Это место на мысе Бескровном, что в посёлке Новомихайловском, с первого взгляда ничем не примечательное. Тем не менее оно хранит в себе предания старины глубокой. Если от турбазы «Приморская» пройти немного по мысу, в лесу можно увидеть подобие разрушенных стен.
Сразу и не поймёшь, это руины некогда величественного строения или просто камни. Некоторые из них переплелись с корнями деревьев, поросли мхом и скрылись под толстым слоем опавшей листвы, кое-где присыпаны землёй. Однако каменные глыбы — археологическая находка, представляющая большой интерес учёных, историков, географов. Это Никопсия, где по одной из версий проповедовал и мученически погиб апостол Христа от двенадцати, его сводный брат Симон Кананит.
Статья в Википедии про Никопсию гласит, что это был раннесредневековый город на Черноморском побережье Древней Зихии. Он был центром православной Никопской и Зихийской епархии в подчинении Константинопольского патриархата. Также эта территория считалась родиной национального адыгского героя, верховного князя Инала.
Какие же тайны хранит наша родная земля? Много существует мнений и исторических справок. Разобраться во всём этом нам помог увлечённый историей родного края, хорошо знающий географию, да и просто эрудированный собеседник — заместитель главы Новомихайловского городского поселения Лев Калустов. Он давно изучает никопсийскую тему и пролил свет на многие интересные сведения.
Симон Зилот из Каны Галилейской
Согласно преданию, святой апостол Симон Кананит проповедовал учение Христово и принял мученическую смерть. Данные о том, где он нёс христианскую миссию, дате и месте его смерти значительно разнятся. Однако есть все основания думать, что произошло это именно в Никопсии — на территории нынешнего посёлка Новомихайловского, а ещё точнее — в районе мыса Бескровного. Попытаемся проследить, насколько это возможно, житие святого на основании имеющихся сведений, а их, к сожалению, немного.
Старший сводный брат Христа по Иосифу — Симон — проживал в Кане Галилейской, отсюда и Кананит. Также он известен как Зилот — от греческого «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому закону. Первое чудо, которое сотворил Иисус, произошло как раз в Кане. Во время свадебного пира, куда пригласили Христа и его учеников, на всех гостей не хватило вина, и тогда Христос превратил в него простую воду. Поражённый этим Симон уверовал в Иисуса как в обетованного Мессию и, оставив всё, последовал за Ним.
Симон был старше Иисуса лет на 12, поэтому когда он отправился после вознесения Господня проповедовать, ему было около 45 лет, и по тем меркам он считался человеком уже совсем немолодым.
На Черноморское побережье Кавказа Симон Кананит прибыл вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфеем Левием. В городе Себастополис (нынешний Сухум) они разделились. По одной из версий, Матфей проповедовал на территории современной Турции (район города Денизли, знаменитый Памукале), апостолу Андрею по жребию предстояло пройти обширные земли Боспорского царства (античное государство в северном Причерноморье) и Малой Азии (побережье Мраморного моря). Симон нёс Христово учение (после того, как проповедовал в Иудее, Египте и Ливии) в области нынешней Грузии и Черноморском побережье Кавказа — в Римской провинции Босфор (части Боспорского царства). Она располагалась в границах нынешних Красноармейского, Ейского, Темрюкского, Приморско-Ахтарского районов и Адлерского Сочи, Абхазии, Азовского района Ростовской области и Республики Крым.
Документальных сведений о жизни Симона, как уже упоминалось, очень мало, но существует множество версий. В частности, доподлинно неизвестно, где он погиб мученической смертью и был похоронен. Этим местом считается древний город Никопсия. Но споры о её местонахождении не утихают. Некоторые данные позволяют сделать достаточно уверенные предположения, что располагалась она именно на территории Туапсинского района.
Смерть святого Лев Григорьевич Калустов расследовал по всем канонам сыска, и к делу этому подошёл весьма скрупулёзно: получив информацию, тщательно её изучал, анализировал, сопоставлял детали. Сквозь тысячелетия он попытался найти убийцу апостола. И вот вышел на подозреваемого — иверского царя Адерка, которого после восхождения на трон называли Фарсман I или Фарасман Великий. Он был союзником Римской империи и вёл периодически войны с Парфянским царством (древнее государство, располагавшееся к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территориях современных Туркмении, Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана) за господство в Армянском царстве. Правитель славился своей жестокостью, был ярым сторонником язычества и нещадно преследовал христиан. Именно по его указу Симона Кананита выследили, схватили и казнили.
