В октябре, на прошлый День учителя, «Черноморье сегодня» рассказала о преподавателе математики из 32-й школы в Островской Щели Викторе Васильевиче Аболонине.
Сегодня есть повод вновь вспомнить о нём — Заслуженному учителю России исполняется ровно 80 лет.
Несмотря на почтенный возраст, юбиляр пока не собирается оставлять преподавание.
— Если есть силы и, главное, желание — надо идти в школу и проводить уроки, — говорит он. – А если перестаёшь получать от преподавания удовольствие — значит, пора прекращать. Но пока есть и силы, и желание.
За пятьдесят шесть лет у Виктора Васильевича сформировался свой собственный метод преподавания. Он сложился как из собственных наработок, так и в результате изучения опыта других педагогов, например, знаменитого Викторова Шаталова, к которому Виктор Васильевич специально ездил в Донецк.
Один из важных принципов метода Аболонина — коллективизм. Знания могут передаваться школьнику не только от преподавателя, но и от товарища. Один ребёнок знает тему лучше, другой хуже. Первый на время становится учителем, другой — его учеником, и тот, кто понимает хуже, подтягивается к более высокому уровню. В следующий раз роли могут поменяться.
Правда, Виктор Васильевич говорит, что времена меняются, меняются и дети — в них всё больше индивидуализма. Они не очень любят принимать чужую помощь. Поэтому и «коллективный метод», как всё живое, нуждается в постоянной корректировке.
Рассказывает Станислав Фёдорович Карнишин, ныне главный инженер «Красной площади» в Туапсе, один из первых учеников Аболонина.
— У нас в классе всего один или два человека имели по математике тройки. У остальных было «хорошо» и «отлично». Это при том, что Василий Викторович только начал работать в школе и не имел ещё большого опыта. Почти все наши после школы поступили в институты и техникумы. Я лично закончил Ростовский политехникум связи, затем Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. То есть, приличное знание математики сыграло в мой жизни важную роль.
Многие бывшие ученики Виктора Васильевича до сих пор держат с ним связь — навещают, поздравляют с праздниками.
— Он интересный человек, с острым умом, любознательный, — продолжает Станислав Фёдорович. — С ним можно говорить на разные темы, не обязательно вспоминать забавные случаи из школьных лет. Например, он хорошо разбирается в компьютерах, да и вообще имеет свои суждения по разным вопросам.
Знакомые Виктора Васильевича отмечают его особое чувство юмора — оно позволяет делать занятия более живыми, сглаживать острые углы, которые всегда возникают в общении учителя и учеников. Например, в прошлую нашу встречу учитель вспоминал, как отец одного из школьников пришёл выяснить, почему у его сына такая странная оценка в дневнике — «две пятых». Двойка была поставлена за безделье на уроке, пятёрка (через косую черту после двойки) — за цепкий ум. «Обычная оценка, — ответил Виктор Васильевич. — Заслуженная».
Примечательно, что Виктор Васильевич примерялся и к другим профессиям, помимо учительской, но понял, что душа лежит только к преподаванию. Даже своё школьное директорство, продлившееся несколько лет, он вспоминает без особого энтузиазма.
— Директору нужно решать массу вопросов, которые часто не имеют отношения ни к науке, ни к педагогике, — говорит учитель. — Директор зажат в рамки, у него никакой свободы. Это совершенно отдельная профессия и даётся далеко не каждому.
Хоть Виктор Васильевич, как уже сказано, хорошо разбирается в компьютерах, ведёт информатику, но считает, что гаджеты сыграли с молодёжью дурную шутку. Ребёнок пользуется плодами информационно-технического прогресса, при этом не развивает свой собственный мозг в достаточной мере. Это аналогично тому, как быстро растущие кости подростка начинают рвать не поспевающие в росте мышцы и связки.
— Ученики есть разные, — говорит Виктор Васильевич. — Один — хороший парень, но в математике слаб. Другой норовистый, но умный — с такими интересней. Третий и сам вредный, и соображает неважно. Но я им всем должен дать «базу». Это моя работа. И она мне приносит удовольствие.
Константин ЧЕРНОВ