Перед седовласой женщиной почтенного возраста – стопка чуть пожелтевших фотографий: в них увековечены мгновения минувших лет. Перебирая одну за другой, накануне Дня Победы и в свой юбилейный, 95-й день рождения Лидия Семёновна Головченко будто путешествует во времени…
Время молодых и пытливых
В истории нашей героини тесно переплелись военное лихолетье и романтика мирного времени. Отдельная глава в книге под названием «Жизнь» посвящена пути трудовому – на ниве образования. Почти полвека Л.С. Головченко отдала учительству и репетиторству, преподаванию математики. Тридцать пять лет, до пенсии в 83-м, место её работы оставалось неизменным – СОШ № 5 города Туапсе. В школьных стенах за эти годы Лидия Семёновна воспитала несколько поколений туапсинцев. Из-под крыла одного из опытнейших педагогов вышла целая плеяда людей, принёсших немалую пользу нашей малой родине: это врачи, военные, учителя…
Среди фотокарточек, особо памятных для Л.С. Головченко, примечателен один массовый снимок. В верхнем ряду среди преподавательского состава – молодая учительница, ещё незамужняя Лида Дудникова. Ну а рядом – видный такой парень – коллега-физик, и по совместительству, её суженый, Юра Головченко. Подпись гласит: 1949–50-е годы.
– В Туапсе я переехала в 1948 году, тогда же и устроилась в школу (городская «пятая», носящая имя В.И. Ленина, располагалась в старом здании на улице Карла Маркса и сильно пострадала после варварских бомбардировок в годы Великой Отечественной, однако свою главную миссию – учить детей – не оставила), – возвращаясь в прошлое, рассказывает женщина. – Сама же я родилась в Армавире, в семье военного. Папу часто переводили на новые места, вместе с ним переезжали и мы. Был случай, ещё ребёнком за один год шесть школ сменила! Моё становление на профессиональном поприще проходило уже в Новочеркасске, в педагогическом училище. После по направлению должна была отправиться в Дагестан, но папа приложил все усилия, и меня перевели в маленький приморский Туапсе, где в послевоенные годы находился он сам (по воспоминаниям Л.С. Головченко, был командирован как представитель завода и проверял качество срубленного в лесах каштана, из древесины которого изготавливались оружейные приклады, – Прим. ред). А жених мой, будучи на курс младше, после того, как вернулся с войны, где в сражался в боях 18-летним парнишкой и был ранен, доучился и тоже приехал. Здесь и начали строить свою семейную жизнь.
Следом был пединститут в Майкопе. Его новоиспечённые супруги, к тому моменту нянчившие своего первенца, оканчивали вместе, заочно. Как выяснилось, молодым педагогам, ещё «зелёным», после училища разрешено было брать учеников только до восьмых классов. До старшеклассников «надо было подрасти». «Это не дело», – решил Юрий Афанасьевич и надоумил свою половинку вновь поступать, так сказать, повышать профмастерство.
– Учёбу Юра завершил с отличием. Поверьте, был очень талантливым, – с любовью говорит о своём муже Лидия Семёновна. – Есть в кого быть умными нашим детям и внукам.
Каким должен быть учитель
Точные науки давались легко и ей самой. Вот, к примеру, математика. Уж куда труднее задача – объяснить сей предмет школярам, да так, чтобы у самого нерадивого появились какие-то представления об интегралах и логарифмах, косинусах-синусах. Согласитесь, в большей степени интерес к такой мудрёной дисциплине у значительного числа учащихся зависит от методики её преподавания и от того, насколько умело построена учебная работа. Это сейчас планшеты с выходом в Интернет и интерактивные панели служат подспорьем педагогу и позволяют «разнообразить» программу, а пару десятков лет назад в арсенале учителя значились разве что мел с доской и несколько демонстрационных стендов – для разъяснения материала.
– Великолепное знание предмета и человеческое отношение, – первостепенное и вневременное, самое важное, что должно отличать преподавателя, – считает учитель с многолетним стажем. – И это правило написано не мной, а составлено самими учениками. Именно оно вело меня все эти годы.