Некоторые источники утверждают, что город, где святой нашёл мученическую смерть (есть версия, что его распилили пилой) находился на территории нынешней Абхазии. Там спустя века основали Новоафонский Свято-Симонов монастырь, сохранилась келья близ Апсарской горы, где по преданию подвизался в молитве апостол.
Однако Лев Калустов, изучая ту местность, пришёл к мнению: на тот момент, когда Симон Кананит мог находиться в Абхазии, ему было уже порядка 70 лет, и подниматься в такую гору, в келью, было бы старцу не под силу. Кроме того, на месте, где сейчас находится Новый Афон, город Анакопея появился только в III веке. И это, по мнению исследователя, делает факт миссионерства апостола там невозможным. Кому проповедовать, если там никто не проживал? По крайней мере, компактно. Даже если в те времена там и была деревушка, то она точно называлась не Никопсия. Тогда письменности как таковой в этом регионе не было, более поздние источники — это уже погрешность. Англоязычная версия Википедии также гласит, что Никопсию могли отождествлять с Анакопией, которая ныне располагается неподалёку от Нового Афона или же в Цандрипше, где сохранились руины раннесредневековой базилики.
А вот Зихия под то место вполне подходит. Государство граничило на юге с Абазгией (Абхазия), а на северо-востоке с северной частью Большого Кавказского хребта, северная же граница по некоторым источникам доходила до нынешних Геленджика или Новороссийска. И этот регион сегодня считается одним из древнейших районов распространения христианства на территории современной России.
Зихия была союзником Римской империи с 44 года, когда римляне и зихи, царём которых был Стахемфлас, объединились против боспорского царя Тиберия Юлия Митридата. Римско-зихское войско покорило сначала Ахаию (южная часть Греции), а потом керкетов (одно из древних племён Северо-Западного Кавказа, от них название черкесы) и в ту бытность греческие города Торик (современный Геленджик) и Бату (Новороссийск) и многие другие поселения Боспорского царства.
Столицей Зихского царства была Никопсия, основанная на месте древнего города Старая Лазика. Вот в эти земли и пришёл апостол Христов, как уже упоминалось ранее, в довольно преклонном возрасте. Он рассказывал зихам о бессмертии души, о единобожии. Даже среди учеников и последователей Иисуса Симон Кананит был известен как «ловец» новых верующих — в своих проповедях он был очень убедителен, тем самым приводил язычников к Христу. О том, что апостол миссионерствовал в Зихии, позже свидетельствовал Епифаний Монах. Византийский священнослужитель и писатель посетил Никопсию в 815-820 годах. В своих записях он опирался на рассказы зихов, которые из поколения в поколение передавали устные свидетельства присутствия Симона Кананита на их земле. Епифаний Монах отмечал, что зихи являлись людьми, соблюдающими христовы законы. Ведь с третьего века там существовала достаточно большая христианская община, а в 536 году образовалось Зихское епископство, которое позже было повышено в архиепископство. В своих путевых заметках византиец сообщает: «… Есть и другой гроб в Никопсии Зикхийской с надписью имени Симона Кананита, и он с мощами». Там же он описывал иной ковчег с мощами, который находился в Боспоре Керченском, его боспоряне также приписывали святому апостолу. Епифаний на основе этих двух свидетельств говорит о существовании двух гробниц, однако только в отношении никопсийской он упоминает слово Кананит.
Ещё одно упоминание о том, что святой был именно в Зихии, встречается в грузинской царской хронике «Картлис цховреба» (сборник средневековых грузинских летописей, сложившийся в ХII веке и включающий десять хроник из разных древних источников, в том числе иностранных), где говорится, что «один из двенадцати апостолов Иисуса Христа Симон Кананит из рода Зелотов прибыл в Никопсис, где он нашёл свою смерть».
Но самой интересной деталью исследования Льва Калустова является древняя табличка с изображением, найденная в районе мыса Бескровного. Ещё в 1905 году супруга потомственного дворянина Алексея Ильича Бескровного, который владел на мысе землёй, решила для своей приморской дачи оборудовать сад. Вскапывая землю, рабочие обнаружили курган и в нём каменную плиту, на которой была изображена целая зарисовка: лес, здание с крестом, фигура лежащего человека и рядом с ней крест. Находка оказалась ценной, её и ещё ряд найденных неподалеку артефактов (среди них старинные крестики и украшения) изучала погодя Императорская археологическая комиссия. Над расшифровкой «картинки» на камне работал известный археолог Александр Миллер. Он утверждал, что на плите изображена женщина. Спорить с учёным сложно, но если присмотреться к нарисованному на камне, то можно усомниться, что фигура принадлежит женщине. Первая мысль, которая приходит в голову — это священнослужитель в длинной одежде и головном уборе. Именно так и считает Лев Григорьевич Калустов. Он даже сделал свою расшифровку древнего изображения, доклад о которой представил на собрании Туапсинского отделения Русского географического общества. Это, по мнению исследователя, может указывать на то, что фигура лежащего человека принадлежит никому иному, как Симону Кананиту, а картинка полностью описывает смерть апостола и разрушение храма, который он построил.
