Роскошь камерного звучания

278

Туапсинскому камерному оркестру исполняется 25 лет. Концерт в честь юбилея состоится через неделю, подготовка к нему в самом разгаре.
Мы побывали на репетиции и побеседовали с художественным руководителем Виктором Сорокой, задали ему несколько вопросов – о грядущем концерте, коллективе и о музыке вообще.
Репетиционный зал горпарка. Музыканты в повседневной одежде. Дирижёр объясняет, что его не устраивает в только что сыгранном куске, а что наоборот – нужно закрепить. Идёт напряжённый повседневный труд – изнанка того праздника, который музыканты создают для нас на своих выступлениях. Через неделю вся эта рутина кропотливого поиска, некая нервозность, недовольство собой переплавятся в лёгкость, изящество, экспрессию – нам, зрителям, останется только музыка великих композиторов и филигранное исполнение оркестра.
Виктор Викторович объявляет перерыв и выходит к нам, чтобы пообщаться.
– Что такого необычного будет на концерте, к которому вы готовитесь?
– На концерте – я назвал его «Нескучная классика» – будут звучать известные классические произведения. Изюминкой станет игра известного скрипача из Сочи Михаила Тисаревского – его подарок нам на день рождения и, конечно, слушателям. Другое украшение концерта – то, что впервые в Туапсе будет звучать орган. На нём будет играть Владимир Королевский, музыкант высочайшего класса, при этом довольно молодой. Мы познакомились с ним в этом году на фестивале Фонда Спивакова для одарённых детей в Шепси.
(Отметим, что только перечисление основных побед Владимира Королевского на международных конкурсах занимает примерно полстраницы.)
– Что за орган, на котором он будет играть?
– Это электронный орган, Владимир привезёт его с собой. Концерт пройдёт в кинотеатре «Родина». Там очень хорошая акустика, позволяющая играть без усиления звука. Думаю, наши слушатели будут впечатлены – по меньшей мере.
– Кинотеатр «Родина» стал для вас главной сценой…
– Камерному оркестру очень важно найти то место, где он звучит правильно. Камерной музыке – свой камерный зал. Для нас таким местом оказалась «Родина». Лучше слушать «чистую музыку», без подзвучки. Там, в «Родине», комфортно и слушателям, и музыкантам.
– Дирижёр Краснодарской филармонии Вадим Кузьминский, выступавший недавно в Туапсе, сказал, что в дирижировании нет стандартов, и вообще, оно дело тёмное. Так ли это?
– Да, так и есть. Никто не знает, как это делать, какими средствами. А результат должен быть. И каждый эти загадки решает по-своему. Есть дирижёры необыкновенно эмоциональные, есть те, кто управляют оркестром чуть ли не одними бровями. Надо чувствовать не только музыкантов, но и аудиторию. При этом музыка, которую ты исполняешь, становится твоим темпераментом. А ещё на концерте может выйти совсем не так, как на репетиции. В общем, сплошные тайны. Кстати, Вадим Кузьминский был как-то на нашей репетиции. Похоже, он не ожидал от нас такого высокого уровня.
– Какая разница между просто хорошим музыкантом и великим? В том, что он всё на лету схватывает?
– Не в этом дело. Когда работаешь с большим музыкантом, на репетиции появляется много творческих находок – и чем больше музыкант, тем находок больше. Так было с гобоистом Алексеем Балашовым – кстати, в январе у него запланированы концерты в Сочи и он хочет также играть в Туапсе, вместе с нами.
– Расскажите о ваших музыкантах.
– В разное время численность состава менялась, но костяк постоянен: Валерий Белокуров, Оксана Белокурова, Марина Сорока, Наталья Дударь, Максим Лазько, Ирина Приходько, Светлана Божко, Валентина Ерохина. Пианисты у нас меняются, но сейчас с нами Оксана Васькина – молодая, перспективная, ещё учится в консерватории. Оркестр – это единый организм, при том, что у каждого свой стиль, свой почерк, своя энергетика. Давно с нами работает Алексей Качура, лектор-музыковед. Это очень важно – подготовить слушателя. Вообще просветительский момент должен быть на одном из первых мест в нашей работе. Вот в этом году стартовал пилотный проект «Культурный норматив школьника», и мы в нём участвуем, дали уже несколько концертов. Проект подразумевает посещение учениками театров, филармонии, прочих культурных заведений.
– Что лучше исполнять: классические «хиты» или менее известные вещи, которые, может быть, сложны для восприятия, но интересны лично вам?
– Надо исполнять разную музыку. Недавно мы исполнили симфонию Карла Филиппа Эммануила Баха (второй сын Иоганна Себастьяна). Я нашёл старинные ноты, которые мне достались от моего коллеги. Это не лёгкая музыка, но наша аудитория готова к тому, чтобы напитываться новыми ощущениями, готова удивляться. Владимир Спиваков рассказывал, что в Японии он спросил устроителей концерта, какая будет аудитория. Ему говорят: «Дети». «Играть что-то попроще?» «Нет, играйте сложную музыку». «Они могут не понять». «Ничего. Если из пятисот человек поймут хотя бы пятеро, наша нация станет богаче на пять человек». Такой подход мне кажется правильным.
– Каким вы видите оркестр через пять лет?
– Хотелось бы расширения творческих возможностей, но главное – сохранить коллектив. Самодеятельность очень важна, но культура обязательно предполагает и профессионализм. Все и не должны ходить на концерты классической музыки, но такая возможность должна быть. У людей должно быть право на роскошь – не финансовую, а духовную, право на праздник. А наша задача – подарить им этот праздник.

