От шестерёнок и склеенной плёнки – к терабайтам по зашифрованным каналам

74

На днях исполнилось 125 лет мировому кинематографу. 13 февраля 1895 года братья Люмьеры подали патентную заявку на своё изобретение. Эта дата официально никем не празднуется – есть Международный день кино 28 декабря и День российского кино 27 августа, – но мы сочли, что это прекрасный повод поговорить о кино.

Некоторые секреты своей профессии нам раскрыл директор кинотеатра «Россия» Андрей Гладкий. В отрасли кинопроката он работает с 2010 года.
– Общая тенденция сейчас такова, что посещение кинотеатров снижается. Одна из причин – в появлении онлайн-кинотеатров, – рассказывает Андрей Александрович. – За сравнительно небольшие деньги вы можете смотреть дома фильмы в хорошем качестве, иногда даже в день их мировой премьеры. Но даже с самым крутым оборудованием – с высоким разрешением, мощной акустикой и сабвуферами – вы всё равно не получите атмосферу кинотеатра. Замечали, что иногда фильм так себе, а вы, тем не менее, выходите из кинозала в хорошем настроении, без какого-то разочарования? А бывает, посмотрите кино дома, и у вас раздражение от того, что только зря потратили время.
Наш собеседник вспоминает, что пришёл на работу в кинотеатр «Родина», когда он ещё назывался «Шоу-таймом», когда вовсю шёл переход с пленочного оборудования на цифровое. Символом конца пленочной эпохи стал «Аватар» – масштабный, красочный, переносящий в иные миры, в другие измерения.
Одной из проблем модернизации стала переподготовка кадров. В «Шоу-тайме» в двух киноаппаратных работали пять киномехаников – на тот момент все женщины, возраста ближе к пенсии. Их переучивали, показывали, на какие кнопки нажимать, но учёба давалась непросто.
– Тот киномеханик и нынешний – это абсолютно разные профессии, – говорит Андрей Гладкий. – «Цифровой» киномеханик – это айтишник, сисадмин, он выполняет настройку согласно показаниям компьютера. Прежние специалисты больше полагались на свои глаза и руки. Они смазывали аппараты, меняли шестерёнки, перематывали плёнку на специальном столе, подклеивали её там, где она рвалась, заливали охлаждающую жидкость, на глаз выстраивали баланс белого и так далее. Всё это требует высокой квалификации, но эта профессия уже отжила своё.
Сегодня на два кинотеатра – «Россию» и «Родину» – всего два киномеханика. И им уже не надо таскать коробки с бобинами. Сначала бобины сменили диски, которые в запечатанном виде пересылали кинопрокатные компании. Теперь, за редким исключением, фильмы передаются по Интернету. Объём одного фильма может достигать 460 гигабайт, почти полтерабайта (при том, что кино, которое мы скачиваем из сети, обычно 2-4 гигабайта или чуть больше). Между «Родиной» и «Россией» создан проброс портов, который позволяет передавать информацию с огромной скоростью – 1 гигабит в секунду.
С сервера компании, занимающейся доставкой, по зашифрованным каналам фильм попадает на сервер проектора. Но если вы каким-то образом завладеете набором файлов, вы всё равно не сможете посмотреть кино. Для этого нужны ключи. Ключ позволяет запустить конкретный фильм на конкретном кинопроекторе с такого-то по такое-то число и в такие-то часы. Так кинокомпании борются с пиратством.
– Вы замечали, что одни фильмы можно легко найти и скачать в Интернете, другие – никак не получается, – продолжает директор кинотеатра. – Это зависит от кинокомпаний, как они контролируют распространение своего товара. Например, «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» многие хотели получить бесплатно, но он стал возможен для пиратского скачивания только после того, как прошёл по телевидению.
Кстати говоря, специфика муниципального кинотеатра в том, что тут часто бывают бесплатные киносеансы, как правило, отечественного кино, для какой-то специальной аудитории – школьников, пенсионеров и т.д., или для всех желающих. Среда – день дешёвых билетов, всего по 170 рублей – при ценовой вилке от 170 до 350 рублей. Для сравнения: эта вилка десять лет назад составляла 100-250 рублей. То есть рост платы за зрелище медленнее общего подъёма цен.
На вопрос, какие фильмы прошлого года стали самыми кассовыми, наш собеседник называет ремейк «Короля-льва», «Аладдина» и новогоднего отечественного «Холопа».
– Нашумевший «Однажды в Голливуде» у нас собрал не так много зрителей. Во-первых, он идёт почти три часа, и это не каждый высидит. Во-вторых, при всём том, что он смотрится на одном дыхании, всё-таки он взывает к ностальгическим чувствам американцев, а нам многое там непонятно.
В заключение беседы мы просим подсказать нам, на какие картины обратить внимание.
– Если говорить о фильмах, чьи показы уже прошли, но которые вы можете посмотреть дома, я бы порекомендовал «Зелёную книгу», «Ford против Ferrari» (лучше смотреть на хорошем оборудовании), получивших только что «Оскар» «Паразитов». А в кинотеатр приходите смотреть «Зов предков» с Харрисоном Фордом. Наиболее ожидаемые премьеры, зрителя на них и звать не обязательно, – «Top Gun-2» с Томом Крузом и «Соник в кино», созданный на основе видеоигры. Особо хотел обратить внимание на «Калашникова» – отечественная история сейчас у многих вызывает самый живой интерес.

Владимир БЕЛЯЕВ