Сегодня плита находится в музее в Санкт-Петербурге.
Другие загадки Никопсиса
Как же перевести название Никопсия? По-гречески Никопсис, по-адыгейски Нечепсухо. Возможно и смешение двух языков: Ника – «победа» и псы – «вода». Что в принципе может означать «Побеждённая водой». Эта версия кажется любителю древности Льву Калустову весьма оправданной, и он объясняет почему. Река Нечепсухо только на первый взгляд кажется безобидным ручейком. Но если обратиться к адыгейскому языку, её название переводится как «река, несущая гальку» или же «река с широким руслом». Разливалась она не раз, а устранять последствия наводнений и сегодня непросто, чего уж говорить о первых веках новой эры. Вполне возможно, что и древним жителям нынешнего Новомихайловского, эта водная артерия в период сильных дождей доставляла немало неудобств.
Ходят легенды, что однажды историк-краевед Мадин Тешев вместе с другими приглашёнными специалистами в предполагаемом месте Никопсии начал было раскопки, но вскрыв пласт земли, сказал не трогать более, ибо работы здесь археологической непочатый край. Как рассказал Лев Калустов, в Санкт-Петербург отправляли запрос специалистам возобновить исследования, но пока, к сожалению, ответа нет.
Достоверно известно, что на территории посёлка Новомихайловского находили предметы времён Хазарского царства (VI-IX века), сарматские захоронения (III век до н.э.), древнегреческие артефакты и византийские монеты.
В XII-XIII веках на золотом песчаном побережье Туапсинского района обосновались и проповедовали уже католическое христианство монахи Доминиканского ордена. Среди них был некто Франческо де Камерино. Как полагает Лев Калустов, он был из местных, из зихов. Отправился учиться в Венецию, принял там христианство, получил высшее церковное образование и в 1300 году по направлению Папы Римского вернулся в родные края, чтобы проповедовать католицизм. Как утверждает исследователь, этот вопрос ещё предстоит детально изучить, так как в доступных на сей день источниках очень мало информации по этому поводу. Много данных о христианстве на Кавказе хранится в Туринском архиве (государственный архив в итальянском городе Турин (область Пьемонт), созданный в XVIII веке, основной коллекцией которого стали географические карты, собранные графами и герцогами Савойскими). Но до него пока по объективным причинам не добраться, а изучение архива помогло бы пролить более яркий свет на период позднего Средневековья и начала эпохи Возрождения на территории Причерноморья и нашего Туапсинского района.
В XV веке Никопсию, или Зихополис (это ещё одно название — город, где живут зихи), завоевали турки и основали на мысе крепость Дузу-кале (мыльная или солевая). Специалисты считают, что она была основной фортификационной, но не единственной постройкой. Неподалеку располагалась смотровая башня и несколько жилых построек.
Позже на этом месте расположилась дача Бескровного, которого мы уже упоминали. В советское время её отдали под пионерский лагерь, который перестал существовать после развала Советского Союза. Сейчас в тех местах только табличка, что территория является археологическим памятником Средневековья, напоминает нам о древности и наводит на мысль о том, что надо бы это место облагородить и, может, что-то возродить, сделать древнюю Никопсию одной и важных достопримечательностей района, а может, и местом паломничества.
Стратегически важно
По стратегии «Туапсе 2030», которую принимали в 2018 году на сессии райсовета, рассматривали и строительство храмового комплекса Симона Кананита в Новомихайловском. Идею поддержали на разных уровнях, и в проекте развития района, в рамках поселения, она зафиксирована. Однако есть одно «но». Чтобы сделать эту территорию местом паломничества, необходимо одобрение РПЦ, которая всё же считает местом гибели святого апостола Симона Кананита Абхазию.
Кроме того, необходимо развивать здесь инфраструктуру, есть идея сотрудничества с казачеством, казаки, как известно, люди православные.
Ну и геральдика Новомихайловского — три башни Старой Лазики, одна из которых с крестом, хранят в себе память о славном городе Никопсии — центре зихского православия.
Храмы у нас в стране строят не за счёт средств бюджета, а на деньги жертвователей. И, думается, если надо церкви быть воздвигнутой, она обязательно появится.
Ольга СЕДЛАЧЕК