Алексей Качура, ведущий концертов оркестра
– У вас необычная профессия. Как вы выстраиваете свою часть выступления?
– Профессия самая обыкновенная. Сначала я пытался вести концерты в академическом стиле, потом под литературные тексты, в том числе собственные, и в конце концов пришёл к самому правильному поведению – ситуативному. То есть просто берёшь и на ходу извлекаешь из головы какие-то сведения о композиторах. Помогает пройденный когда-то институтский курс истории музыки, кроме того, я заканчивал нашу музыкальную школу. Музыканты говорят: ты никогда не повторяешься. Ну и они ведь тоже каждый раз играют по-разному.
– Самому не хочется исполнять?
– Нет. Я сам сочиняю музыку – зонги для спектаклей, романсы (вместе со словами), но играть самому – это не привлекает.
– Подготовить концерт – сложно?
– Это огромный труд. Я иногда наблюдаю за ними. Про себя называю репетиции перфомансами. Эти споры: как сыграть триоль, куда сдвинуть паузу, где затихать. Ведь ноты – только общий контур. А надо чтоб еще всё слепилось вместе: скрипки, альты, виолончели, контрабас, фортепиано. Должна получиться живая ткань – пульсирующая, меняющая формы, переливающаяся оттенками. А может, взамен получиться картон, и его сразу чувствуешь. Всё это очень сложно.
– То есть наша ткань пульсирует как надо?
– В Шепси на фестивале Фонда Владимира Спивакова для одарённых детей выступал скрипач Александр Поволоцкий, кларнетист Артур Назиуллин, гобоист Алексей Балашов и несколько других музыкантов – одни из самых лучших в России, даже в Европе. Наш оркестр пригласили аккомпанировать. Оркестр подготовился за какой-то месяц. А ведь надо было не только создать фон, нужно соответствовать масштабу виртуоза, иначе ты просто уронишь весь его международный уровень.
Кстати, и во Франции пять лет назад мы давали концерты – не какие-то побратимские выступления – мир, дружба, ура, а платные академические концерты. У тамошних людей своя вечерняя концертная жизнь, залы везде стандартные, амфитеатром. Они подходят к афише, видят загадочное слово «Туапсе» – а так никакой разницы. И мы вполне соответствовали их европейским стандартам, о чём нам они и говорили после концертов…
– Несерьёзный вопрос. Какое самое необыкновенное выражение благодарности от слушателей вы наблюдали.
– В Туапсе во время игры с первого ряда встала женщина, подошла к рампе, положила бутылку жуткого дешёвого портвейна и для верности подтолкнула её. Бутылка, как торпеда, заскользила по сцене и остановилась у самых ног Виктора Викторовича.

Владимир БЕЛЯЕВ