К СХ ЗАО «Новомихайловскому», как к никакому другому, подходят слова «предприятие успеха». Многие годы оно поставляет фрукты и на внутренний районный рынок, и за его пределы, выдержав и смену формаций, и экономические кризисы, и прочие испытания.
Кропотливый сельский труд, грамотный менеджмент, научный подход к производству – пожалуй, главные составляющие достижения предприятия. Именно поэтому мы и решили написать о нём в праздничном первомайском номере. Тем более что главный атрибут нынешнего праздника – майское цветение – здесь ещё и неотъемлемая часть производственного процесса.
Новый гендиректор начал с рекорда
Долгое время ЗАО «Новомихайловское» возглавлял Василий Александрович Назаренко, и он не раз присутствовал на страницах газеты «Черноморье сегодня».
Интрига нынешнего нашего визита в новомихайловские сады заключалась в том, что год назад Василий Александрович уступил свой пост новому руководителю, которого когда-то сам присмотрел на факультете плодоовощеводства и виноградарства Кубанского аграрного университета.
Роман Леонидович Батуринец оказался молодым, подтянутым, приветливым человеком, в котором, честно сказать, мы не сразу признали нового гендиректора.
Он охотно рассказал нам о том, чем живёт его предприятие, на которое пришёл со студенческой скамьи и за двенадцать лет работы в котором сменил должности агронома, начальника службы контроллинга, первого заместителя и зама по производству и, наконец, стал генеральным директором.
Последнее назначение случилось в марте прошлого года, и следующей же осенью урожай получился рекордным – 12 тысяч тон яблок против обычных 9 тысяч.
– Это, конечно, хорошее начало моего руководства, но приписать себе успех я не могу, – объясняет Роман Леонидович. – Во-первых, здесь большая заслуга прежнего гендиректора Василия Александровича Назаренко. Во-вторых, урожай увеличился, потому что в полную силу вошли молодые сады, посаженные пять лет назад. В-третьих, повезло с погодой. Заморозков не было, июнь-июль лили дожди, а уборка прошла без осадков. Количество ветровой падалицы оказалось равным нулю. В общем, так сошлись звёзды.
Но в этом году, честно предупреждает гендиректор «Новомихайловского», рекордов уже ждать не стоит – виной прошедшие заморозки. Некоторые крупные кубанские хозяйства, уже доложили в сельхозминистерство о гибели 80-90% плодовых почек. В «Новомихайловском» этот показатель намного меньше, всего 25%. Прежде всего пострадали сорта, завезённые из Европы, – с ними ещё не накоплено достаточно опыта. Ну, а урожай-2020 планируется обычный, среднестатистический – 9,1 тысяч тонн.
Чипсы для «Коммунарки»
То, что в «Новомихайловском» не только выращивают яблоки, но производят чипсы, давно не новость. Роман Батуринец считает, что будущее хозяйства – именно за переработкой. С нею снижается зависимость от форс-мажорных обстоятельств: заморозков, наводнений, града и так далее.
Кроме того, рабочие, занятые переработкой, трудятся под крышей, в тепле – это тоже важно. Правда, сначала яблоки надо вырастить и собрать, от этого уже никуда не деться.
В этом году новомихайловские чипсы попали в рацион больных ставшей известной на всю страну «Коммунарки». Сам факт, может быть, не особо важный, просто он лишний раз подчеркивает, что новомихайловские чипсы – диетическое питание, годящееся и для больных, и для детей. В их составе – никаких добавок: кольца яблок, инфракрасная сушка.
Кроме того, ЗАО выпускает яблочные кубики, сухарики, может делать сухофрукты компотные смеси.
В планах предприятия, говорит наш собеседник, расширение цех переработки. К трём имеющимся сушилкам добавится еще две. Помимо объема продукции, возможно, увеличится ассортимент. Чем больше линейка товара, тем больше возможности их продвижения. А для сельхозпроизводителя, как известно, распространение продукта чуть ли не важнее производства.
Сети магазинов диктуют свои условия, войти в них тяжело. Посредники между аграрием и продавцом делают свои накрутки. Относительную независимость для ЗАО «Новомихайловскому» обеспечивают холодильные установки объёмом 5 тысяч тонн, закупленные недавно. А до этого хозяйство могло запасать лишь 1,1 тонн. Яблоко в холодильнике хранится с осени до мая, и даже до июля, практически без потери вкусовых качеств.
