В конце января 2006 года в газете вышла публикация давнего друга редакции (ныне уже покойного) Георгия Семёновича Новицкого, в которой автор приводит биографические данные Ивана Григорьевича Карплюка, под руководством которого проходило становление коллектива Туапсинской обувной фабрики, делались первые шаги по пути развития одного из мощнейших промышленных предприятий города.Ныне в цехах обувной кипит совсем другая жизнь. Некоторые молодые туапсинцы или люди, недавно поселившиеся в районе, а также гости, приехавшие к нам на отдых, прохаживаясь по сверкающим витринами залам ТЦ «Красная площадь», зачастую и не догадываются, что в 80-е годы в этих стенах шили практичную и модную обувь, здесь шла настоящая борьба за перевыполнение планов, за победу в соцсоревновании, ставились рекорды и высокие цели.
А среди коренных туапсинцев много тех, кто не только носил ботинки, туфли, босоножки и сандалии, сделанные умелыми руками туапсинских мастеров, но и сам работал на фабрике, славившейся своими трудовыми династиями.
Не знаю, кто и как вспоминает Туапсинскую обувную, а лично мне её название напоминает о чёрных лодочках, купленных в начале 90-х с рук на «блошином» рынке в центре Туапсе. В то время фабрика уже умирала, зарплату рабочим выдавали обувью, которой они и торговали, чтобы хоть как-то выживать. Обошлись туфли мне довольно дёшево, но сели на ногу как влитые и носились долго.
Но это, как говорится — личное. А чтобы рассказать о фабрике в разрезе истории, пришлось обратиться к материалам Туапсинского историко-краеведческого музея имени Н.Г. Полетаева. Здесь и ныне хранятся образцы продукции предприятия. А Красное знамя коллектива фабрики стало центральным экспонатом выставки, организованной музейными работниками.
Одни из первых письменных упоминаний о фабрике отсылают нас в 1968 год. Следуя музейным материалам, директор строящегося предприятия Л. Снесарев рассказывал, что строительство началось с середины 1968 года на месте старых бараков. Завершить его намечено в 4 квартале 1970 года. В октябре 1968 года уже идут фундаментные работы, которые ведёт ПМК-32 Треста 2 «Главсочиспецстрой».
Планируется, что заработная плата рабочих фабрики в зависимости от сложности выполняемой работы будет составлять от 110-120 до 160-180 рублей.
Там же речь о том, что после пуска первой, будет выполнена и вторая очередь строительства. Общая мощность предприятия увеличится до 3 и свыше миллионов пар обуви в год. На фабрике будут созданы рабочие места для 2 тысяч человек. Это будет одно из крупнейших предприятий города.
Работа на стройплощадке велась в две смены. Все трудились с большим напряжением. Особенно выделялись комплексные хозрасчётные бригады Станислава Семёновича Коберняка и Михаила Григорьевича Степанова с участка прораба Д. Винниченко и бригада Ивана Павловича Ганжи. Славно работали электромонтажники А. Москалёва, где начальником В. Педанов и прорабом В. Дончевский, бригада сантехников начальника участка А. Ларина и мастера Ю. Чайковского, бригада рабочих участка треста «Промвентиляция» мастера В. Тарадайко и связисты мастера В. Кот. Ударно трудятся субподрядчики «Кавсантехмонтаж», «Стройтермоизоляция», «Кавэлектромонтаж», СУОР-19, СДРСУ и другие. Все стремятся быстрее завершить работу, ввести предприятие в эксплуатацию, тем самым преподнести достойный подарок XXIX съезду КПСС.
В декабре 1970 года строительство предприятия шло к завершению. На этой стадии непосредственно на стройке находился начальник ПТО колонны А. Посохин, много энергии отдавал работе главный инженер ПМК-32 А. Опойков. Значительное внимание уделяли возводимому объекту управляющий Трестом 2 заслуженный строитель РСФСР Л. Глаголов, главный инженер А. Сушинских, начальник ПТО В. Малахов.
На одном из фасадов рабочие по собственной инициативе барельефом выложили время окончания строительства «100-летие В.И. Ленина — 1970 год».
В главном корпусе фабрики располагаются основные и подсобные производственные помещения и склады. На первом этаже складские помещения, ремонтная и сварочная мастерские, компрессорная и трансформаторная. Второй, третий и четвёртый этаж занимают склады материалов и фурнитуры, отделения: подготовки, сборки заготовок и обуви, штамповочный и экспериментальный цеха.
В административно-бытовом корпусе находятся проходная, комната гигиены, душевые кабины, здравпункт, столовая на 100 мест, конторские помещения с залом заседаний, центральная лаборатория и узел связи. Также на территории возведён блок подсобных помещений, установлены два подземных резервуара для воды, оборудована стоянка автотранспорта и велосипедов.
