Нет задачи вырастить музыканта. Есть цель воспитать личность

91

В Год педагога и наставника, которым объявлен нынешний 2023-й, продолжаем рассказывать о лучших туапсинских учителях и наставниках в самых разных областях — образовании, искусстве, спорте. Наша сегодняшняя героиня — Ирина Григорьевна Шевченко, преподаватель по классу народных инструментов детской школы искусств имени Г.Ф. Пономаренко посёлка Новомихайловского.

Преподаёт Ирина Григорьевна в родной Новомихайловской ДШИ более 30 лет. И, честно сказать, в это трудно поверить, глядя на молодую, стройную, энергичную и обаятельную женщину, внешность которой никак не вяжется с таким солидным стажем работы. Но верить надо. В доказательство тому и внушительная подборка из 400 грамот и дипломов, которыми за участие в различных музыкальных фестивалях и конкурсах отмечены её ученики. Только за 2022 год 49(!) дипломов победителей и призёров краевых, всероссийских и международных конкурсов исполнительского мастерства.
Ещё одна солидная папка заполнена свидетельствами личных достижений педагога. В 2022 году её труд отмечен премией года «За достижения в области культуры и искусства» в числе первых десяти лауреатов, названных Советом по культуре при главе Туапсинского района.
Отдельный раздел домашнего архива И.Г. Шевченко — благодарности за её работу в жюри всероссийских и международных музыкальных конкурсов в Риме, Токио, Римини, Санкт-Петербурге, Женеве, Париже, Мадриде… В апреле 2017-го и марте 2018-го Ирина Григорьевна представляла Россию в жюри финала Международного музыкального конкурса «Melos», который прошёл в концертном зале Академии Священной музыки Ватикана и концерном зале консерватории «Santa Cecilia» в Риме. При этом не лишне будет упомянуть, что всего за пару лет, чтобы общаться с европейскими коллегами без переводчика, она самостоятельно овладела итальянским языком.

Восхищаются за рубежом не только исполнительским талантом нашей землячки. Свободное время Ирина с удовольствием посвящает декоративно-прикладному творчеству. Её авторские работы из бисера и обработанного ракушечника по достоинству оценены на выставках во Франции, Италии, Швейцарии. А чего стоит реставрация музыкальных инструментов! Кропотливо, с большим терпением и любовью она возвращает к жизни безнадёжные, на первый взгляд, убитые временем домры, мандолины, гитары и балалайки, превращая их в произведения искусства.
Ирина Григорьевна лауреат многих всероссийских и международных конкурсов исполнительского мастерства. На сценических площадках российских и европейских городов с большим успехом выступала как сольно, так и вместе с ансамблем русских народных инструментов «Калинка», солисткой которого является с 2000 года. В составе ансамбля приняла участие во многих концертах, краевых, всероссийских и международных конкурсах, из которых самыми значимыми победами являются Гран-при Международного конкурса в Испании, 1 место во всероссийских конкурсах «Жемчужина Кубани», «Поющие струны» и других.
— Педагог обязан концертировать, — уверена Ирина Григорьевна. — Если учитель перестаёт выходить на сцену, считай, он остановился в своём развитии. Чтобы наставник оставался примером для своих учеников, процесс его самосовершенствования не должен прекращаться.
Некоторые из её наград, как, к примеру, Гран-при Международного конкурса «Вдохновение» в Санкт-Петербурге в 2018 году, получены в составе дуэта «Учитель-ученик». На сцену тогда Ирина Григорьевна выходила в паре со своей ученицей Аришей Лальян.
— Во время выступлений ученика учитель переживает за него больше, чем за себя, — вспоминает Ирина Григорьевна. — Всё, что могла — ты уже сделала и в данный момент ничем не можешь помочь, только мысленно посылать ему импульс: «Успокойся и вспомни, чему тебя учили». Вместе с тем такие выступления дают особое ощущение связи на каком-то нематериальном уровне. Сколько раз замечала, что именно после таких концертов у детей проявляется особенный прогресс в учёбе, как бы открывается второе дыхание.