На уроках Лидии Семёновны всегда царила дисциплина: и речь не о тишине, а погружённости детей в учебный процесс. Занятия математик вела спокойным, но разборчивым голосом, находила подход даже к самым упрямым и непоседливым ребятишкам. Юные подопечные, в свою очередь, показывали блестящие результаты: как во время учёбы, так и при поступлении в высшие учебные заведения, что особенно радовало. За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся Л.С. Головченко удостоена почётной грамоты Министерства просвещения РСФСР, отмечена медалью «Ветеран труда» и другими знаками признания.
«За то, что научила математике», – так и никак иначе подписал свою диссертационную работу и посвятил её родной бабулечке, выразив уважение и почитание, внук, названный в честь деда Юрием. Есть в активе нашей собеседницы и ещё одна награда непреходящей ценности – это безмерная любовь учеников. Выпускники разных лет связываются по телефону со своей учительницей и классным руководителем, пишут письма из других стран, те, кто живут в Туапсе (а это уже люди в летах, сами бабушки-дедушки) — навещают. Имена многих своих учеников она с лёгкостью называет, несмотря на то, что не счесть в памяти педагога разных лиц, равно как интересных случаев и поучительных примеров.
– Был в классе у меня один мальчишка, Гришей звали, – припоминает одну из историй Лидия Семёновна. – С математикой ладил, а перед другими предметами пасовал, боялся не справиться. Как-то мне завил: «На что мне эти литература да история, буду шофёром на заводе». А я ему строго: «Не разрешу». На своём настояла, ведь не дело это учёбу бросать. Как итог – парень взялся за ум: школу окончил, выучился в институте. А в один прекрасный день, уже спустя годы, раздался звонок в дверь. На пороге – мужчина. Снимает шляпу со словами: «Я пришёл благодарить вас за своего сына. Если бы не вы, из него не вышел бы Человек. Время показало, что был прав тот, кто держал его в ежовых рукавицах». Визит мне этот нанёс, как вы уже могли смекнуть, Гришин отец. Тут же стоял и мой ученик, повзрослевший, возмужавший, тот самый Григорий. Сейчас он, насколько знаю, трудится на одном из крупных предприятий в районе. Когда мне исполнялось 90, был в числе долгожданных гостей и разделил со мной радость события.
Те, кто лично присутствовать не могли, слали приветы и поздравления. В домашнем «музее» у нашей героини – десятки поздравительных открыток от благодарных воспитанников и их родителей.
Ни шагу назад
Самые тёплые воспоминания Лидия Семёновна хранит о своём отце-фронтовике. Он всегда был её героем, на которого она равняется всю жизнь. Ярким примером отваги, доблести и истинного патриотизма стал Семён Дмитриевич Дудников и для юных туапсинцев: участник Великой Отечественной войны, бывший командир 43-го кавполка 12-й гвардейской Донской казачьей кавалерийской дивизии не раз был главным героем встреч, уроков мужества в городской «пятой», которые были прочувствованы сердцем каждого школьника. Он, прошедший горнило войны и смотревший смерти в лицо, открыто делился с молодёжью воспоминаниями из своей жизни. Солидный и статный, в орденах, рассказывал о том, что дух человеческий, несмотря на пожирающее изнутри всеобщее горе и изломанные судьбы, и в самые страшные часы оставался несломленным.
Семён Дмитриевич принадлежал к легендарному поколению, вписавшему своими боевыми и трудовыми подвигами немало славных страниц в историю нашей страны. Его боевой путь был отмечен многими правительственными наградами: медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Кавказа», орденом Красной Звезды – за то, что на фронте борьбы с немецкими захватчиками на переднем крае обороны в бою под Черниговской личным примером воодушевлял казаков, командиров, политработников на полнейшее уничтожение противника; орденами Александра Невского, Кутузова III степени. За героизм, мужество и отвагу в боях за социалистическую Родину С.Д. Дудникову была присвоена одна из самых высоких наград Советского Союза – орден Красного Знамени. «Показал образцы в умении бить врага как в обороне, так и наступлении», – значилось в наградном листе. За время командования полком много раз Семён Дмитриевич бывал на волосок от смерти, но Господь хранил его. Невзирая на ранения, он никогда не покидал командного пункта, продолжал выполнять боевые приказы.
