Надежда Николаевна Морозова из Туапсе на днях отметила своё 104-летие. Похоже, что она самый возрастной житель и нашего города, и нашего района.
Надежда Николаевна какое-то время рассматривает моё журналистское удостоверение, затем возвращает со словами:
— Самый обычный мальчик.
Назвать мальчиком 50-летнего дядьку, если тебе перевалило за сто — дело вполне понятное. Впрочем, и про своего мужа, который ушёл на 74-м году жизни, Надежда Николаевна говорит, что он «не успел как следует пожить, умер совсем молодым».
— У меня всё есть, — рассказывает она. — Пенсия, свой дом. Родственники обо мне заботятся. Ничего мне не надо. Вот только бы перильце кто приладил.
Речь идёт о лестнице от дороги к калитке домовладения. Живёт Надежда Николаевна вдвоём с племянницей, которая сама пенсионерка, и не всякий ремонт им под силу.
Примерно год назад приходили какие-то двое мужчин, что-то обмеряли, фотографировали, пообещали много чего, в том числе и новые перила к лестнице, но с тех пор не объявлялись.
Родом Надежда Николаевна из Белоруссии. Там выучилась на учителя русского языка и литературы. Когда началась война, она и её две сестры ушли пешком из-под Могилёва и добрались до Саратовской области, где и провели войну. Надежда Николаевна учительствовала, а летом, когда занятия прекращались, работала нормировщицей на зерновом току.
После войны вернулась в Белоруссию, где познакомилась с будущим мужем Александром Ивановичем — он был военный радиоинженер, фронтовик. До 1960 года жили и работали в Москве, а потом решили перебраться в Туапсе, где климат более подходил мужниному расшатанному здоровью.
— Муж на месте сидеть не мог, — говорит Надежда Николаевна. — Деловой был мужчина, пробивной. Очень общительный. Толковый, одним словом. Какой дом построил! Жить бы и жить…
Сейчас её домик на фоне иных местных дворцов и вилл кажется довольно скромным, но по меркам шестидесятых это было одно из лучших частных домовладений в городе. Своя дровяно-угольная котельная, подключение к центральной канализации, тёплый туалет с ванной, довольно просторные комнаты.
Вакансии учителя русского языка и литературы в Туапсе в ту пору не было, и Надежда Николаевна пошла воспитателем в детский сад «Берёзка», что на Приморье, и проработала там до самой пенсии.
Галина Михайловна, племянница Надежды Николаевны, с которой она делит быт, говорит, что тётя всегда была очень добрым и отзывчивым человеком. Ладила с соседями, если надо, помогала чем могла. Когда выходила гулять и встречала знакомых ребятишек, доставала из кармана конфетки и угощала их. Такой же доброжелательной она остаётся и сейчас.
После того как вышла на заслуженный отдых, у неё остались два любимых дела — походы на море и огород.
Ещё два года назад Надежда Николаевна с помощью племянницы ходила купаться каждый день — с мая по октябрь. Из центра они на автобусе доезжали до Приморья и пешком шли на дикий пляж. А в холодное время пляж заменялся прогулками по платановой аллее с отдыхом на скамейке, кормлением голубей и чаек.
Сейчас прогулки — в основном по своему дворику.
А занятия огородом так и продолжаются, хотя и не в прежнем объёме: на небольшом пятачке Надежда Николаевна выращивает тыквы. Сама удобряет и поливает их.
Делает мелкую стирку, моет посуду. Любит читать газеты, которые выписывает ей совет ветеранов. Смотрит телевизор, но поскольку слух уже неважный, делает это не столько ради информации, сколько по привычке.
На недавний день рождения гостей собралось не много, но и не мало: подруга из Краснодара, родственники из Москвы, соседи. Пили вино за её здоровье — у именинницы в бокале был только сок. Надежда Николаевна никогда не пила спиртного.
В этом ли секрет её долголетия, или в регулярных морских купаниях, или в занятиях огородом — кто знает. Может быть, он — в том, чтобы быть доброжелательным к людям и не злиться.
Во всяком случае, можно попробовать.
Владимир БЕЛЯЕВ