В 2006 году из Туапсе по Чёрному морю, через Босфор и Дарданеллы, Мраморное, Эгейское, Ионическое
и Адриатическое моря с заходом на Афон и далее в итальянский Бари отправилась группа учащихся Туапсинской морской кадетской школы с наставниками. В главном храме Бари покоятся мощи Николая Чудотворца, одного из самых известных святых в христианстве, покровителя всех путешествующих
и особо почитаемого у моряков.
В то памятное путешествие кадетов провожал директор ТМКШ, полковник в отставке Юрий Нестерович Нестеренко. Сам директор участие в походе не принимал, но с радостью, как если бы сам отправлялся навстречу мечте, проводил воспитанников в долгое, интересное и запоминающееся плавание.
Прошли годы. Юные участники того морского путешествия выросли и разошлись каждый своей дорогой. Не все выбрали профессию моряка, но на своём поприще добились успехов все. И в душе каждого, подобно звезде, продолжает гореть огонь веры, гордость за Родину, стремление к познанию и благодарность школе и её директору за яркий старт на пути в будущее.
О прошлом, о мальчишках, которых он «благословил» на далёкое плавание, Юрию Нестеровичу сегодня напоминает икона святого Николая Чудотворца, которую ему в подарок от митрополита Афонского привезли кадеты.
Обращаясь к образу, бывший директор ТМКШ размышляет о своей жизни и каждый раз приходит к выводу о правильности решения отправить мальчишек в путешествие за пять морей: кто-кто, а воспитанники морской школы с юных лет должны учиться покорять морские просторы.
И вообще, кто-то же должен помогать молодым раскрывать таланты, проявлять силу, выбирать путь к достижению мечты.
Как это важно, он знает по себе. Ему повезло, что в своё время рядом с ним были такие люди.
Юрий Нестерович — военный уже в четвёртом поколении. Дед воевал в Великую Отечественную, дошёл до Берлина.
Небо выбрал для себя и отец Юрия. Командовал полком истребительной авиации. В 1957 году старший лейтенант Нестер Нестеренко выполнил особо ответственное и опасное задание, за что был удостоен ордена Красной Звезды. Для вручения награды комполка пригласили в Москву. На торжество в столицу он взял с собой сынишку.
Юрке в то время было пять лет, и он хорошо запомнил тот случай. Орден отцу вручал не кто иной, а сам трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Поздравив с наградой бравого лётчика, легендарный ас повернулся к стоявшему рядом мальчишке и протянул белого цвета резную шкатулку, в которой лежал пионерский галстук с прикреплёнными значками: октябрятским, пионерским, комсомольским и партийным.
— Вот тебе подарок. Расти, учись и будь достоин этих символов. Иди с ними по жизни и будешь Человеком, — напутствовал герой войны парнишку.
Нужно ли уточнять, что Юрий в точности последовал совету старого авиатора. Был активистом школьной жизни. Знания, блестяще усвоенные в школе, помогли ему успешно сдать вступительные экзамены в Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск.
Перспектива стать военным лётчиком перед ним была открыта. Но Юрий по окончании вуза в 1975 году, проявив самостоятельность, отправился служить на космодром Байконур.
Байконур — не только стартовая площадка, центр управления полётами и городок космонавтов. И сейчас, и тогда — это огромный, многоуровневый комплекс станций, выполняющих многочисленные задачи, одна из которых «вести» полёт космического корабля, снимать и направлять в ЦУП параметры движения ракеты и т.д.
На одной из этих станций и довелось служить Ю.Н. Нестеренко. Правда, если быть точнее, то в разное время он служил на разных объектах Байконура. Начинал лейтенантом на станции «Кама», где отслеживают стартовую траекторию корабля. Там, недалеко от Джезказгана, в городке Никольском, он служил большую часть своих армейских лет.
За все годы в Никольском, куда лейтенант Нестеренко привёз свою молодую супругу, и где у них родились сыновья-погодки Дмитрий и Юрий, семье пришлось сменить 15 квартир.
Но ни бытовая неустроенность, ни напряжённый график дежурств не разочаровали его в профессии, не разуверили в правильности выбора. Ведь рядом с ним служили прекрасные люди: чистые душой, искренние, открытые, безгранично преданные своему делу. И это помогало не замечать трудности. А их хватало. Служба на космодроме хоть и овеяна романтикой космоса, но ответственна и вместе с тем полна тревог и непредвиденных ситуаций.
На долю героя нашего рассказа выпала честь нести дежурство на станции «Кама» во время исторической стыковки советского корабля «Союз» и американского «Аполлон». Вывод ракеты на орбиту тогда прошёл с ювелирной точностью. И стыковка двух кораблей была выполнена филигранно.
Полёт «Бурана» в космос подполковник Нестеренко тоже наблюдал на своём посту. Во время посадки космического челнока, совершившего полёт в автоматическом режиме, он служил в войсковой части «Сатурн», куда его назначили по окончании военной академии имени Ф.Э. Дзержинского, и обеспечивал связь корабля с космодромом.
