Так с полной уверенностью вам скажут юные туапсинские пловцы, воспитанники спортивной школы водного поло и плавания.
Преодолев кролем положенную дистанцию, они — по громкому свистку и команде — один за другим выходят на «сушу» и обступают своего наставника Елену Васильевну Скоргу. Именно под её началом в спортивном учреждении мальчишки и девчонки знакомятся с водой, привыкают к ней и овладевают основными видами плавания.
— Мы живём на море, потому я считаю, тут все дети должны уметь плавать, — поясняет инструктор по спорту. — И чем раньше ребёнок освоит этот важный навык, тем лучше.
— Детским тренерам доверяют самое ценное, поэтому и требования к ним предъявляются самые высокие. Это должен быть не просто профессионал, спортивный специалист, но и по-настоящему старший друг, умеющий поддержать и подарить вдохновение.
— Чистая правда. При таком подходе, когда тренер — первый друг и пример для подражания, дети приходят заниматься с радостью, и их успехи не заставляют себя долго ждать.
Про себя скажу — мне легко быть на одной волне с подопечными. «Работая с детьми, сам молодеешь душой», — не раз слышала такие слова от нашего руководителя, директора СШ водного поло и плавания Александра Анатольевича Никулина. И это действительно так: замечаю, как сама учусь у молодёжи чему-то новому. Ребята, например, поясняют мне значение каких-нибудь новомодных слов, рассказывают о своих хобби, спешат поделиться мечтами и планами, радостными новостями.
Наставнику, однозначно, нужно быть педагогически и психологически подкованным. Ведь все твои подопечные разные: и активные, и ленивые, и балованные, и маленькие, и большие… Все они — яркие индивидуальности. Бывает, начинаешь занятие и видишь: у кого-то настроение сегодня не задалось, для кого-то вода вдруг стала «холодной» в бассейне. Ищешь персональный подход, прибегаешь к уловкам. Большинство детей — знаю по опыту — любят соревноваться, демонстрировать свои умения. Вот так и мотивирую каждого «нехочуху», говорю: «А ну-ка покажи ребятам, как у тебя получается проплыть стилем, в котором как никто силён. Другие-то так не могут!» Какой итог? У ребёнка появляется интерес, он вовлекается в процесс. Да так, что из воды за уши не вытащишь.
— Выходит, залог успешных занятий — индивидуальный подход?
– Очень важны в контакте ребёнка с тренером открытые взаимоотношения. Согласитесь, намного легче усваивать то, чему нас обучают, тогда, когда это делает человек, к которому мы проникаемся доверием. Нередко начинающие заниматься в бассейне дети панически боятся воды. И в этом случае задача учителя, в первую очередь, помочь преодолеть страх, стать опорой. Без доверия, поверьте, это сделать непросто.
К слову, отчасти именно в этом и кроются мои задачи как специалиста: сделать так, чтобы вода стала детям другом, выучить с ними основные движения и правила, подарить уверенность и дать возможность наслаждаться успехами от самостоятельного плавания.
Инструктор по плаванию — очень интересная профессия, это постоянное общение с детьми, и здесь результат твоей работы всегда виден. Казалось, только недавно малыши (Е.В. Скорга обучает азам плавания детей в возрасте от шести лет, — Прим. ред.) у кромки воды держались за бортик с изумлёнными глазами, а теперь уже без опаски без поддержки плавают!
— Плавание полезно всем детям или всё же исключения имеются?
— Для посещения плавательного бассейна нужно предварительно проверить состояние здоровья и получить справку от педиатра. Если есть какие-то ограничения, доктор об этом расскажет. Вообще у нас очень много деток занимаются по спортивно-оздоровительной программе, плавание рекомендовано им в целях физического развития. Конечно, немало среди учащихся и тех, в ком с юных лет взращивают будущих чемпионов, готовят в профессиональный спорт: наша школа славится своим тренерским составом и достижениями воспитанников.
— Нельзя не затронуть ещё одних полноправных участников образовательного процесса — родителей.
— Мне удалось завоевать их доверие, взаимопонимание и расположение. Они не остаются безучастными в развитии своих детей: прислушиваются к моим советам, стараются помочь своим чадам преодолеть различные трудности в развитии и обучении, во всём поддерживают. Если по каким-то причинам нет тренировок, никто не возмущается. Например, как-то бойлерная на ул. Кошкина встала — бассейн не подогревался. И в округе, естественно, тоже воды горячей не было. Родители вошли в положение, занятия решено было провести «сухопутные» — в парке. Весь инвентарь школа предоставляет свой — родителям ничего, кроме купальных костюмов, покупать своим чадам не нужно. Технически учреждение всем обеспечено. Огромную поддержку нам оказывает краевое министерство физической культуры: на все официальные российские соревнования воспитанники выезжают за бюджетные средства. Не оставляет без внимания нас и местная власть. Благодаря администрации на городском пляже уже третий год летом ставим ватерпольное поле и проводим тренировки. Приезжают команды из других городов, играют и воспитанники школы, и те, кто её уже окончили. Интересуются люди со стороны — тоже хотят научиться.