К моменту открытия предприятие оснащено новейшим отечественным и зарубежным оборудованием. Годовая мощность — полтора миллиона пар обуви: женских модельных туфель, мужских полуботинок, два вида детской школьной обуви. Фабрика рассчитана на обеспечение запросов населения Краснодарского края. В её цехах будут работать 900 человек. Заблаговременно для обучения в Майкоп, Ростов, Краснодар, Грозный и другие города направили 280 человек.
В январе 1971 года в газете «Известия» вышла заметка «Туапсинская обувная»: «В магазинах Краснодара, Сочи, Ростова, Ставрополя появились элегантные туфли и ботинки ранее неизвестной торговой марки. Это продукция Туапсинской обувной фабрики пущенной в первые дни нового года. Предприятие оборудовано совершенной отечественной и зарубежной техникой. Фабрика будет выпускать до 1,5 миллиона пар обуви в год».
Но в январе 1972 года новый директор обувной фабрики Иван Григорьевич Карплюк, подводя итоги первого года работы рассказывает о трудностях с первых дней. Из-за плохой работы заводов поставщиков кожтоваров представители фабрики ежедневно выезжают в Краснодар и Ростов, чтобы на местах решать вопросы снабжения… Предприятие было сдано строителями в конце декабря, а заявки на материалы подаются в мае-июне. Фабрика оказалась без фондов. Всё это стало причиной невыполнения плана.
Непросто было набрать достаточное количество рабочих, устроить их, обучить профессии. На фабрике трудится 760 человек, среди них много учеников. Производительность труда — 2576 рублей на одного работника, а должна 5528 рублей. Надо численность рабочих увеличить до 1090 человек. Остро стоит вопрос кадров.
Сказываются просчёты министерства. Фабрика сдана без жилья и детсада. В будущем будут построены 2 дома на 90 и 92 квартиры. Второй уже сооружается на улице Шаумяна. А также будет введён детсад на 280 мест.
Но всё же за первый год выпущено 270 тысяч пар обуви на 1406,5 тысячи рублей в оптовых ценах, или 3276 тысяч рублей в розничных ценах. Вся выпущенная обувь выполнена из натуральной кожи методом клеевого крепления подошвы.
Несмотря на объективные трудности коллектив фабрики принимает участие в благоустройстве города, от моста в сторону нефтебазы благоустроен берег реки Туапсе. В планах по улице Сочинской убрать старые деревья, заменив их молодыми, построить спортплощадку на прилегающей территории, посадить вечнозелёные кустарники и розы.
В молодом коллективе уже есть свои передовики производства: закройщицы — Раиса Афанасьевна Баранова, Ирина Зинакова, Валентина Григорьевна Лохова, заготовщицы — Нина Ивановна Белоусова, Надежда Даниловна Хомутова, Любовь Захлебная, пошивщики — секретарь комсомольской организации фабрики Владимир Жуковский, председатель цехкома Лилия Степановна Чечуга, Алла Петровна Юнакова, вырубщики — Владимир Петрович Соседов, Юлия Константиновна Астрова, депутат горсовет закройщица Валентина Тимофеевна Шестакова и другие. Они сами перевыполняют план и как наставники учат работать других.
Вместе с этим отмечается, что в цехах действуют установки кондиционированного воздуха. Созданы все условия для труда и отдыха: оборудованы бытовые, душевые, столовая, здравпункт. Туапсинская фабрика выгодно отличается от других обувных предприятий.
Музейные материалы, датированные концом 1972 года, также указывают на трудности, с которыми приходилось сталкиваться предприятию. На производительности отрицательно сказывается несвоевременная поставка основных и вспомогательных материалов. Покупатель предъявляет претензии к тусклой расцветке обуви, а фабрика целиком зависит от Краснодарского кожевенного завода, который производит кожтовары невзрачных расцветок, а белых вообще не производит. Не всегда фабрика располагает фурнитурой, которая идёт на украшение женской и девичьей обуви. Но коллектив нацелен на преодоление преград. Примером в труде могут служит передовики Т.И. Сапожникова, А.Ф. Чермышева, Н.Д. Хомутова, Н.Г. Белоусова и другие. К 50-летию образования СССР туапсинские обувщики приняли социалистические обязательства и считают своим долгом выполнить их.
За 1974 год выпуск валовой продукции в сравнении с предыдущим годом вырос на 36,4%. Производственный коллектив, ранее не раз числившийся среди отстающих, вышел на плановый уровень и ведёт счёт продукции выпущенной сверх задачи.
В 1975 году Туапсинская обувная фабрика набирает мощность и выходит на передовые позиции. В канун профессионального праздника директор Тигран Ашотович Акопян делится успехами коллектива. Туапсинские обувщики выпускают 3 вида обуви: мужскую, женскую, девичью. Всего 78 моделей, из них 15 мужских. За день с потоков сходит 4414 пар обуви. Год назад было 3420. Но это ещё не проектная отметка.