26 сентября 1983 года космический корабль «Союз Т-10-1» должен был доставить космонавтов Геннадия Стрекалова и Владимира Титова к орбитальной станции «Салют-7». Но за считанные секунды до старта произошло возгорание топлива и сработала двигательная установка системы аварийного спасения. Спускаемый аппарат с космонавтами благополучно приземлился в нескольких километрах от стартового комплекса.
Команду на отстрел системы давала наземная служба. Стреляющему (так называют специалиста, дающего команду «на старт») хватило двух секунд для включения ДУСАС.
За включение системы аварийного спасения на космическом корабле отвечали подчинённые подполковника Нестеренко старший лейтенант Молчанов и капитан Шевченко. Они проявили профессионализм, молниеносно и синхронно отреагировали на нештатную ситуацию, за что и были поощрены командованием.
В истории советской космонавтики это был второй случай, когда ДУСАС спасла жизни членов космического экипажа.
У американцев такой надёжной системы не было, что они открыто признавали. После 1983 года САС была доработана. 11 октября 2018 года, когда после старта корабля произошла авария ракеты-носителя, благодаря ей был спасён и благополучно вернулся на Землю экипаж «Союза МС-10» в составе Алексея Овчинникова и Ника Хейга.
Но с Байконура взлетали не только космические корабли. Здесь испытывали и боевые ракеты. В последнее время, говоря о мощи российского оружия, часто упоминают наши «калибры». На вооружение они поступили сравнительно недавно. Но разработка этого грозного оружия велась ещё в советское время. А первые испытания проходили как раз в казахстанской степи. Правда, тогда команде создателей пришлось убедиться, что Байконур не совсем подходит для наблюдения за новой боевой ракетой. Слишком низко она летит, и высокоточная аппаратура, которая фиксирует объекты на высоте сотни метров и километров, не в состоянии производить расчёты траектории, где важны даже сантиметры.
Кстати, диплом в военной академии Нестеренко защищал как раз по теме станции, измеряющей траекторию движения низколетящих объектов. Ему предлагали остаться, чтобы продолжить научную работу, но Юрий Нестерович вернулся на Байконур.
Веяния 90-х не прошли бесследно и для этого стратегического объекта. Справедливости ради надо сказать, что развал, начавшийся в стране, не так губительно отразился на космодроме. Тем не менее перемены дошли и туда.
В 1994 году в Байконуре (помимо технических площадок Байконур — это ещё и город с населением, сопоставимым с численностью жителей Туапсе) впервые прошли выборы градоначальника. Им стал Геннадий Дмитриевич Дмитриенко, впоследствии славно послуживший городу и его жителям, превративший Байконур в настоящий музей космонавтики, образцовый город-сад. В те годы Юрию Нестеровичу посчастливилось работать в команде Дмитриенко. И сейчас с полной уверенностью можно говорить, что в нынешнем великолепии Байконура, благоустройстве и комфорте города, идеальном состоянии дорог и образцовой работе служб ЖКХ отразился многолетний труд героя нашего рассказа.
В 2002 году Ю.Н. Нестеренко перебрался в Туапсе, где жила его мама.
Г.А. Джигун, руководившая в те годы городской администрацией, благословила его на руководство ПТУ-29 на улице Звёздной. За короткое время Юрий Николаевич сумел создать там хороший коллектив педагогов, сплотить коллег и решить самые острые проблемы ремонта зданий. А в 2003 году ему предложили должность директора ТМКШ, и полковник Нестеренко шесть лет успешно продолжал работу своего предшественника, первого директора морской школы И.В. Панасенко.
За время работы в кадетке ему удалось закрепить зародившиеся и ввести новые традиции. Учащиеся ежегодно принимали участие в Черноморской и Азовской регатах, городских и межмуниципальных военизированных соревнованиях и конкурсах, где неизменно занимали лидирующие позиции. Под руководством Ю.Н. Нестеренко у школы установились прочные связи со Свято-Никольским храмом на Горке Героев, что тоже имело большое значение в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
ТМКШ преуспевала и развивалась, и это придавало Юрию Нестеровичу ещё больше сил. Ему всегда нравилось дело, которым он занимался.
Сегодня его кипучая энергия, неравнодушие к проблемам общества, искренняя потребность служить городу, который он полюбил и с которым сроднился, желание быть полезным и своей семье, и незнакомым людям, по-прежнему помогают усваивать новые знания, открывать в себе новые способности и быть в гуще событий. Он с воодушевлением ведёт патриотическую работу со школьной и студенческой аудиториями — в юбилейный для отечественной космонавтики год воспоминания полковника ВКС в отставке особенно востребованы.
А в святой для нашего народа День Победы Ю.Н. Нестеренко — обязательно в колонне ветеранов военной службы. В этом году из-за пандемии программа праздничных мероприятий сокращена. Но Юрий Нестерович уверен, что для праздника, который живёт в каждом сердце, это не помеха. Вглядитесь в это лицо. И если увидите полковника ВКС на улицах Туапсе, поприветствуйте того, кто выводил на высокую орбиту космические корабли и юные судьбы.
Лидия НИКОЛАЕВА