Кстати, зайдя в преддверье холодильного помещения, мы ощутили необыкновенный аромат – он был такой естественный, в нём сплетались запахи различных сортов, а искусственный мороз приглушал его, делая тонким и ненавязчивым. Для местных работников, скорее всего, этот аромат привычен, и они его попросту не замечают, а нам же он показался просто каким-то волшебным.
В Китае был неурожай
Существенным подспорьем для отечественного производителя оказалось закрытие границ для продукции из Европы. Благоприятствующим обстоятельством для распространения товара стал также неурожай яблок, второй год подряд, в Китае. Из-за китайского неурожая новомихайловские яблоки отправились на Урал, в Томск, Омск, Новосибирск, Дальний Восток.
Можно догадаться, что польские яблоки, несмотря на запрет, окольными путями всё равно попадают на отечественный рынок. Чем они отличаются от наших, новомихайловских? По словам Романа Леонидовича, у них ниже себестоимость – 19 рублей против 21 нашего рубля и, как правило, они выглядят лучше (а в супермаркете мы выбираем товар на глаз, а не на вкус).
А если говорить об экологичности, то новомихайловские яблоки предпочтительней. Пестицидов в них меньше.
– В Польше проводятся 30-32 тура обработки яблонь. В садах Кабардино-Балкарии – 35 туров. У нас всего 17-18. Дело в том, что парша, главный бич яблок, в мае-июне в здешнем климате, отступает, а значит не требуется столько опрыскивания. На моей памяти у нас не разу не нашли превышения остаточного содержания вредных веществ. Такие анализы делаются перед началом каждой уборки в лаборатории Северо-Кавказкого института садоводства и виноградарства. К тому же наш климат способствует более интенсивному накоплению сахаров.
С секатором не расставайтесь
Наш собеседник вспоминает, как сам пришёл после университета работать в новомихайловские сады.
– Шла обрезка. Главный агроном вручил мне секатор и ножовку. Я прошёл рядок, он поглядел и сделал замечания. Я продолжил резать – и резал, пока он не убедился, что я полностью разобрался во всех тонкостях. Хотя казалось бы, дипломированный специалист, должен сам других учить. Сейчас у меня всегда секатор в машине. Время от времени сам становлюсь на обрезку, как рядовой рабочий.
Обрезка – это целая наука. Она необходима, чтобы дерево постоянно омолаживалось, и максимум почек могли вызреветь. Главное в обрезке – дать свет в центр кроны, а нюансов – огромное количество. Для каждого сорта обрезка нужна особая, и так просто её не освоишь.
Именно поэтому для садоводства, рассказывает Роман Леонидович, самые ценные люди – те, которые долго, годами и десятилетиями, живут на одной земле.
И это ещё одна проблема для хозяйства. Коллектив «Новомихайловского» – двести человек. Триста–триста пятьдесят человек – сезонные рабочие. Местные жители неохотно соглашаются на эту работу, они больше ориентированы на курортный бизнес. В основном нанимаются приезжие из Дагестана. Люди они трудолюбивые, но, как и всякий, кто приехал на заработки, на первое место ставят всё-таки план, а не технологическую точность.
На вопрос, есть ли у него свой собственный сад, Роман Леонидович отвечает:
– Я живу в квартире, но сад бы мне не помешал. Сад даёт возможность экспериментировать. Например, Василий Александрович (а он меня очень многому научил) посадил у себя всякие сорта, наблюдает, как они реагируют на разную обрезку, разные удобрения. Это очень нужно, другой вопрос, как на это найти время. В семь часов я выезжаю на работу, возвращаюсь поздно вечером.
Со шпалерами или без?
Сейчас многие отечественные аграрии пытаются перенять европейский опыт суперинтенсивного садоводства. Если в традиционном, экстенсивном, саду растет до 800 деревьев на гектаре, то в суперинтенсивном – более 2,5 тысячи деревьев на гектар (промежуточное положение занимает интенсивный сад, где на гектаре от 800 до 2,5 тысяч деревьев).