— Как Вы пришли в спорт?
— Моё становление связано с туапсинской ДЮСШ №1. Здесь, ещё в юности, я увлеклась водным поло. Но когда после школы поступила в институт, училась другой специальности – первое образование у меня экономическое, о работе в спортивной сфере, да ещё и с детьми вовсе не думала. В тренерство меня привёл супруг (Александр Викторович Скорга — тренер-ватерполист, за плечами которого 35 лет педагогического стажа, — Прим. ред.). С ним я ходила на городской стадион, где раньше была база и проводились занятия на открытой воде. Увидела, как он тренирует ребятишек, как они растут на твоих глазах и чего добиваются. Это запало мне в душу. И, собственно, подтолкнуло к решению получить второе образование — в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. Специализация и тема защиты диплома — водное поло. Это, однозначно, мой вид спорта, несмотря на то, что сейчас я обучаю плаванию. Водного поло без него не бывает, эти два вида спорта тесно взаимосвязаны.
— Как плавание и водное поло повлияли на вашу жизнь?
— Удивительно, но именно благодаря им я встретила мужа, создала крепкую и счастливую семью, в которой и дети разделяют любовь к водному поло, нашла своё призвание. С большой любовью я отдаюсь работе с начинающими пловцами. Хочу сказать спасибо директору А.А. Никулину, который поверил в меня и дал возможность проявить себя. Спорт, если обобщить, — это то, вокруг чего так или иначе выстроена моя жизнь.
— У ваших детей, получается, изначально было предопределено занятие водными видами спорта? Как в народе говорят, по «зову крови»?
— Они с пелёнок росли в этой среде. Старший, Сергей (ныне воспитанник школы олимпийского резерва по водным видам спорта, представляет сборную команду Московской области по водному поло, — Прим. ред.) был, если можно так выразиться, как сын полка. А точнее — ребёнок команды. Начал он заниматься здесь, в Туапсе, под руководством папы, и пошло-поехало. Три года назад Серёжу пригласили на турнир «Золотой мяч». Вернулся он оттуда окрылённый и сказал: «Мам, я уезжаю в Рузу». Переубеждать и отговаривать сына не стали, это был его осознанный выбор. Сейчас мы редко видимся — всё время занимают соревнования, сборы… Не так давно, например, проходила Спартакиада учащихся России: тут, на базе школы водного поло и плавания г. Туапсе, прошёл предыдущий этап и сформировалась сборная края, которая выступила на турнире в Астрахани. Команда региона заняла шестое место, а сын — в составе сборной Мособласти — третье. Также из последних результатов, которым очень гордимся: по итогам первенства России по водному поло до 16 лет Сергей — лучший бомбардир страны. Как сложится его путь в спорте? Покажет время. Не за горами выпускной класс, нужно определяться с будущей профессией. Если бы можно было и есть в бассейне, и жить, — Серёжа бы, наверное, так и делал (смеётся). Не вылезал бы из воды никогда. В свою очередь, у нас, родителей, политика такая: «Пока нравится, пусть играет». Арина — ей сейчас 13 лет — водным поло занимается для себя, для общего развития. Ещё ходит на бокс к Михаилу Анатольевичу Гуне. На дочь не давим, что надо идти по стопам брата. Не хочет идти в спорт высоких достижений — её дело, но уметь, знать азы — обязательно должна. Это только с виду водное поло кажется незамысловатым, что-то вроде «плыви да бей по мячу». На самом деле в нём — силовом контактном виде спорта — важную роль играет и физическая подготовленность, и морально-волевые качества, и, конечно, грамотная тактика.
— Как и подопечные, каждый наставник должен совершенствоваться, нарабатывать своё мастерство и навыки, двигаться вперёд.
— Несомненно. В спортшколе водного поло и плавания вижу хорошие перспективы для роста. Сюда я пришла молодым специалистом: опыт перенимаю у старших тренеров, мастеров спорта, вырастивших не одну плеяду спортсменов. Также этому способствует взаимодействие с коллегами из других городов. Крепкая связь у школы налажена с Астраханью, Дзержинском, Челябинском, Липецком, Москвой и т.д. В августе в Туапсе пройдёт всероссийский турнир среди спортсменов 2008-2009 годов рождения, осенью соревноваться будут дети помладше. Планируется много участников со всей страны. Любят к нам, на юг, приезжать. Тут и поиграть можно, и покупаться в море, фруктов вдоволь наесться — всё в одном. Радует, что не забывают и наведываются в гости повзрослевшие воспитанники. Вместе с мужем их, уже 45-летних крепких мужчин, вымахавших под два метра ростом, всё так же зовём «нашими детками», какими когда-то они для нас стали.
Именно будучи в спорте, я ощутила всю полноту жизни и её смысл. Избрала профессию, которая мне по душе, такую, что соответствует умениям и способностям, заложенным природой, — профессию по призванию. И дело это я очень люблю: с удовольствием прихожу в школу, где каждый день стараюсь дарить детям любовь, заботу и внимание. И чувствую, они отвечают мне тем же.
Беседовала Анна ДЕМИЧЕВА