Заслуженный учитель мира

116

Для Валентины Феодосиевны Бровкиной принимать гостей — дело привычное.

В её семье прочно прижились традиции кубанского гостеприимства, помноженные на кулинарный талант хозяйки. Не впервой к ней, педагогу с большим стажем, наведываются бывшие выпускники. Вот и в тот раз проведать и поздравить с праздником любимую учительницу нагрянул один из них. Пришёл не сам, с женой и детьми. Пили чай, говорили о прошлом, шутили. Славный был вечер. Квартира пожилой учительницы дышала радостью, словно и не было лет разлуки. Прощаясь гость обернулся и поднял вверх большой палец:

«Вы, Валентина Феодосиевна, — во!!!»

Гости ушли, а воспоминания остались, воскрешая перед глазами пожилой женщины картины прошлого…

Закончился урок химии и Валентина Феодосиевна уже собиралась покинуть класс, как вдруг к ней подошёл мальчик, тот самый, который сегодня, уходя, так восторженно показал ей «класс».

— Валентина Феодосиевна, а поставьте мне пятёрку, — сходу выпалил он.

Он вовсе не был отличником, но его дерзкая просьба нисколько не смутила мудрую учительницу.

— Хорошо, — она открыла классный журнал и вывела в нём жирную пятёрку. — А теперь давай дневник…

— Зачем? — насторожился школьник.

— Поставлю тебе «отлично», чтобы родители увидели…

И на глазах изумлённого класса каллиграфическим почерком вывела большую пятёрку и рядом свою красивую подпись…

Поступать нестандартно, идти от противного — это было в правилах Валентины Бровкиной. Это то, чему не учат в вузе, но что идёт от сердца и подкрепляется многолетним опытом работы с детьми… И в тот раз она опять оказалась права… После случая с пятёркой по химии наш мальчишка словно встряхнулся, начал серьёзнее относится к учёбе. Он не стал медалистом, но положительная перемена в нём произошла, и это было главное.

В школе преподавателем химии отличник народного просвещения, учитель высшей категории и ветеран труда Валентина Феодосиевна Бровкина проработала больше полвека. Среди её выпускников полсотни золотых и серебряных медалистов, некоторые из них сейчас имеют степени докторов и кандидатов наук. С её лёгкой руки студентами медицинских вузов стало большое количество туапсинцев, многие из которых ныне успешно практикующие врачи, известные по всему Краснодарскому краю, в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Безусловно, они — гордость учителя, зримое доказательство того, что в своей жизни она всё делала правильно. Но есть и другие, пусть не слишком яркие, просто добросовестные труженики, примерные родители и ответственные граждане. Все они тоже не менее дороги её сердцу.

Как-то у Валентины Феодосиевны Бровкиной спросили, почему она, подготовив такое количество успешных студентов-медиков, сама не пошла в медицину. Ей эта мысль никогда не приходила, и женщина на минуту задумалась:

— Меня с детства окружали замечательные учителя, многие из которых прошли войну. Это были кристально честные, грамотные, начитанные, высокоморальные люди. От них я переняла всё лучшее, впитала их свет и чувствовала насущную необходимость передавать его дальше, следующему поколению…

Хотя свой выбор профессии юная Валентина сделала не сразу.

Родилась она в 1941 году в Славянском районе в казачьей семье. Её отец, Феодосий Тимофеевич Сизоненко с началом Великой Отечественной войны ушёл воевать с фашистами. В жестоких боях под Москвой потерял ногу и затем очень долго проходил лечение в одном из пермских госпиталей, развёрнутом на базе фармацевтического института. Рассказы о том, как медики боролись за его жизнь, глубоко запали в душу дочери. Поддавшись благородному порыву, Валя, блестяще окончившая школу, решила поступать именно в тот институт. Но преимуществом пользовались те, у кого был трудовой стаж, а девочке из кубанской глубинки не хватило проходных баллов.

Тогда Валентина тоже пошла работать: сначала в родную школу пионервожатой, а через год на швейную фабрику.

Нужно ли уточнять, что при этом она была активной комсомолкой, общественницей. Однажды при входе в горком комсомола обратила внимание на объявление: Краснодарский педагогический институт приглашал абитуриентов на факультет химии и биологии. «Вот куда мне надо», — подсказало ей сердце.

Курс, на который попала Валя, вёл декан факультета Фёдор Алексеевич Валько. Сам ветеран, умудрённый жизненным опытом человек, он собрал возле себя сирот, потерявших в войну отцов, и детей фронтовиков, сплотил их. То были прекрасные годы учёбы, зажёгшие молодёжь такой жаждой знаний и светом доброты, который не гаснет и по сей день.

