Педагогическая сага

354
1933 год. Начало. Полина Сошнева (Лазарева) — воспитатель детского сада.

Если сложить воедино стаж работы с детьми династии Сошневых, то получится без малого 300 лет. При этом её представителям удавалось быть не просто учителями, воспитателями, тренерами, а стать настоящими кумирами для своих подопечных. В квартире Сошневых в День учителя двери всегда были нараспашку. Сюда с утра и до вечера с букетами цветов приходили и приходят сегодня ученики: нынешние и вчерашние — уже взрослые, семейные и даже постаревшие, за руку со своими внуками, со словами благодарности за науку и дружескими пожеланиями.
Невозможно поспорить с теми, кто про День учителя говорит — всенародный праздник. У каждого из нас был свой Учитель с большой буквы, на уроках которого мы забывали о времени, слушали, стараясь ловить каждое слово, которому доверяли, которого боялись подвести. Его поступки служили нам примером, его образ — светочем на перепутье житейских дорог.
И тут, наверное, не столь принципиально, был ли это школьный педагог, преподаватель вуза, мастер профтехучилища, руководитель творческого коллектива или тренер спортивной секции. Главное — они воспитывали в нас человека, наставляли и вдохновляли. И сколько бы нам ни исполнилось лет, мы всегда будем помнить, кому обязаны своими победами.

Павел Васильевич Сошнев — посвятивший свою жизнь физическому воспитанию детей, по праву считается хранителем семейной истории. Он много лет трудился старшим тренером по плаванию в спортшколе № 1, а ныне пенсионер со стажем. Он скрупулёзно собирает домашний архив, фото, документы и награды за труд, которых удостоены его родные. 

— Вот это и есть родоначальник нашей династии, — бережно снимает со стены старое пожелтевшее
от времени фото в рамке наш рассказчик.
— Мой родной дядя по линии матери — Павел Фёдорович Лазарев, уроженец села Вороново Кондопокшского района Карело-Финской АССР…

Основатель династии Павел Лазарев, его жена Раиса (справа) и сестра Полина (слева).

Задатки хорошего учителя проявились у Павла Фёдоровича в раннем возрасте. Он много читал и был прекрасным рассказчиком, которого всегда окружала толпа детей. Так что его поступление в только что образованный педагогический институт имени Н.К. Крупской было закономерным. По окончании вуза в 1933 году он по распределению приехал в станицу Красноармейскую читать историю в культпросветтехникуме.
Тогда же вслед за ним на Кубань перебрались с севера и его родные, в том числе и сестра Полина. Девушке на ту пору исполнилось пятнадцать лет. Старший брат всегда служил ей примером в жизни. Его талант педагога вдохновил и сестру посвятить себя профессии учителя.
Начинала она свой путь с работы воспитателя в колхозном детском саду, при этом заочно получала знания в культпросветтехникуме. Получив диплом, Полина стала школьным учителем начальных классов.
В июне 1941 года мирную жизнь нарушила война. На фронт политработником отправился Павел Фёдорович. О нём известно, что он мужественно воевал и погиб в 1944 году, освобождая от фашистов Польшу.
А Полина Фёдоровна, к тому времени вышедшая замуж за учителя Василия Владимировича Дошлова (он, военный политрук, погиб во время бомбёжки в самом начале войны), с мамой и годовалым сынишкой Вадимом как семья политработника была эвакуирована в Армению. Там до конца 1944 года самоотверженно трудилась на военном заводе, за что была удостоена медалей «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией».
По возвращении на Кубань Полина Фёдоровна с радостью пришла в любимую школу. Вскоре она познакомилась с Василием Владимировичем Сошневым, выпускником Плехановского института, которого направили в станицу Красноармейскую на должность старшего ревизора, и вышла во второй раз замуж. В этом браке в 1948 году у супругов родился сын Павел.

Основатель династии с семьёй — мамой и сестрой Полиной.

