Завораживающее зрелище смотреть в небо за самолётом, оставляющим в бесконечной синеве белый след. Вот один протянул нить с юга на север, следом ещё и ещё… Белые полоски перерезают небосклон, постепенно разрастаются вширь и медленно тают.
Может это наши соколы возвращаются из Сирии? А может идут учебные полёты в одной из лётных частей СКВО?
Когда-то так же бороздил небесную высь на своём Су-24М военный лётчик, ныне подполковник в отставке Николай Михайлович Милосердов. Лётный полк, в котором он служил, стал вторым в Советском Союзе перевооружившимся на этот, в те годы новейший, тип самолётов. За время службы в ВВС Николай Михайлович освоил разного класса машины. Но с «сушкой» его связывают особые чувства. Не зря же самое грозное прозвище самолёту СУ-24М дали американские военные. В ВВС США его кличут «фехтовальщиком». За то, что он способен нестись со скоростью 1200 километров в час на высоте в 50 метров, прорывать ПВО противника и точно скидывать боеприпасы на цель. В то время в мире не было другого фронтового бомбардировщика, который колол бы больнее.
Наш самолёт хоть и тяжёлый, но достаточно манёвренный, при желании на нём можно делать «мёртвую петлю» или «переворот». А можно нестись на высоте 25 метров, когда деревья под тобой напоминают зелёный ковёр, и ничего не видно, и при этом пускать ракеты в цель с точностью до метра.
Эта машина многое может. Но чтобы в нужный момент она показала всё, на что способна, лётчик должен уметь тоже всё.
Милосердов умел. Единственное, чего он не выполнял на «сушке», честно признаётся Николай Михайлович, — ночную дозаправку самолёта в воздухе. Дневные проводил, а ночью не пришлось, не успел…
Роман уроженца села Стуково Павловского района Алтайского края Николая Милосердова с небом завязался ещё в школьные годы. Мальчишкой он любил читать рассказы о лётчиках, фильмы смотрел, грезил полётами.
Часто, повзрослев, люди забывают о детских мечтах. Но Николай не такой. Не случайно же в его речи и тогда, и сейчас очень часто можно слышать выражение «принять решение». Раз приняв для себя решение стать лётчиком, он от него уже не отступил.
В армию на срочную службу юноша уходил, имея за плечами рабочий стаж на Алтайском моторном заводе и вечернюю школу рабочей молодёжи. Прослужив год в вертолётной части, поступил в Высшее военное авиационное училище лётчиков в Барнауле.
После выпуска в 1972-м молодого офицера направили в лётную часть в составе группы советских войск в Германии. А затем перевели в Забайкалье, где он повысил не только своё профессиональное мастерство, осваивая новые боевые машины, но и образование. В 1986 году закончил военно-политическую академию имени Ленина.
За 10 лет Николай Михайлович прошёл большой путь от лётчика до начальника политотдела полка. За доблестную службу награждён медалями и удостоен ордена «За службу Родине в ВС СССР» III степени.
О том периоде остались воспоминания о полётах, иногда в экстремальных условиях. Приходилось лететь ему при одном отказавшем двигателе, садиться на полосу в туман почти при нулевой видимости и даже приземляться на одно шасси.
Но, как показало время, бывает то, что страшнее отказа двигателя в небе. Вскоре после учёбы в академии Милосердова по ротации направили служить на аэродром Черляны под Львовом. На календаре была вторая половина 80-х, в Советском Союзе полным ходом шла перестройка. Красивые слова, которые произносились с высокой трибуны, о гласности, новом мышлении, о мирных взаимоотношениях с западными странами в армии отзывались недобрым эхом. Уничтожался дух армии. Это проявлялось в сокращении количества полётных часов и парка боевых машин. Шло расформирование боеспособных, с давними и сильными традициями знаменосных и орденоносных частей. На металлолом шли боевые самолёты.
Многие понимали, что для страны выбран не тот курс. Но как изменить этот вектор?
А потом был август 1991 года, ГКЧП, а за этим подписание беловежских соглашений, которые уничтожили Советский Союз. Возмущённые таким предательством властной верхушки, лётчики фронтовой бомбардировочной авиации, в их числе и Н.М. Милосердов, обратились к Ельцину, Шушкевичу и Кравчуку с открытым письмом, в котором выразили свой протест и призывали руководство сохранить единую страну, отказаться от губительной идеи СНГ, писали о готовности выполнить перед Родиной свой воинский долг. Ответа не последовало. После этого, уже не ожидая ничего хорошего, несколько лётных экипажей самовольно перелетели с аэродрома Черляны на территорию России. Далее в срочном порядке в лётный полк под Львовом прибыл представитель вышестоящего командования и лётчикам запретили полёты. Они стали заложниками. За решётку никого не посадили, но, фактически, это означало арест.
А потом личному составу части предложили присягнуть Украине. В ответ на это Николай Милосердов ответил: «Присягают один раз. Я Советскому Союзу давал присягу и от неё не откажусь».
Он принял такое решение. Хотя оно и не было лёгким. Для семьи оно сулило большие трудности: ни своего жилья, ни заработка, ни гражданской профессии… Для Николая лично это означало фактически прощание с небом, в самом расцвете лет и сил.
К слову сказать, так, как поступил Милосердов, в их полку сделали многие, отказавшись встать под жовто-блакитные знамёна украинской армии. Лишь некоторые, уроженцы тамошних мест, перешли на службу самостийной Украине.
Так Милосердов оказался в аэропорту Омска, в управлении воздушным движением. Ему ещё сравнительно повезло найти место, чтобы дослужить свои годы.
В 1995 году посадку у них запросил самолёт с грузом «200». Шла первая чеченская война, и в родные края возвращались погибшие солдаты. Но за посадку и обслуживание транспорта гражданская администрация аэропорта затребовала плату. В стране победившего капитализма во основе всего лежит коммерческий расчёт. Не получив гарантии оплаты, коммерсанты отказались принимать борт.
В ту ночь на дежурстве был Милосердов. Он не мог принять такое решение, не мог с ним согласиться. Николай стал стучать во все инстанции, доказывать несправедливость такого решения, подключил прессу. Не сказать, что ему удалось решить проблему, но шум, поднятый им, возымел действие, и самолёт всё-таки приняли на военном аэродроме.
А Николая Михайловича после этого… попросили на выход с вещами — отправили на пенсию по достижении предельного возраста.
На гражданке он не засиделся без дела. Будучи коммунистом с 1970 года, восстановился в КПРФ и включился в активную партийную работу. При непосредственном участии Николая Михайловича в Омской области возобновили выпуск партийной газеты. Затем он занимался строительством единственной за Уралом партийной типографии, её оснащением современным оборудованием. А после возглавил работу этого предприятия.
Несколько лет назад Н.М. Милосердов ушёл на заслуженный отдых и принял решение о переезде. Выбрал для семьи Туапсе. Ему понравился наш маленький город с большой и славной историей. С горячим интересом Николай Михайлович изучает историю Туапсинской обороны. И, конечно же, пристально следит за событиями в жизни внутри страны и на международной арене, за восстановлением нашей Российской армии, за переменами в обществе и за действиями войск в ходе специальной военной операции на Украине. Он верит в нашу победу.
Лидия НИКОЛАЕВА