В экспериментальном цехе вместе с другими работают Владимир Александрович Глинкин и Альберт Вартанович Назаров. Умело ведёт раскрой Таисия Шелестова, она пример в труде и наставник молодёжи. Помимо работы она ещё и профгруппорг смены и член народного контроля. Но это не мешает ей выполнять норму на 120-125 % при хорошем качестве и экономии материала.
На потоке мужской обуви отлично трудится член заводского комитета ВЛКСМ, ударница коммунистического труда строчильщица Серафима Тешева. Её сменная выработка 120 %. На фабрике много молодёжи, среди комсомольцев пример в труде подаёт Лусик Терекян.
В 1977 году продукция туапсинских обувщиков получает впервые высшую категорию качества. Приказ подписан заместителем председателя Госстандарта СССР П. Малышковым о присвоении изделию фабрики Знака качества. Это мужские ботинки, утеплённые искусственным мехом, на толстой пористой подошве, с декоративным рантом. Их автором стал старший модельер Владимир Борисович Новиков, который использовал новый фасон колодки, декоративный рант, выпуклую строчку. Подготовлена модель к осенне-зимнему сезону 1977-78 годов.
На середину 80-х приходится пик расцвета фабрики. Туапсинские обувщики бьют рекорды. В ноябре 1985 года на рабочем календаре бригадира цеха № 2 Б.С. Терзян — январь 1986 года. За девять лет работы на фабрике Байцар Самсоновна прошла путь от ученика до мастера своего дела. Освоила пять смежных профессий, выполняет норму на 120-130 %.
К концу 1985 года по большинству показателей фабрика идёт с опережением. Рабочие должны были с начала года выпустить продукции на 10360 тысяч рублей, а выпустили на 10507 тысяч рублей. По выпуску товарной продукции обувщики закончат год к 20 декабря.
Но вскоре в жизни коллектива фабрики наметились значительные перемены, и, отнюдь, не к лучшему. В марте 1985 года в СССР к власти пришёл М. Горбачёв, провозгласивший курс на перестройку. А в июне 1987 года директору фабрики Виктору Афанасьевичу Бреусу приходилось констатировать, что «… как и все в этом году мы перешли на новые условия: на самоокупаемость и самофинансирование. Если для покупателя главное — конечный продукт — обувь, то для предприятия — получение максимальной прибыли. Коллектив сам должен зарабатывать средства и на техническое оснащение, и на развитие соцкультбыта, и на заработную плату».
И в этом сразу проявились трудности. Самые большие из них — договорные поставки. Подводит Армавирский комбинат искусственной подошвы. В начале года обувщики фиксировали неритмичное поступление деталей, несколько месяцев работали с колёс. Одна проблема порождает другую — проблему качества. Из-за дефицита материала приходится принимать некачественное сырьё.
Решая задачу повышения эффективности труда, прибегли было к использованию резерва — организовали вторую смену. При этом считалось, что для этого достаточно построить общежитие и набрать людей, но всё оказалось намного сложнее. Многие из квалифицированных работников ушли из-за второй смены. Причина в том, что у фабрики нет своего детского сада. А новый детсад на 140 мест введут в строй только в будущем году. Были планы построить жилой дом на 108 квартир. Под него даже была площадка. Но сейчас она уже занята, а новая ещё не выделена.
В поиске выхода из создавшегося положения обувщики организовали в Гойтхе производственный участок. Новшество удалось: 17 женщин шьют заготовки верха обуви. Для нужд фабрики передали здание старой школы. После ремонта здесь смогут работать сорок человек. С кадрами вопрос решается, люди охотно идут в цех.
Первый квартал 1987 года был трудным, но он показал, что самоокупаемость даёт плоды. На фабрике получено прибыли больше расчётной: ожидали 163, а получили 238 тысяч рублей. Полученные средства планировалось направить на заработную плату, социальные нужды, на погашение расходов по содержанию общежития…
А что было дальше, мы уже знаем… Несколько лет шло угасание, а к концу 90-х обувная фабрика представляла заброшенное здание, по которому гулял только ветер.
Но в Туапсе и сейчас живут люди, работавшие на этом предприятии, получившие в его стенах первую профессию, достойную зарплату, заслужившие уважение коллектива, встретившие свою судьбу, нашедшие друзей… Многие из них поддерживают связь друг с другом, встречаются на праздники, помогают в жизненных ситуациях. Они с ностальгией вспоминают ушедшие времена, гордятся своей причастностью к славной истории Туапсе и, несмотря ни на что, где-то в потаённых уголках души надеются, что, может быть, пусть не в их жизни, но в жизни их внуков или правнуков всё лучшее, что было в истории фабрики, повторится.
Лидия НИКОЛАЕВА
Редакция благодарит Туапсинский историко-краеведческий музей им. Н.Г. Полетаева и его старшего научного сотрудника М.Ю. Куадже за помощь в подготовке данной публикации.