Суперинтенсивные сады дают огромный урожай – 70 и более центнеров с гектара, правда и закладка их стоит больших денег – до 4 миллионов рублей за гектар. Суперинтенсивные сады – это капельная система орошения, бетонные столбы, шпалеры, противоградовые сетки. Тут очень важно соблюдать все технологические правила. Такой сад больше напоминает фабрику.
Гендиректор «Новомихайловского» говорит, что его принципиальная позиция такая же, как прежнего руководителя Василия Назаренко: даже если есть деньги на суперинтенсивные сады, лучше их не сажать.
– В наших условиях оптимальны сады – без шпалер, только с посадочным колом, до 2,5 тысяч деревьев на гектар и обязательно с поливом, – рассказывает Роман Леонидович. – Дело в том, что карликовый подвой, используемый в суперинтенсивных садах, предполагает, что корневая система находится на глубине 40 см. С нашими заморозками нужен среднерослый подвой и корень уходящий на глубину 1-1,2 метра.
Тем не менее, 17 гектаров в ЗАО «Новомихайловском» отведено под сады со шпалерами, правда, это еще не суперинтенсив – только 2,5 тысяч деревьев на гектар. Там растут так называемые сорта, стойкие к парше. А значит, требующие меньше пестицидных обработок. Это большой плюс, но к нему прилагается свой минус: плодоносят такие сады не равномерно. Один год – хорошо, другой значительно меньше.
Надо сказать, что для закладки новых садов в хозяйстве последнее время преимущественно используются не европейский, а отечественный материал. В качестве поставщиков выбраны два кубанских питомника – один в Динском районе, другой в Красноармейском. Оба они вышли на очень высокий уровень и выращивают саженцы по качеству сравнимые с европейским.
Плохо в России пока с собственными средствами защиты растений и техникой – косилками, опрыскивателями и прочим. Это при том, что потребность в отечественных яблоках высокая, садоводство развивается, всё больше желающих вкладывать в него деньги.
Сколько нужно сортов яблок?
Сады ЗАО – это 290 гектаров яблонь, 29 гектаров персика и 21 гектар сливы.
Оказывается, что с персиком всё не так просто. Последние годы всё больше его почки повреждаются возвратными заморозками. Стоит вопрос о целесообразности его выращивания, несмотря на то, что персик – это такая знаковая для побережья культура. Гендиректор говорит, что расставаться с персиком ему не хотелось бы, но факты есть факты.
– Наш собственник Георгий Павлович Примаков говорит: «Посмотрим статистику: за пять лет урожай был два года, в остальные годы – все вымерзли. Лучше заниматься яблоками – это надёжнее. Зачем каждую зиму нервничать: будут заморозки или нет».
По словам руководителя ЗАО, Георгий Павлович опытный экономист и прекрасно чувствует перспективу. Производство чипсов – его идея. Обновление машинно-тракторного парка, установка холодильника на 5 тысяч тонн, сортировочной линии, закладка садов тенгинского отделения осуществились благодаря ему.
Также по инициативе собственника запатентован бренд «Черноморские яблоки», и теперь идёт его раскрутка на рынке.
Сегодня в хозяйстве выращивается 27 сортов яблок. Гендиректор «Новомихайловского» считает, что такое количество избыточно. Рациональнее выращивать основных 4-5 сортов. Во-первых, проще объяснять рабочим обрезку, во-вторых, так покупатель лучше будет распознавать фирменную продукцию.
Скорее всего, в качестве основных сортов оставят «айдаред», «голден», «семеренко», «гренни-смит», «флорину». А распыляться не надо.
В заключение спрашиваем, какое самое вкусное яблоко наш собеседник ел в своей жизни.
– Для меня самое вкусный – «джонаголд». Это гибрид «джонатана» и «голдена». Джонатана сейчас в хозяйствах крае практически не осталось. «Джонаголд» получился десертного вкуса. Во время потребительской зрелости мякоть у него кремовая, хрустящая. Один бок красный, другой оранжевый. Изумительное яблоко. У нас его выращивается приблизительно 600 тонн в год. По вкусу превосходит все европейские сорта, которые я знаю.
Владимир БЕЛЯЕВ