Учитель русских учителей

643

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Роль педагога в наше время, когда мир вступил в эпоху глобализации, велика как никогда. Развитие технологий способствует обмену информацией. Но информированность не всегда тождественна образованности. Взаимопроникновение культур запускает процесс отмирания вековых традиций и размывания понятий. А человек, не имеющий твёрдых общественных устоев и моральных принципов, запросто становится средством манипуляций и почвой для насаждения чуждых правил.

Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей этой профессии. 27 июня 2022 года Президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ. И не случайно этот событие приходится на год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, которого по праву называют учителем русских учителей.
«До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться… Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым».
Как современно звучат эти слова. А ведь они принадлежат человеку, родившемуся 200 лет назад. Может показаться, что за два века в отечественной педагогике ничего не изменилось, но это не так. Изменилось многое — именно благодаря Ушинскому.

За свободу мыслей
Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, а в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском. После Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в ярославский Демидовский лицей. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского признали неблагонадёжным «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея» и отстранили от должности.

Сокровища в шкафу
После увольнения Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями — переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. Пока в 1854 году один из бывших коллег по лицею не выхлопотал для него должность преподавателя словесности в Гатчинском сиротском институте. Именно эта работа помогла учёному войти в историю.
В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Его статья «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
Тем не менее на службе чересчур передовому инспектору указали на дверь. Ушинский, однако, не сдаётся. Задействует свои знакомства, которых у остроумного и обаятельного профессора с каждым годом становилось всё больше. На этот раз смутьяну протежировала сама императрица Мария Александровна. Её дружба спасла этого замечательного педагога от ссылки.

Подрыватель устоев
В 1859 году вместо ссылки он получил должность инспектора в Смольном институте благородных девиц. Педагог Виктор Острогорский восхищался Ушинским: «Благодаря энергии и таланту одного человека в какие-нибудь три года совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведение, дотоле замкнутое, рутинное и не возбуждавшее в обществе никакого интереса.
Всюду в Петербурге заговорили о Смольном и его необыкновенных учителях. Чиновники разных ведомств, многие, просто интересовавшиеся педагогическим делом, приезжали нарочно из города послушать удивительные уроки, особенно в младших классах.
Вошли в моду четверги Ушинского. В эти дни в его квартире в Смольном собиралась столичная педагогическая элита.
В самом же Смольном шла либерализация по всем фронтам. Воспитанницам разрешили уезжать на каникулы и праздники домой. Стали вводится естественные науки. Появились сборники Гоголя, Лермонтова. Математика, которая вводила всех в уныние, вдруг превратилась в увлекательную игру разума.
«Уничтожьте школьную скуку, — говорил Ушинский – и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».
Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными: в 1862 году по анонимному доносу Ушинского удалили из Смольного. Его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, он был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать — Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом командировки в Европу.
Для него эта поездка оказалась очень значимой. Константин Дмитриевич путешествует по Франции, Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Бывает везде – от частных гимназий до детских садов. В Россию возвращается спустя несколько лет, но, вопреки обыкновению, больше не ищет места в образовательных учреждениях. Он вышел на новый уровень – теперь Ушинский пишет книги.
Ещё в Западной Европе Константин Дмитриевич написал две работы — «Родное слово» и «Детский мир». Они, фактически, стали первыми отечественными многотиражными учебниками для начальной школы.

Родное слово
Книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» вышли за границей в 1864 году. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.
«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 150 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.

Педагогика как искусство
В России по возвращении Ушинский приступает к главному делу своей жизни — работе над трёхтомником «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии»..
Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания. Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика. Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству».

Обучение в диалоге 
Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.
Обучение в формате текстов и лекций он ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Наконец, только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.

Умение думать
По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления. В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.
Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально — достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.

Труд как отдых
Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.

Развитие личности
Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний, и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник, воспитатель.
Он мог бы сделать больше, но здоровье не позволило. Усиленные учёные литературные работы Ушинского, которыми ознаменовались последние годы его жизни, с медицинской точки зрения были для него пагубны, потому что они истощили его слабые физические силы и были существенной причиной его преждевременной кончины.
Третий том «Человека как предмета воспитания…» так и остался недописанным. Он умер 3 января 1871 года, попросив перед смертью прочесть ему «Ундину» Жуковского и успев помолиться вместе с детьми. Ему было 47 лет.

Из открытых источников Интернета