Как стать союзниками в деле чистоты

379

Региональный оператор «Крайжилкомресурс» обслуживает пять муниципалитетов.
В Туапсинском районе работает сравнительно недавно. Что удалось сделать за это время, какие проблемы приходится решать, как организация намерена работать в курортный сезон — об этом мы расспросили руководителя туапсинского филиала организации Тимура Муратовича Исмелова.

— С какими трудностями сталкивается ваша организация?
— Трудности, действительно, есть. К примеру, по закону все контейнерные площадки должны быть на кадастре и оборудованы, входить в специальный реестр. Это та территория, где может накапливаться мусор, всё остальное уже претендует называться стихийной свалкой. В Туапсинском районе официально сейчас таких чуть более семисот. А мы, приняв на себя обязательства по вывозу отходов, только за прошлый год насчитали около 1800 площадок. Региональный оператор обязан вывозить мусор строго в соответствии с территориальной схемой, которая строится именно на основе данного реестра. Получается, более тысячи площадок «висят в воздухе». Но мы вывозим мусор и оттуда, а как иначе? Чтобы всё систематизировать и направить в законное русло, призываем предприятия, которые являются собственниками этих площадок, заключать с нами договоры и таким образом постепенно вносить площадки в реестр. Работа в этом направлении ведётся колоссальная, думаю, к концу года мы её завершим. Ещё одна сложность, с которой пришлось столкнуться, — устаревший контейнерный фонд. Железные баки — это прошлый век, и машины с боковой загрузкой, которые для них требуются, уже не выпускают, разве что на заказ. Кроме того, эти автомобили крайне неэффективны: они протекают, не держат запах, а объём перевозимого мусора весьма невелик. Хорошо, что в районе металлических баков осталось не много: в прошлом году установили семьсот пластиковых, в этом — ещё около пятисот. Главы некоторых поселений просят поставить дополнительные. Мы приветствуем. Так, например, в Шаумянском сельском поселении есть потребность заменить контейнеры в сёлах по ту сторону перевала. Значит, будем менять. Организации и предприятия, здравницы — то есть юридические лица должны своё имущество обновлять сами.

— Тимур Муратович, как быть с раздельным сбором мусора? На совещании, которое по итогам своего визита в муниципалитет провёл и.о. министра ЖКХ и ТЭК Краснодарского края Андрей Прошунин, этот вопрос тоже поднимали.
— Раздельный сбор мусора должен вводиться поэтапно. Для начала администрациям нужно определить, на каких площадках эти контейнеры будут находиться и, соответственно, уведомить об этом нас. А далее регоператор уже включает их в отдельный график вывоза. Сейчас речь идёт о том, чтобы в отдельный ящик собирать бумагу, картон, пластик и прочие полезные компоненты. Хотя пластик, если он в общей массе, всё равно отделят при сортировке, но он будет менее ценен в силу загрязнённости. Я глубоко убеждён, что на каждой муниципальной площадке должен стоять бак для вторсырья. Наша задача — вывозить.

— Что лучше, контейнер или пакетированный вывоз?
— Конечно, оборудованный бак на отведённой ему площадке. Другое дело, что не везде жители хотят видеть на своей территории контейнеры и предпочитают вывоз мусора по звонку, в силу разных причин. Но чем удобен контейнер? Не надо ехать в определённое время, обозначается только день — есть сутки, чтобы забрать мусор. За пакетом же нужно приехать вовремя, что не всегда получается, а человек не может сидеть и караулить машину весь день. Мы всегда говорим водителям о нюансах вывоза в том или ином населённом пункте, например, что люди просили приехать после трёх или, наоборот, утром. Но человеческий фактор никто не отменял. Где-то в этой цепочке — от диспетчера «Крайжилкомресурса» до исполнителя — может случиться сбой. Более того, выполнение задания подрядчиком в этом случае сложно проследить. В случае с баками такого нет. Каждый фотографируют до и после, а потом отчитываются о проделанной работе. И если люди пожаловались, что мусор не вывезли, мы, открыв отчёты, можем посмотреть детали. Ага, водитель, например, ошибся адресом. Значит, надо ехать по верному адресу и вывозить оттуда.

— Почему одни баки с крышками, другие без них?
— Изначально они идут с крышками. И это разработчики сделали не зря. Закрытый контейнер не «благоухает», мусор не видно, бездомные животные в него не залезут и не разнесут отходы по округе. Но есть немало людей, которые брезгуют притрагиваться к крышке бака и требуют снимать её, в противном случае угрожают оставлять мусор рядом или сверху на крышку кидать.