Туапсинская страница семейной саги начинается с 1953 года, когда Василия Сошнева назначили начальником ревизионного отдела городского исполкома. До 1961 года Полина Фёдоровна трудилась учителем в городских школах № 3 и № 1. А с получением квартиры на Приморье перешла в новую, только открывшуюся школу № 2. По воспоминаниям Павла Васильевича, первый директор школы Тимофей Леонтьевич Гейда обожал Полину Фёдоровну как педагога и воспитателя, ценил её трудолюбие и умение работать с детьми. А для своих учеников она была второй мамой. Ребята приходили к ней домой целыми классами после уроков и в выходные дни. не забывали после окончания школы, писали трогательные письма и поздравительные открытки. В школе № 2 П.Ф. Сошнева проработала 37 лет, а её общий педагогический стаж без малого 55 лет.
Свою судьбу со школой связали старший сын Полины Фёдоровны Вадим Васильевич Дошлов и её невестка, Наталья Васильевна.
Познакомились молодые во время учёбы в Кубанском университете. Оба преподаватели английского языка. После нескольких лет учительства в Туапсе супруги уехали трудиться на Крайний Север (Вадим Павлович много лет был директором школы в посёлке Тикси), а затем на Дальний Восток. А заканчивала трудовую биографию чета в школе на Тамани. У главы семейства педагогический стаж около 50 лет, у его супруги — около 40.
Их дочь Ольга также получила профессию учителя английского языка. Но её становление как педагога выпало на разрушительные 90-е годы, и она, отработав несколько лет в школе, ушла в компанию переводчиком с английского.

Интересно сложилась жизнь у Павла Васильевича Сошнева. И дома, и в школе его окружали люди, которые были примером служения профессии учителя. В первую очередь — мама, вечно с кипой тетрадей. Чтобы их проверить, засиживалась до 3 часов ночи.
С благодарностью вспоминает он и свою учительницу истории Лидию Ивановну Хватову. Как она вела урок — заслушаешься: перед глазами школьников, словно наяву, оживали картины кровавых баталий и дворцовых переворотов.
С огромным уважением относились ученики к строгому и справедливому физруку Алексею Петровичу Игонину. Его самым страшным ругательством было слово «дубина». Услышать такое в свой адрес для кого-то из его воспитанников — несмываемый позор.
Но свой судьбоносный выбор Павел Васильевич сделал под влиянием легендарного в Туапсе тренера по плаванию Нины Карловны Исадченко. Он занимался у неё на «Воднике» с 10 лет. Опытная и наблюдательная Нина Карловна сразу определила в Павле задатки воспитателя и поручала ему вести занятия с малышами. «Павлуша, — говорила она, — из тебя получится классный педагог». Так и случилось.
По окончании школы по совету тренера он поступил в Смоленский государственный институт физкультуры и вернулся в родной город тренером по плаванию.
Но приехал уже не один. В Смоленске встретил свою вторую половинку — Светлану Шишакову, прекрасную гимнастку, студентку того же института физкультуры. (Стоит заметить, что она тоже из рода педагогов, её дядя был директором школы, в которой учился нынешний президент Белоруссии Александр Лукашенко).
В Туапсе Светлана Томашевна пришла на работу в 1968 году учителем физкультуры в школу № 5 (старое здание на ул. Карла Маркса, разрушенное в 90-е годы) и сразу же завоевала огромное уважение у своих воспитанников. С её приходом спортивная жизнь школы обрела новое дыхание.

Светлана Томашевна со старшеклассницами.

В 1978 году на базе республиканского пионерского лагеря «Орлёнок» проходил всероссийский слёт лучших учителей физкультуры с участием заместителя министра образования СССР. В программу мероприятия включили открытый урок физкультуры, который должен был провести учитель одной из школ Туапсе. В городе стали искать кандидата, но смелого не находилось, пока не дошли до Светланы Сошневой, в то время уже преподавателя СШ № 2. Без малейших колебаний она взялась подготовить и провести показательные занятия.
— Зачем ты согласилась? — удивлялись подруги. — Это же такая ответственность.
— А чтобы в Москве не подумали, что в нашем городе некому вести физкультуру, — был её ответ.
Нужно ли говорить, что свой открытый урок она провела отлично. После этого замминистра поинтересовался, какими наградами отмечен труд учительницы. Узнав, что таковых у неё нет, рекомендовал городским чиновникам подготовить представление на присвоение звания. В том же году ей присвоили звание Почётного учителя Кубани. Школе Светлана Томашевна Сошнева посвятила более 50 лет жизни.

