Постановление совнаркома столетней давности положило начало централизованной борьбе с инфекциями: по всей стране стали создаваться бактериологические и санитарно-гигиенические лаборатории, пастеровские и противомалярийные станции, дезинфекционные пропускники.
А если углубляться в прошлое, то ещё в 1801 году на Кубани в Екатеринодаре начала работать карантинная контора и две карантинные заставы в станицах Усть-Лабинской и Иракле-Леушковской. В 1803 году население края стало прививаться от натуральной оспы. В 1890-м было создано общество врачей Кубанской области, объявившее своей главной задачей борьбу с заразными заболеваниями.
Дифтерия, скарлатина, натуральная оспа, паразитарный тиф и в особенности малярия уносили ежегодно тысячи жизней на Кубани, в том числе немало детских.
В 1920 году на Кубани был открыт химико-бактериологический институт, который одним из первых в стране начал создавать различные вакцины и противопаразитарные препараты. Любопытно, что для борьбы с малярийным комаром (анафелесом), размножавшимся в прудах и озёрах, водоёмы заливались нефтью.
Санитарно-эпидемиологическая служба в Туапсе и Туапсинском районе были созданы в 1930-х годах. Во время Великой Отечественной войны они продолжали выполнять свои задачи.
До 1994 года у нас действовали четыре санитарно-эпидемиологические станции: городская, районная, портовая и железнодорожная.
В 1994 году они были объединены в Межрайонный центр госсанэпиднадзора. В 2005-м санитарная служба реорганизована в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, задачи которой в Туапсинском районе выполняют две организации. Первая – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджике, Туапсинском районе, который возглавляет Ольга Владимировна Тушина. Вторая – Туапсинский филиал Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае под руководством Евгения Петровича Лаврика.
Среди тех, кто внёс значимый вклад в развитие санитарно-эпидемиологической службы города и района, – Эдуард Михайлович Чёрный, Эдуард Павлович Мазманян, Тамара Петровна Кубракова, Ростислав Григорьевич Яцышин, Артём Ваганович Атульян, Эмма Афанасьевна Шеставина, Людмила Борисовна Папаценко. А наш земляк Игорь Александрович Калашников впоследствии более 25 лет возглавлял краевую санитарно-эпидемиологическую службу.
Надежда Михайловна Шелудько – старейший действующий работник филиала, в городскую СЭС поступила в 1978 году, до этого два года трудилась врачом-инфекционистом в Моздоке.
– Я работала с десятью главными врачами, – вспоминает Надежда Михайловна. – И все они компетентные специалисты, замечательные люди. Вот, например, Ростислав Григорьевич Яцышин. Одной из его главных черт была интеллигентность. Как и сегодня, в советское время руководители санслужбы могли налагать штрафные санкции. Если мы находили нарушение на крупном предприятии – хлебозаводе, НПЗ, СРЗ или другом, – Ростислав Григорьевич предпочитал выписать минимальный штраф директору – в один рубль. Руководителю такая сумма казалась обидной, чуть ли не оскорбительной, а Ростислав Григорьевич считал, что штраф прежде всего – воспитательная мера. Он говорил нам: «После наших проверок люди должны продолжать спокойно делать своё дело, чтобы у них не прихватывало сердце и не тряслись руки на нервной почве».
Сегодня служба отмечает свой вековой юбилей. И все эти сто лет её главные задачи остаются неизменными – охранять здоровье наших граждан, их санитарно-эпидемиологическое благополучие.