Трудное счастье Иды Злобиной

58

Сегодня во всём мире отмечается Международный день пожилых людей.
Он — свидетельство признания заслуг, проявление уважения
и заботы о старшем поколении, которому мы обязаны очень многим.

Иде Петровне Злобиной из села Тенгинка в нынешнем августе исполнилось 90 лет. Она типичная представительница своего поколения. На её долгую жизнь выпали война, восстановление разрушенного народного хозяйства, расцвет и развал советского государства, а затем становление новой России.
Вспоминая о событиях своего детства и молодости, Ида Петровна волнуется и в её голосе явно слышится северорусский говор, выдавая в ней уроженку не здешних мест. Родом Ида Петровна из небольшой деревни Пищёвка Шариинского района Костромской области. Была у родителей младшенькой из семи детей. С началом Великой Отечественной войны её отец, прошедший Первую мировую войну, был призван на фронт и служил ездовым в так называемой «трудовой» армии. А мама с утра и до ночи трудилась на колхозных полях. В свои 11 лет Ида была уже довольно самостоятельной девочкой, умевшей и хлеб печь, и за скотиной ухаживать. Таким образом юная Ида тоже помогала взрослым ковать в тылу нашу Победу.
Говоря о том страшном времени, Ида Петровна вспоминает, что в тесто для хлеба шла всего горстка муки, а остальное — льняная макуха, сухой цвет клевера, а то и просто мох. Отдавая фронту лучшее, люди сильно голодали, но не роптали, и с надеждой ждали вестей в фронта.
С 14 лет Ида Петровна начала уже самостоятельно зарабатывать деньги. К ним в колхоз на уборку урожая привезли пионеров. Вот в этот пионерский лагерь Иду и взяли кухрабочей и посудомойщицей.
В 1947 году девушка поступила с Шариинский сельскохозяйственный техникум. Время для страны было ещё трудное, и продукты гражданам выдавали по карточкам. Иде, как учащейся, полагалось 500 грамм хлеба. Она вспоминает, как, впервые отоварив карточку, несла этот драгоценный брусочек старшей сестре, у которой было трое детей. Но по дороге девушка даже не заметила, как по крошечке съела весь кусок.
Со слезами бросилась к сестре, сожалея, что не донесла хлеб детям, отдала Алевтине сразу все имевшиеся карточки, чтобы такая досадная история не повторилась.
В декабре 1947 года карточная система в Советском Союзе была отмена. На радостях Ида купила в продуктовой лавке аж три булки хлеба, за всю дорогу ни разу не откусила даже кусочка и с радостью вручила хлеб сестре. Та обрадовалась и рассмеялась. Положив хлеб на стол, открыла перед младшей сестрой сундук, доверху забитый буханками. Люди поначалу не верили, что карточки отменили насовсем и, боясь голода, спешили запастись едой впрок.
По окончании техникума, Ида Петровна по направлению трудилась агрономом на машино-тракторной станции в Боговаровском районе Костромской области. В 1954 вышла замуж и родила двоих детей. После этого по рекомендации врачей, посоветовавших семье сменить климат, Злобины переехали в станицу Тбилисскую, и в течении 4 лет жили и трудились там в колхозе. Но по семейным обстоятельствам вынуждены были вернуться в Шарию ещё на десять лет.
В 1969 году Злобины окончательно решились с переездом, выбрав для этого славное село Тенгинку в Туапсинском районе. Купили здесь маленький домик и устроились на работу в детский лагерь «Орлёнок».
С тех пор много воды утекло. Ида Петровна рано овдовела, но руки не опустила, воспитав прекрасных детей, обустроив свой новый дом и всё вокруг него.
Дочь и сын выросли, подарив Иде Петровне троих внуков, а те в свою очередь — троих правнуков.
В свои 90 лет Ида Петровна остаётся энергичной и не мыслит себя без дела. Правда, для тяжёлой работы её сил уже не хватает, но для того, чтобы собрать семена, вырастить рассаду, полить цветы, пересадить любимицы-розы, она их всегда находит.
— Как и у всех людей моего поколения, у меня не было детства, — размышляет Ида Петровна. — Но за все лишения, которые мне выпали в жизни, благодаря Богу и семье, я сейчас окружена всеми благами, теплом и заботой.
Люди называют это простым человеческим счастьем. И мы пожелаем Иде Петровне, чтобы оно никогда не кончалось.

Вера СЕРГЕЕВА