В минувшем году Ирина Григорьевна вошла в сотню лучших в России педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусства. Нужно отметить, что среди такого количества коллег, удостоенных звания лауреата государственной премии, она единственный педагог, представляющий по факту сельскую школу. Остальные — из городов областного, краевого или республиканского уровней.
«И в чём же тут разница?» — подумает кто-то.
— В том, что, как правило, в такие, скажем условно, городские школы идёт тщательный отбор, — поясняет И.Г. Шевченко. — Из огромного числа претендентов по результатам прослушивания поступают лучшие. Для нас же решающий показатель к приёму в ДШИ — желание самого ребёнка. И уже от педагога зависит, как затем проявятся и будут развиваться способности, заложенные природой в этом маленьком человечке.
И разве не феномен, что именно эти ребята потом показывают такие удивительные результаты. Начиная с 2001 года ученики Ирины Шевченко восемь раз подряд становились победителями и призёрами престижного в нашем регионе краевого конкурса исполнителей на народных инструментах. Всего с 2001 года она подготовила 31 победителя и призёра этого музыкального состязания. В 2022 году на зональном этапе конкурса воспитанники Ирины Григорьевны все без исключения отмечены жюри: пятеро — званиями лауреата первой степени, пятеро — второй, и трое — третьей. А в финале этого престижного состязания принесли родной школе три грамоты и два звания лауреата 2 степени.
— Всё от того, что я везучий человек, ко мне в класс приходят совершенно уникальные дети, — пытается отвести внимание от своей персоны Ирина Григорьевна. — Моя задача всего лишь помочь ребёнку раскрыться, направить его способности в нужное русло, объяснить доступно и наглядно, что успех не приходит сам по себе, это результат труда — ежедневного, постоянного, многолетнего.

По мнению педагога, у неё сейчас занимаются невероятно талантливые ученики. Настоящие звёздочки школы искусств Ариша Лальян, Мирослава Меланченко, Варвара Шалаева, Тоня Осипова, Владислав Грынь, Тимур Аникин. И даже если кто-то не стал победителем краевого или всероссийского конкурса, важен сам факт, что, борясь за победу в финале, ребёнок поднялся на тот уровень, по пути к которому отсеялись многие другие.
Целое созвездие юных музыкантов восходит под руководством И.Г. Шевченко из числа недавних новичков… Детям всего по 8-10 лет, но прогресс очевиден. Они уже солируют на одной сцене с профессионалами из «Калинки», и это служит для них огромным стимулом.
Понятно, что все дети разные. У большинства с первых шагов мало что получается. Встречаясь с трудностями, кое-кто опускает руки, начинает лениться, может начать пропускать уроки. В такой момент для педагога главное — их поддержать, ободрить. Если ученика наказывать, ничего хорошего это не даст. Но если ребёнка успокоить, помочь поверить в себя, похвалить его пусть маленькое, но движение вперёд, он уже и сам загорится, ему и самому интересно станет не отставать от других и побеждать.

Когда-то саму Ирину её мама, Зоя Тихоновна, опытный педагог в клубе по месту жительства для детей сотрудников ВДЦ «Орлёнок», привела в Новомихайловскую ДШИ в пять лет. Девочка прилежно занималась на фортепиано, но в то же время приставала к педагогам с просьбой научить её игре на балалайке. Где и когда она услышала этот инструмент и сама не помнит, но его звучание запало в душу. Преподавателя-балалаечника в школе тогда не было. А когда он в ДШИ появился, Ирина с азартом взялась осваивать инструмент. И не оставляла занятия, даже когда педагог уехала, брала уроки, по её же словам, и у скрипачей, и у трубачей.
Балалайка совершенно покорила Ирину. По виду, кажется, такой простецкий трёхструнный инструмент, а через эти три струны человеку открывается душа народа. В умелых руках он может звучать подобно скрипке, гитаре… Балалайке доступны как народные мелодии, так и классическая музыка, и современные ритмы.
Музыкальную школу Ирина Шевченко окончила по классу фортепиано, балалайки и домры. Дальше была учёба по специальности «Народные инструменты» и в 1991 году — диплом с отличием Краснодарского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова. Вернувшись в родной Новомихайловский и приступив к преподавательской деятельности, ещё через пять лет она получила диплом с отличием Астраханской государственной консерватории по специальности «Народные инструменты». Квалификация: «Концертный исполнитель, преподаватель». Но и этого ей было недостаточно. В 2001 году Ирина Григорьевна с отличием окончила аспирантуру Астраханской государственной консерватории с квалификацией «Педагог высшей школы, концертный исполнитель».
Ей посчастливилось учиться у Александра Валентиновича Мустыканова, ныне ректора Астраханской консерватории. Всё лучшее, что почерпнула из методики преподавания от вузовских наставников, Ирина Григорьевна с успехом применяет в своей работе. Искреннее желание помочь коллегам подтолкнуло её к тому, что в 2021-м она разработала методические рекомендации к программе учебного предмета «Ансамбль» «Особенности ансамблевого исполнительства в классе балалайки ДШИ и ДМШ». В рамках конкурсов она с успехом проводит мастер-классы для руководителей и членов детских коллективов из разных уголков России, для студентов консерваторий и исполнителей на струнных инструментах за рубежом.

