суда горючим – ходили в районе Цемесской бухты. В 42-м судно направили под Керчь, в Камыш-Бурун. В Крыму уже вовсю хозяйничали фашисты, наши войска несли серьёзные потери и терпели поражение.
Был май, как раз к празднику весны и труда покрасили танкер по ватерлинии. Возможно, именно это привлекло немецкие самолеты, предполагает Борис Михайлович.
Налёт. В небе три вражеские машины. Летят, бомбят Керчь, гору Митридат.
— Я в машинном отделении был, вижу, повернул один на «Тендру», готовится атаковать. Я на мостик на правом борту, поднимаю глаза — бомба падает прямо на нас, на солнце сверкает, крутится.
Взрыв. Снаряд пролетел по краю борта и упал в воду. Бориса окатил столб морской воды. Он не пострадал, потому что был наверху. Спустившись на палубу, увидел распластанного на ней старшего механика Фурича, того самого что взял Тарасова на судно работать. Фёдор Викторович лежал в крови, у него была перебита шея и распорот живот — ранения осколками оказались смертельными. Экипаж предал своего товарища земле у завода им. Войкова (металлургический комбинат) в Керчи. Из каких-то подручных средств соорудили гроб и между налетами захоронили.
При той бомбёжке танкер «Тендра» получил пробоины, и его на месяц отправили на ремонт в Сочи. После – в Туапсе, где самолеты люфтваффе уже постоянно бомбили и сам город, и порт. Во время налётов прятались за нефтепирсом. Забрав для эвакуации имущество туапсинского ремесленного училища, направились в Сухуми. И там уже судно второй раз подбили – сухумский порт был как на ладони для немецких самолётов. Тогда оттащили танкер на стоянку к устью реки Хоби, где в военные годы была временная база части Черноморского флота. Как позже узнал Борис Михайлович, корабль потом починили в Туапсе, поставили ему новый двигатель. Но механика Тарасова уже перебросили на другое судно «Ялта», на котором ходили в Поти и Батуми.
Прошло, как вспоминает ветеран, уже изрядно времени, с полгода где-то, подошёл к борту их корабля буксир «Вежилов», который, как оказалось, шёл из Батуми в Туапсе. И Борис Тарасов наудачу попросился на борт – его взяли. На нём в 1943 году водили баржи из нашего порта в Геленджик – оттуда мотоботами доставляли на Малую землю боеприпасы и провиант.
Когда побережье Краснодарского края освободили, уже в 1944 году, девятнадцатилетний Борис с другом Валентином отправились в военкомат в Новороссийске.
— Нас сразу определили: Валю – он радистом был – на линкор «Севастополь», меня — на крейсер «Ворошилов», — рассказывает Борис Михайлович.
«Ворошилов» тогда как раз перебазировался в Новороссийск, а 5 ноября в составе эскадры Черноморского флота под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Н.Е.Басистого совершил переход в Севастополь. И там уже находился до окончания войны.
Когда объявили Победу, все спали в кубрике. Это было в 6 часов утра. Все стали будить друг друга, поздравлять, ликовать! Ведь ждали этого момента так долго!
Но служба морская не закончилась. После войны Бориса Тарасова в составе спецкоманды – чем он заслужил это право, он не знает — направили в Германию, в порт Росток на Балтике для получения в счёт репарации немецких кораблей.
— Там мы приняли 13 судов – тральщиков. И гнали их в СССР вокруг Европы: через английский порт Фалмут, Гибралтар, остров Мальту в конечный пункт — Севастополь.
На одном из этих тральщиков под номером 920 Борис Михайлович служил до 1950 года. Приходилось тралить воды Чёрного и Азовского морей, где после войны оставалось еще множество действующих мин.
После того, как сошёл на берег, началась у старшего матроса Тарасова уже другая жизнь. Вернее, она продолжилась – Борис пошёл доучиваться в вечернюю школу. А когда окончил 10 классов, поступил в педагогический институт в Краснодаре на факультет физвоспитания. Работал сначала инструктором военно-морского клуба, где готовил призывников. Потом пошёл в 61 школу учителем физкультуры. Иные его ученики до сих пор его помнят и отзываются о нём с большой теплотой.
В 1959 году вызвали Бориса Михайловича в горком партии. Уговорили возглавить городской спортсоюз. Тарасов подумал и согласился. И с тех пор до самой пенсии (1986 год) был он председателем физкультурно-спортивного ведомства не только города Туапсе, но и района. Именно по его инициативе в городе появилась школа бокса на месте старого крытого рынка. Планировалась и шахматная, но в грандиозные планы вмешалась перестройка, и реализоваться им, к сожалению, было не суждено.
Подругу жизни своей Наталью Васильевну встретил в 1952 году на танцах в городском парке. Она после войны с родителями переехала в Туапсе и работала учителем математики в третьей школе. Борис сразу заприметил красавицу Наташу, пригласил танцевать. Потом снова и снова. Вызвался проводить. Долго не раздумывали, вскоре после знакомства поженились. И вот уже почти 70 лет вместе.
Пока ведём разговор, Наталья Васильевна ищет старые фотографии в семейном альбоме. А потом рассказывает, что супруг до сих пор активно следит за политической ситуацией в стране и мире и что на праздники они обязательно ждут внуков, которые живут в других городах.
На его парадном пиджаке красуются боевые награды. О них Борис Тарасов говорит скромно – что полагалось, то и заслужил. Никогда не задумывался о том, чтобы заполучить признание. А среди его наград — Орден Отечественной войны 1 степени, медали за победу над Германией и другие. Только за то, как он трудился на море ради той великой Победы и мирного синего неба над головой, есть одна самая важная награда – низкий поклон от всех потомков и одно самое главное звание – победитель! Среди множества тех, кто стоял и выстоял в ту страшную войну.
Он хотел бы пройтись в праздничной колонне по главной улице Туапсе, но после перенесённой серьёзной травмы ветеран почти не выходит из дома. Он посмотрит по телевизору парад на Красной площади в Москве и будет ждать гостей – школьников, которым он расскажет всё-всё про военные годы.
С праздником, Борис Михайлович! С праздником, наши дорогие ветераны!
Ольга СЕДЛАЧЕК