— Да уж… Такая чистоплотность характерна для нашего человека. В большинстве стран мира все мусорные баки закрыты, а за отходы, выброшенные в неположенном месте, в Европе отхватишь штраф, порой до 75 евро, это около семи тысяч рублей.
— Мы с вами не за границей. И региональный оператор, к сожалению, не имеет права никого штрафовать. Поэтому приходится со всеми договариваться. Всем не угодишь, стараемся найти золотую середину. Но как бы ни старался сделать хорошо и даже лучше, всегда найдётся человек, который будет против.

— Кто убирает площадки?
— Наша обязанность — забрать мусор из контейнера и просыпавшийся при погрузке. Но если мы по каким-то причинам нарушили график и произошло перенакопление, мы обязаны забрать и то, что рядом. Это по закону. По факту возчику даётся задание убрать всё и по возможности даже подмести за собой. За пределами площадки должен убирать собственник участка, если это многоквартирный дом, либо ТСЖ, либо управляющая компания. Обычно УК так и делают — после того, как машина забрала мусор, территорию рядом подметают дворники. Муниципальные площадки должны убираться службами, которые следят за чистотой города.

— Что будет летом? Готово ли предприятие к сезону?
— Вспоминая прошлый год, скажу, что подрядчик, работавший тогда в районе, впервые столкнулся с вывозом отходов в прибрежной зоне, и в сезон, когда нагрузка увеличилась в два раза, продолжал работать в обычном режиме, поэтому, естественно, с задачей не справился. Мы учли все ошибки, договор с подрядчиком расторгли и нашли другого оператора — «Профи-сервис», у которого хороший опыт работы в высокий сезон именно на побережье, большой парк техники. В прошлом году в самый пик организация вполне успешно справлялась с пиковыми нагрузками в Сочи. Кроме того, у нас появилось новое программное обеспечение, которое позволяет отслеживать вывоз мусора в режиме реального времени. Думаю, в сотрудничестве с этим оператором в предстоящем сезоне справимся с поставленными задачами.

— Стихийные свалки входят в вашу зону ответственности?
— Да. Всё, что вне площадки, — стихийная свалка. По их выявлению работаем в плотном сотрудничестве с администрациями. Составляем акты, направляем уведомления, а юридические лица, как я уже говорил, убеждаем заключать с нами договоры на вывоз отходов.

— Тарифы будут расти?
— Они, наоборот, снижаются. В течение прошлого года – примерно на 20 рублей за кубометр. В этом году тариф также уменьшается.

— А как рассчитывается тариф? Как понять, на сколько потянет мой небольшой пакетик?
— Сказать сложно, потому что тариф усреднён для всех. Не будет же водитель ездить с весами, измерять, кто сколько выкинул. В формировании стоимости вывоза мусора мы ориентируемся на законодательные акты, где расписаны категории муниципальных образований. Туапсе и городские поселения — это третья категория, сельские — пятая. Для каждой — свой средний показатель тарифа, но фактического подсчёта нет.

— Мне кажется, у всех одинаковый объём, плюс-минус.
— Нет. По статистике выходит, чем благополучнее живёт человек или семья, тем больше отходов. Но платим все одинаково, и пока с этим ничего не поделать.

— Тимур Муратович, что бы вы хотели сказать потребителю?
— Как бы банально это ни звучало: чисто не там, где хорошо вывозят, а там, где не мусорят. Хочется призвать людей к чистоте. Нам всем не нравится, когда кругом грязно. Но чтобы было чисто, следует, прежде всего, учиться убирать за собой. Конечно, вывоз мусора стоит денег. Но и организуется это всё сейчас по-другому: мы не возим мусор в ближайшую лесополосу, где выкидываем его в кусты, а отправляем на специализированный полигон в Белореченск, где отходы проходят целый ряд технологических операций. Мы хотим, чтобы люди понимали, что в «Крайжилкомресурсе» работают такие же люди, как и наши потребители. Мы платим те же деньги по тем же тарифам, и никаких преференций у нас нет. Так как тема ЖКХ непростая, очень часто наши сотрудники становятся своего рода громоотводом, слыша в свой адрес нелицеприятные вещи. И здесь туапсинцам важно понять: мы делаем одно дело, и мы не по разные стороны баррикады, поэтому нас надо воcпринимать не как противников, а как союзников.

— Если не вывезли мусор, куда обращаться?
— В каждом поселении есть дополнительные офисы. Можно звонить на единый номер регионального оператора 8-800-444-27-35. Добавочный номер абонентского отдела 1307 или 1309. По вопросам вывоза мусора и графиков необходимо соединиться с отделом логистики — 1308.

Ольга СЕДЛАЧЕК