Своё общение с воспитанниками И.Г. Шевченко строит на вузовских принципах «преподаватель — студент», что помогает установить доверительные, демократичные отношения, без излишнего давления на только формирующуюся личность. Так дети видят в педагоге не ментора, но друга. Это помогает им раскрепоститься, забыть о каких-то своих страхах и комплексах, поверить в свои силы и заниматься музыкой в удовольствие.
Ученики Ирины Шевченко 22 раза становились муниципальными стипендиатами, 4 — стипендиатами администрации Краснодарского края. А дочь Ирины Григорьевны, Алеся, в 2005 году стала президентским стипендиатом. Четырнадцать выпускников И.Г. Шевченко продолжили обучение в музыкальных ссузах и вузах страны, двое вернулись в родную ДШИ преподавателями, шестеро ведут активную концертную деятельность.
При этом педагог не ставит перед собой задачу подготовить профессиональных музыкантов.
— Моя цель — помочь в воспитании гармонично развитой личности, — делится размышлениями собеседница. — Занятия музыкой в этом играют очень большую роль. По факту наши учащиеся более стрессоустойчивы и собраны на экзаменах. В старших классах среднеобразовательной школы на ЕГЭ и ГИА они проявляют себя настоящими бойцами. Концертные выступления приучают их справляться с волнением, придают уверенности, учат грамотно распределять нагрузку в период подготовки к испытаниям.
Студентом пироговского медицинского университета — крупнейшего научного исследовательского вуза России стал Фёдор Тульников — в годы учёбы в ДШИ губернаторский и муниципальный стипендиат. По результатам ЕГЭ юноша получил высший балл сразу по двум дисциплинам и выбрал профессию медика. Педагог уверена, что тренированные музыкальные пальчики помогут ему в будущей работе.
К слову, в многодетной семье Тульниковых школу искусств прошли все дети. Из них трое — ученики Ирины Григорьевны. Сейчас исполнительское мастерство у неё постигает младший из четверых — Максим. В свои 9 лет мальчик уже лауреат всероссийских и международных конкурсов.

К Ирине Григорьевне часто приводят детей многодетные родители. С успехом секреты исполнительского мастерства постигают Денис и Данил Лобановы, Назар и София Безугловы. Из этой же семьи восхищает педагога своей увлечённостью музыкой и трудолюбием Роман Пиксаев. Музыкальную династию ныне представляет в музыкальном колледже Новороссийска Илья Шмелёв — тоже выпускник Ирины Шевченко.
Стараясь достойно воспитать детей, дать им всё самое ценное и необходимое для будущего, родители уповают на талант педагога, его опыт, профессионализм и любовь к детям. Ирина Григорьевна ценит такое доверие и все свои усилия направляет на то, чтобы его оправдать. Постоянно шлифует педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации. Работает и над развитием оригинального репертуара для балалайки, ансамблей русских народных инструментов, создавая новые музыкальные произведения, которые соответствовали бы по уровню сложности учащимся разных классов. Делает переложения и аранжировки для ансамблей народных инструментов. Её произведения неоднократно исполнялись на различных музыкальных конкурсах.
Хочется надеяться, что этот труд найдёт своё воплощение в отдельном сборнике. Ведь если мастер пишет книгу о своём искусстве — он будет продолжаться в своих учениках.

Лидия НИКОЛАЕВА