Институт Валентина закончила с красным дипломом и по запросу из Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» отправилась в посёлок Новомихайловский Туапсинского района.

Пионерлагерь «Орлёнок», открывшийся в 1960 году, и сегодня — волшебная страна детства. В 1966 году, когда Валентина Феодосиевна приступила к преподаванию химии в школе пионерского лагеря, здесь было собрано всё лучшее: педагогические кадры, управленцы, приезжали в гости знаменитости: артисты, космонавты, выдающиеся путешественники и учёные. У «Орлёнка» завязалась тесная дружба с «Артеком» в Крыму и «Океаном» на Дальнем Востоке. Жизнь бурлила. В этот водоворот бесконечного праздника Валентина ушла с головой.

Дети приезжали на отдых в лагерь только на месяц. Получалось, что с каждой новой сменой орлятская школа принимала новых учащихся. И всякий раз педагогу нужно было находить слова и способ вызвать у детей интерес к своему предмету, разбудить жажду знаний, успеть раскрыть таланты. Это было трудно и одновременно увлекательно. То, как она строила урок, — было мало похоже на обычное школьное занятие. Скорее на дружескую беседу, на увлекательное путешествие в мир химических элементов и формул. С радостью Валентина Феодосиевна встречала отклик в детских душах. Всякий раз после урока ребята окружали её и не опускали. Они жаждали продолжения разговора. Учителю это давало одновременно уверенность в своих силах и желание работать ещё лучше.

После одной из таких лагерных смен ей пришло письмо издалека. Орлята благодарили В.Ф. Бровкину за уроки химии и писали: «… если бы это было в наших силах, то вы достойны звания заслуженного учителя мира…».

Двадцать лет работы в «Орлёнке» пролетели для героини нашего рассказа как один день. Она бы ещё оставалась там преподавать, но семейные обстоятельства внесли свои коррективы. В «Орлёнке» Валентина встретила своего будущего мужа Вадима Бровкина. Его высокие деловые и человеческие качества были отмечены руководством города Туапсе, и Вадиму Андреевичу предложили сначала работу в горкоме партии, а потом должность транспортного прокурора.

В 1986 году Бровкины переехали в Туапсе, и Валентина Феодосиевна пришла на вакантное место учителя химии в средней школе № 2. С присущей ей энергией и энтузиазмом она окунулась в работу и оставалась в профессии ещё больше тридцати лет.

За эти годы кроме много численных выпускников Валентина Феодосиевна воспитала также и большое количество коллег. Она была наставником молодых, щедро делилась своим богатым опытом. В первую очередь учила их быть для детей не ментором, но другом, раскрывала секреты подготовки и ведения урока. Без ложной скромности Валентина Феодосиевна говорит, что сама методикой преподавания предмета владела в совершенстве. Знала, как себя подать классу и произвести нужный эффект.

На одном из занятий по теме «спирты» кто-то из старшеклассников, пытаясь порисоваться перед однокашниками, дерзнул задать провокационный вопрос: дескать, как лучше выпить стакан водки — залпом или частыми глотками.

— А это смотря какая у тебя будет закуска, — не растерялась педагог. Весь класс рассмеялся. Ученик смутился, а учитель Валентина Феодосиевна как всегда осталась на высоте.

Умела В.Ф. Бровкина найти подход к любому, даже к самому трудному ученику. Не скрывала своей любви к отличникам, но и отстающих не игнорировала, не унижала и не оскорбляла сравнениями. Никогда не ставила за невыученный урок двойки. Не жаловалась на двоечников их родителям и давала шанс ученикам исправиться. Старалась настроить ребёнка так, чтобы он сам поверил в свои силы.

Вот по отношению к кому всегда проявляла настоящую строгость — это к себе. Никогда в классе не показывала своё плохое настроение, старалась выглядеть подтянутой, ухоженной и неизменно следовала железному правилу — на школьную линейку 1 сентября всегда появлялась в новом платье.

Собственно и сегодня, будучи на заслуженном отдыхе, не изменяет ему и остаётся такой же требовательной к себе. Как прежде элегантна, оптимистична и ни дня не сидит без дела: пишет стихи, к сочинительству которых у неё давняя страсть, с удовольствием кулинарничает и выращивает во дворе многоэтажки цветы… По другому нельзя. Звание заслуженного учителя мира обязывает.

Лидия НИКОЛАЕВА