…Перед 43-м кавполком осенью 42-го командование поставило очередную задачу: занять Алтубинал, создать прочную оборону и удерживать рубеж до подхода главных сил дивизии. Главная цель военных действий – не допустить фашистские орды в направлении Туапсе.
Из воспоминаний С.Д. Дудникова:
«Командуя 43 казачьим кавполком, ведя ожесточённые бои с фашистами по защите Туапсе в районе: Гойтх, Четыре Гунайки, Сосновка и Алтубинал, особо памятным был бой с противником за маленький населённый пункт, заброшенный в горах у самого подножья основного Кавказского хребта. В ночь с 29 на 30 октября 1942 года 43-й кавполк вступил в Алтубинал и с приданными подразделениями занял оборону. Сапёры приступили к возведению оборонительных сооружений и минированию подступов к населённому пункту. В 10 часов утра 30 октября 1942 года разведка доложила, что противник тремя колоннами, до роты пехоты каждая, движется по направлению Алтубинала. В трёх километрах от него фашисты решили устроить привал. Расположившись на зелёной лужайке около речушки, они разулись и стали мыть ноги. Очевидно, гитлеровцы не знали, что село занято казаками, поэтому и вели себя так беспечно. Посоветовавшись с моим заместителем по политчасти капитаном П.Г. Рудь, начальником штаба полка капитаном С.Ф. Ямпольским и командирами эскадронов, мы приняли решение пропустить фашистов в Алтубинал, а затем окружить и уничтожить их. К полудню, когда все колонны противника втянулись в село и начали располагаться по квартирам, я отдал приказ атаковать гитлеровцев и обрушить на них шквал огня. Для фашистов это было неожиданностью. Охваченные паникой, они заметались, беспорядочно стреляли и несли огромные потери. Через три часа гитлеровцы, расположившиеся в Алтубинале, были полностью уничтожены».
Так, разбив 3-й батальон фашистского полка СС «Белая лилия», 43-й гвардейский казачий кавалерийский полк занял прочную оборону. Все последующие попытки противника выбить его из Алтубинала не увенчались успехом.
Вплоть до победного 1945 года шагал фронтовыми дорогами гвардии подполковник С.Д. Дудников, участвовал в ряде наступательных операций в Европе.
Накануне Дня Победы
Лида всегда с нетерпением ждала вестей от родимого отца, который по долгу службы продолжительное время был вдали от семьи. Огромным сюрпризом для неё, студентки, стоящей на пороге празднования своего 19-летия, стало долгожданное письмо, которое передал вернувшийся домой по семейным обстоятельствам адъютант отца.
То, что в нём в одно мгновение прочла, так отчётливо и ясно, как будто не прошло всех этих лет, помнит 95-летняя юбилярша и сегодня:
– Папа писал: «Доченька, я воспользовался случаем поздравить тебя с Днём рождения в День Победы!»
Весной 45-го все жили в ожидании конца войны, понимая, что новость об этом должна прийти совсем скоро. Но кто бы мог подумать, что прозвучит она в письме, которое буквально ошарашило молодую девушку. Когда вскорости Лидия услышала сообщение, принёсшее всем великую радость, что фашистская Германия капитулировала, и победные, ликующие возгласы, раздающиеся по округе, – осознала: мир наступил! Да здравствует 9 Мая! С того самого дня её личный праздник воедино слился с праздником всенародным, одухотворяя и наполняя силами и надеждой. Каждая весенняя пора – из года в год – ознаменовывалась для именинницы торжествами и демонстрациями, на которые она непременно выходила с учениками и коллегами.
И сегодня Лидия Семёновна с большим вдохновением встречает череду майских праздников, среди которых – большой личный юбилей и всенародный День Победы. И вместе с ней рядом, пусть и виртуально, самые близкие и любимые – дети, внуки, ученики, которые выходят с ней на связь из разных городов и даже государств.
С юбилеем, Учитель! С Днём Победы!
Анна ДЕМИЧЕВА