Виктор Васильевич Аболонин — один из старейших действующих учителей в Туапсинском районе. Педагогический стаж – пятьдесят четыре года. Преподаёт математику, физику и информатику в школе № 32 хутора Островская Щель. В 1992 году ему присвоено звание Заслуженного учителя России.
— Я решил для себя так, — говорит Виктор Васильевич. — Пока работа в удовольствие, надо работать. Если утром идёшь в школу, заставляя себя — пора прекращать. У меня же пока есть и силы, и желание.
Свою педагогическую деятельность выпускник борисоглебского пединститута начал в Островской Щели, но за пятьдесят с хвостиком лет успел поработать и в других школах, и в педучилище, и в метеотехникуме, и в РГУПСе.
— Я изучал разные методики преподавания, и в результате у меня сложилась своя — коллективный метод, — рассказывает Виктор Васильевич. — Если коротко, то суть его в том, что ученики должны помогать друг другу. Допустим, у кого-то хорошо получается сложение, у кого-то — вычитание, у кого-то деление. Сначала учителем побыл один ученик, потом другой, потом третий – так весь материал и усвоился. Правда, в нынешних школьниках, в отличие от советских, больше индивидуализма. Они предпочитают не пользоваться чужой помощью, и в этом проблема.
Виктор Васильевич рассказывает, что ездил на Украину к знаменитому Шаталову, изучал методы других выдающихся современных педагогов. У Шаталова много интересного, но подобный «коллективизм»» он не применяет — «всё тащит сам, сам работает и заставляет работать учеников».
Отец Виктора Васильевича Аболонина служил в военной разведке и рассказывал, что разведчики говорили друг с другом по-немецки, чтобы лучше ориентироваться во время рейда — это тот же «коллективный метод», только с испытанием во вражеском тылу.
По мнению нашего собеседника, компьютеры и смартфоны (а мы не забываем, что Виктор Васильевич сам преподаёт информатику) играют дурную шутку с молодёжью. Технический прогресс совершил прыжок, а ребёнок пользуется его плодами, и у него нет стимула наращивать «базу». Это образно можно сравнить с подростковым организмом, где мышцы и связки рвутся от того, что не успевают за ростом костей.
Хороший класс, по опыту педагога, — это где более шестидесяти процентов хотят учиться. Тогда даже плохой ученик начинает за ними тянуться. Если меньше половины стремятся к знаниям, наоборот, нерадивые тащат вниз способных.
— Ученики есть разные. Один — хороший парень, но в математике слаб. Другой норовистый, но умный – с такими интересней. Третий и сам вредный, и соображает неважно. Но я им всем должен дать ту самую «базу».
Недавно уже взрослый бывший мой ученик напомнил такую историю. Сидит он на задней парте и ничего не записывает: «Я, мол, и так всё запомню». Я вытираю тряпкой написанное на доске: «Ну-ка, покажи, что ты там запомнил». И он мне чётко и подробно выдаёт весь материал. А я уже ему двойку поставил за безделье. Ставлю ему через косую черту пятёрку и расписываюсь. Отец мальчика, прораб, приходит и говорит: «Да что же это за оценка такая — две пятых?» «Нормальная, — говорю, — оценка».
Почему он пошёл на учителя, Виктор Васильевич объяснить не может – так получилось, судьба. Рассказывает, что когда был подростком, знакомая докторша, очень хороший хирург, сказала, что поможет ему стать врачом.
— Привела она меня в операционную. Я поглядел на всё это и потом месяца два не мог мясо есть. В общем, врача из меня не вышло.
В карьере Виктора Васильевича также была и работа директором. Но он считает, что это не его, совсем другая профессия: меньше свободы, зажат в рамки и так далее — это не каждому дано.
— У меня нет своей машины, но если надо куда-то съездить, выхожу на трассу и стою не больше пяти минут. Могу даже на спор. Кто-нибудь обязательно предлагает подвезти. Везде мои ученики. А иногда задумываюсь, если бы всё заново — стал бы я учителем или нет. Наверное, стал бы. Всё-таки, есть какая-то судьба у человека. А ещё ты должен отдавать людям то, что можешь им дать. В моём случае — знания.
Владимир БЕЛЯЕВ