«Кадетка» и вопросы языкознания

71

Под конец учебного года стали известны результаты муниципального этапа краевого конкурса исследовательских проектов школьников «Эврика». Среди победителей — десятиклассник Руслан Давитадзе из Туапсинской морской кадетской школы. Его работа названа лучшей в номинации «Иностранные языки», её тема «Изучение русского языка как иностранного в странах ближнего и дальнего зарубежья».

— В прошлом году, — рассказывает Руслан, — я участвовал в таком же конкурсе и занял третье место. Работа назы валась «Использование анг лийских слов в слэнге совре менной российской молодё жи». И тогда же члены жюри по интересовались, не хочу ли я сделать работу «наоборот» — о том, насколько распространён русский язык за границей. Тема эта, безусловно, интересная, но собрать для неё материал не так просто. Если о том, каким образом мы, русско язычные люди, используем английский язык, можно наблюдать, не сходя с места, то для «работы наоборот» как минимум требуются иностранные знакомые. С ближним зарубежьем у Руслана Давитадзе проблем не возникло: по причине национальных корней, у него есть друзья в Грузии. (Кстати, сам он достаточно хорошо говорит по-грузински и по-армянски, хотя признаёт, что из за отсутствия среды начинает подзабывать эти языки.) С дальним зарубежьем оказалось труднее. По счастью, у Руслановой учительницы английского Ирины Капрановой нашлась подходящая кандидатура. Ей оказалась американка, которая живёт неподалёку от Вашингтона и преподаёт английский иностранцам, которые собираются поступать в вузы США. В общем, как раз то, что надо. Русским языком респондентка не владеет, но зато недавно как турист приезжала в нашу страну. Общение с Америкой и Грузией проходило по видеосвязи. Если с грузинскими друзьями проблем в принципе не могло возникнуть, то в интервью с американской дамой требовало серьёзной подготовки, а в его процессе приходилось то и дело переспрашивать, уточнять — в общем, не теряться.

— Например, она нам объясняла, что во время поездки по нашей стране полюбила русский салат из рыбы, и мы с Ириной Павловной несколько озадачились, — вспоминает Руслан. — Потом оказалось, что это селёдка под шубой. Руслан объясняет, что в Грузии услышать русскую речь можно повсюду — не только от туристов, но и от местных жителей. Русский входит в число обязательных школьных предметов, и ученики ежегодно сдают по нему экзамен. Английский же до 2015 года грузинские школьники изучали только как дополнительный предмет, но теперь он иногда становится альтернативой русскому — как предмет обязательный. Ну а в США дела обстоят совершенно иначе: русский в школах преподают редко и не в рамках программы, русскую речь на улице можно встретить лишь в крупных городах. Например, в Нью-Йорке найти русскоязычного собеседника большого труда не составит. Всего же русский изучают (в разной степени) более чем в 30 странах мира, и он остаётся языком международного общения. Все эти сведения вошли в работу, в целом она получилась одновременно и глубокая, и весьма любопытная. Сейчас она направлена на региональный этап конкурса, и мы через какое-то время узнаем, как её оценили эксперты.

— У нас в школе существует система наставничества, — рассказывает Ирина Капранова, которая ещё исполняет обязанности замдиректора по УВР. — Первая модель системы — «опытный учитель – начинающий учитель», вторая — «учитель ученик». А третья — «ученик ученик» внедряется со следующего учебного года. И мы возлагаем определённые надежды на Руслана — он будет помогать своим товарищам в написании их проектных работ и в исследовательской деятельности. Примечательно, что будущая профессия Руслана, как он её себе представляет, не связана с лингвистикой – он планирует поступать в Балтийский военно-морской институт им. Ушакова на специальность «эксплуатация ракетно артиллерийского вооружения». Там важнее математика и физика. Ну, а знание английского будет хорошим подспорьем, если придётся служить за границей. И вообще, знания лишними не бывают. Впрочем, до поступления ещё остаётся год. У Руслана есть время для корректировки планов или, наоборот, для окончательного их утверждения. После поездки в родной Апшеронск на каникулы он продолжит учёбу в «кадетке», а вместе с ней — это его другие увлечения — занятие греблей в школьной секции ТМКК и посещение театральной студии «Рампа». А пока Руслан Давитадзе ждёт результатов краевого этапа конкурса «Эврика». Говорит, что будет рад, если его работа будет отмечена жюри — у него появится дополнительный стимул развивать её дальше.

Владимир БЕЛЯЕВ