В Туапсинском районе учителя сдали пробный ОГЭ по химии.
Это не настоящий экзамен, а своеобразная репетиция тех испытаний, которые предстоят летом сегодняшним девятиклассникам.
Эксперимент проводился в рамках краевой акции. У нас в районе для него была выбрана школа № 11 (Туапсе), куда съехались учителя химии из школ всего района. Одни выступали в качестве экзаменуемых, другие – в качестве экспертов и лаборантов.
С этого учебного года ОГЭ по химии – трудный в плане организации экзамен. Таким его делает лабораторная работа, включённая в перечень заданий. То есть помимо того, что ученик отвечает на вопросы письменно, он должен выйти к лотку с реактивами и провести там химический эксперимент, который оценят эксперты. А это требует подготовки лабораторного оборудования и материалов, особых мер предосторожности, участия лаборантов и других организационных нюансов.
Заметим, что у одиннадцатиклассников на ЕГЭ по химии работы с пробирками и реагентами не предполагается – только письменная работа. Также скажем, что практические задания уже какое-то время входят в список заданий на ОГЭ по физике и информатике.
– В наших школах учатся 1350 девятиклассников, – говорит Наталья Николаевна Непорожная, начальник отдела общего образования управления образования Туапсинского района. – Экзамен по химии в этом году выбрали сто человек. Прошлые годы было примерно такое же число. Цель сегодняшнего экзамена двойная: во-первых, опробовать все тонкости его проведения по новым правилам, во-вторых – чтобы учителя взглянули на происходящее с позиции детей, а не экзаменаторов.
Алёна Малышевская, преподаватель из 14-й школы (село Кривенковское) – одна из тех, кому досталась роль девятиклассницы.
– Из моих учеников ОГЭ по химии в конце этого учебного года будет сдавать одна девочка, она хочет поступать в медицинский, – рассказывает Алёна Геннадьевна. – Я считаю, что химический эксперимент на экзамене – это нормальная вещь. Если твоя будущая профессия связана с химией, лабораторный опыт не должен вызвать у тебя затруднений. У меня самой сейчас небольшое волнение, как и положено перед экзаменом, но то, что я справлюсь с заданием, не сомневаюсь. Думаю, полезно будет испытать, что чувствует в таких случаях школьник.
Оценки учителям будут ставиться самые настоящие. Уже после того, как все работы будут сданы, из Центра оценки качества Краснодарского края передадут ключи к заданиям, и эксперты – здесь, в 11-й школе – проверят и оценят работы. Конечно, то, какие баллы получат учителя по своему предмету, тоже важно. Но ещё важнее апробировать процедуру на наличие всевозможных шероховатостей. Прошлый год, кстати говоря, подобный экзамен сдавали учителя-математики и показали достойные результаты.
Понятно, что у педагогов вряд ли возникнет мысль списывать или применять какие-то шпаргалки-гаджеты. Но тем не менее, система видеонаблюдения сегодня тоже проходит проверку. Технический специалист Данил Крюков в штабе пункта проведения экзамена показывает нам два настенных монитора, куда из класса химии передаются изображения с двух камер.
– Изображения можно увеличивать, – говорит Данил. – Если я вижу нарушение, сообщаю об этом руководителю ППЭ. Он принимает положенные меры. По необходимости могут перемотать запись назад. Видеофайлы после окончания экзамена пересылаются в Краснодар.
Наталья Непорожная объясняет, что в Туапсинском районе во время экзаменационной компании будут работать семь пунктов ОГЭ (по всем предметам): три в городских школах плюс Джубга, Новомихайловская, Кривенковское и Небуг. Экзамен по химии будут проходить во всех из них – в два дня. Сто человек, сдающих предмет, – это не так уж много, и, казалось бы, можно собрать их более компактно, рассадив в нескольких соседних классах одной школы, но так не получится. Дело в том, что химический опыт можно проводить только в кабинете химии, где установлен вытяжной шкаф. Обычная аудитория не подойдёт. Поэтому задействуют все семь ППЭ.
Итак, учителей – по списку, с проверкой паспортов – запускают в аудиторию. Экзамен, помимо общих инструкций, предваряет инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами. Заранее педагогов-участников попросили внимательно слушать все разъяснения организаторов и попытаться понять, насколько они будут доступны для подростка.
Конверты с заданиями вскрываются, работа по проверке знаний начинается.
По выходе из аудитории педагогов попросят заполнить анкеты, где они поделятся своими впечатлениями. Их замечания помогут усовершенствовать организацию предстоящего общего государственного экзамена.