Мус Яквашев: «Я всегда готов к сотрудничеству»

327

В минувшую пятницу четверо человек были удостоены звания «Почётный гражданин Туапсинского района». Один из них – Мус Саферович Яквашев.

Свою трудовую деятельность Мус Яквашев начал слесарем в Туапсинском районном отделении «Сельхозтехники». Одиннадцать лет работал в пассажирском АТП, дойдя до должности главного инженера. После работал в краевом отделении Российской транспортной инспекции Минтранса, начальником Туапсинского отдела Управления госавтонадзора, начальником Сочинского отдела автотранспортного и автодорожного надзора.

На период подготовки и проведения Олимпиады в Сочи был назначен заместителем генерального директора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр».

В настоящее время является директором филиала Агентство автомобильного транспорта в Южном федеральном округе. Имеет  различные государственные и ведомственные награды, в том числе грамоту президента России и звание «Почётный работник транспорта России».

Наша беседа состоялась незадолго до церемонии награждения.

– Моя деятельность никогда не была публичной, – признался Мус Саферович. – И я сам не проявлял инициативы, чтобы стать почётным гражданином. Тем не менее, когда я узнал, что мне будет присуждено это звание, испытал приятное чувство. Хотя сейчас место моей работы – Краснодар, я по-прежнему считаю себя жителем района, приезжаю сюда на выходные, интересуюсь здешней общественной жизнью.

По словам нашего собеседника, важной вехой в его биографии стала работа в пассажирском АТП – он проработал там до 1992 года.

– Это было совершенно другое время и совершенно другие условия работы, – вспоминает Мус Саферович. – В АТП трудилась тысяча человек. 360 единиц техники выходили на маршруты. И объёмы перевозок были гораздо больше. Посчитайте, сколько в городе действовало заводов. Всем работникам надо было как-то добираться до работы. Транспорт не справлялся с такой огромной нагрузкой.

Мус Саферович вспоминает, как пытались разводить по времени часы работы на градообразующих предприятиях – это не давало ощутимого результата. И тогда нашли другое решение – задействовать на туапсинских маршрутах «Икарусы» с «гармошками».

– Я предложил Анатолию Ивановичу Кобзарю, тогдашнему директору АТП, ныне покойному, взять в Сочи одну «гармошку» на пробу и прогнать её по всем маршрутам. Потому что были сомнения, смогут ли такие машины ходить по нашим извилистым дорогам. Напомню, шёл 1984 год. Испытания показали, что «гармошки» у нас использовать можно. Сочинское транспортное управление выделило нам пятнадцать автобусов. Это очень разрядило ситуацию. «Гармошка» вмещала в себя 180 пассажиров. Правда, возникла другая проблема – где их ставить. Такие длинные машины на территории АТП просто не помещались. В конце концов нашли место – рядом с железнодорожным вокзалом, где сегодня многоуровневая автопарковка.

В 1992 году вертикаль Минтранса распалась. Начала выстраиваться другая система. Этот процесс был нелёгким. Но опытные специалисты требуются всегда – при любой власти, любых экономических отношениях.

Другой эпизод биографии, на котором мы попросили остановиться нового почётного гражданина муниципалитета  – его работа на олимпийских объектах. Он проработал замгендиректора Транспортной дирекции Олимпийских игр с февраля 2013 года до конца лета 2014-го.

– Были риски, что случится срыв транспортного обеспечения Олимпиады. И тогда на подготовку Олимпиады начали привлекать новые кадры для решения этой проблемы. В этот список попал и я. Началась работа. Мы построили пять спецпарков, два капитально отремонтировали. Привлекли 1050 автобусов и 3500 микроавтобусов для обслуживания олимпийских маршрутов – участников и гостей. Был организован Логистический транспортный центр – мозг всей олимпийской транспортной инфраструктуры…

По словам Муса Яквашева, когда в Сочи прибыл Жан-Клод Килли, председатель МОК, он был просто шокирован – в хорошем смысле – уровнем транспортного обеспечения Сочи, признал, что оно лучше, чем во всех прежних олимпийских столицах. Например, в Ванкувере спортсменов возили на соревнования за 150 километров. В Лондоне над «гравийкой» натягивали веревочки с номерами прибывающих и отбывающих  автобусов. А в сочинских парках он увидел полностью асфальтовое покрытие, системы пожаротушения, офисные помещения – с механиками, медиками, кабинетами психологической разгрузки – и много чего ещё, и всё на высшем уровне…

Мус Саферович говорит, что продолжает поддерживать связь с бывшими коллегами в Туапсинском районе и никогда не отказывает в консультациях. Транспортные вопросы – всегда вопросы сложные. Законодательство меняется, и чтобы понять суть  изменений, специалистам на местах часто необходима помощь со стороны. К тому же логистическая транспортная схема в районе сложнее, чем в других местах, и требует особого подхода.

– Недавно к управлению муниципалитетом пришла новая команда, – говорит Мус Яквашев. –  Некоторых я знал раньше. Это толковые опытные специалисты. Надеюсь, они добьются успеха на своём посту, в том числе и в решении транспортного вопроса.

И если им понадобится моя помощь, я всегда готов к сотрудничеству с ними.

Владимир БЕЛЯЕВ