Павел Сошнев с коллегами (Н.К. Исадченко в центре).

Павел Сошнев по возвращении в Туапсе занятия со своими воспитанниками вёл в спортшколе «Локомотив» на «Воднике», а с 1981 года, когда был построен бассейн рядом с новой школой № 5, его пригласили старшим тренером по плаванию в организованную там спортшколу № 1. Педагогом он был строгим и требовательным. Не зря про себя ребята его окрестили Пиночетом. О прозвище своём он знал, но на детей не обижался. В конце концов они же ему за его уроки потом были благодарны. Юноши, отслужив после школы в армии, приходили и говорили Павлу Васильевичу спасибо за то, что после его занятий даже жёсткие армейские требования по физподготовке казались сущими пустяками.
Были у него и свои «звёздочки», показывавшие отличные результаты. Света Буйда выполняла норматив кандидата в мастера спорта, а Маша Измалко в свои 11 лет показывала 1-й взрослый разряд. Павел Васильевич с гордостью демонстрирует подарки от девчонок — футболку с его портретом и надписью «Самый лучший тренер», кружку с тёплыми пожеланиями тренеру и другие.
Но не ради рекордов и побед он занимался с детьми. Важнее было воспитать настоящего человека, здорового, ответственного, уважительного к людям. И Павлу Васильевичу это удалось. Из его воспитанников (а за 43 года скольких он выпустил в этот мир — и не сосчитать) никто не преступил закон, все добились намеченных целей, многие получили высшее образование.

Закономерно, что, имея таких родителей, у их дочери Виктории Павловны Сошневой, ныне учителя географии Туапсинского морского кадетского корпуса, шанса для выбора профессии не оставалось. В их квартире взрослые постоянно только и говорили о школе, об уроках, о трудных учениках, о родительских собраниях. Можно сказать, что с пелёнок Вика росла среди учеников. Кроме того, ей также очень повезло с учителями. Большое влияние на выбор профессии оказала строгая, но очень интересная и энергичная учитель географии Зинаида Ивановна Лаврентьева. Не менее увлекал своих воспитанников походами в горы и рассказами о путешествиях Владимир Ионович Прудиус, у которого девочка занималась в туристическом клубе «Траверс».
Так что с самого начала дорога у Виктории была одна — в Кубанский госуниверситет на факультет географии. Правда, в вузе, выбрав для практики и отработав дважды по полгода в экспедициях в самых отдалённых и трудных районах Нижней Тунгуски, она зажглась идеей посвятить себя геологии. Но в эти планы вмешалась жестокая реальность — в начале 90-х геология как отрасль сильно пострадала, и Виктория Павловна пришла на работу в СОШ № 1, ставшую потом гимназией.
Этой школе она посвятила 27 лет, из них 13 была заместителем директора по воспитательной работе. Здесь ей повезло работать рядом с прекрасным учителем Галиной Черновол и водить детей в горы вместе с её супругом, известным краеведом Владимиром Черноволом, а также с Владимиром Прудиусом.
Но настоящее вдохновение и силы в профессии она черпала у своих учеников. Непосредственные, искренние, целеустремлённые. Она хотела, чтобы они такими оставались, и постоянно придумывала интересные занятия: водила в походы, организовывала соревнования и конкурсы. И ребята старались не подводить своего учителя.

Павел Васильевич и Виктория Павловна Сошневы.

В записной книжке Виктории Павловны Сошневой уже много лет в качестве закладки хранится скромная открытка с изображением парусника «Мир», на котором в 2006 году команда студентов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова из Санкт-Петербурга выиграла парусную регату The Tall Ships’ Races — главное событие года в мире парусного спорта. Её своему учителю в знак признательности прислал бывший ученик гимназии № 1 Роман Васильев.
«… этой скромной открыткой хочу выразить благодарность за географию, за узлы (морские и туристские) и просто за то, что вы были моим учителем…», — написал он на обороте.
Такие слова — высшая награда для учителя, знак качества к трудовой книжке и осознание того, что выбор профессии был сделан правильно. А ещё — наказ идти вперёд и не сворачивать с выбранного пути. Ведь за плечами не только годы работы в школе, но целая династия, педагогическая сага… А значит, продолжение следует.

Вера СЕРГЕЕВА