Великое право забывать о себе

120

Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо от грома оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжёлых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни,
повторяю!
Вечная Слава Героям!
(«Реквием». Роберт Рождественский)

Земля неохотно открывает людям скрытые в её глубинах тайны. Но пытливый ум поисковиков, их упорство и труд по крупицам возвращают из небытия имена защитников Туапсе.
В нынешнем сентябре исполняется 77 лет начала Туапсинской оборонительной операции в годы Великой Отечественной войны. Этому событию посвящены митинги на мемориалах воинам-защитникам, историко-патриотические конференции, походы молодёжи и автопробеги по местам боевой славы.
Одно из таких мест — мемориал павшим землякам и братская могила в селе Цыпка, где в мае минувшего года состоялось перезахоронение останков 41 красноармейца, поднятых поисковиками Краснодарской краевой общественной организации «Память защитников Отечества» (председатель В.В. Стародуб), Туапсинского поискового отряда краевой общественной организации «Ассоциация поисковых отрядов «Кубаньпоиск» (командир Туапсинского отряда С.С. Челпанов), поискового отряда «Ястреб» (город Сочи, командир Денис Карабанов).
«Ты не забыт, солдат» гласит надпись на мемориале. Как доказательство тому – рядом с братской могилой установлена табличка с фамилиями бойцов, чьи имена удалось установить: «Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Поисковыми отрядами обнаружены останки 41 воина, погибшего на туапсинском направлении, из них установлены данные: ст. сержант Багиров Д.А. 1916 г.р.; мл. сержант Аврутис Л.И. 1898 г.р.»

Путь к истине долгий и не всегда приводит к успеху. Ведь зачастую прямых указаний на имена найденных воинов нет. Однако в этот раз поиск принёс результат. Как шла работа по установлению имени младшего сержанта Аврутиса, рассказал Сергей Сергеевич Челпанов.
В сентябре 2017 года он вместе с Родионом Васильевичем Лукьянченко, одним из лучших поисковиков Туапсинского района, который дважды отмечен медалями и многочисленными грамотами за свою поисковую деятельность, вели поиск на склонах горы Каменистой, где осенью 1942 года проходила передовая линия обороны советских войск. Здесь, вгрызаясь в землю, держала оборону 9-я гвардейская стрелковая бригада, бывшая парашютно-десантная дивизия РККА. Бои шли жесточайшие, вся земля была изрыта воронками от бомб и снарядов. Но годы, прошедшие с той поры, и буйная южная природа постарались загладить раны.
Тем не менее от опытного взгляда Сергея Сергеевича Челпанова не укрылась еле заметная ямка.
– Стой, Василич, – предложил он другу, – давай остановимся и здесь шурфанём.
Лукьянченко согласился, товарищи сразу же приступили к работе.
Подтверждение тому, что место выбрано правильно, нашлось быстро. На небольшой сравнительно глубине стали попадаться отстрелянные гильзы, а следом и куски истлевшего обмундирования.
Темп работы пришлось снизить. Аккуратно снимая слой за слоем, поисковики открывали завесу времени, за которой десятки лет ждал своего часа безвестный солдат.

В Красной Армии приказом Реввоенсовета в 1925 году был введён и предназначался для хранения всех необходимых сведений о бойце для идентификации его личности в случае ранения или смерти опознавательный медальон военнослужащего, чаще называвшийся смертным медальоном или просто «смертником».
Однако для поисковых групп, ведущих раскопки на местах сражений Великой Отечественной войны, смертные медальоны – находка нечастая.
В ноябре 1942 года приказом НКО СССР № 376 «О снятии медальонов со снабжения Красной Армии» медальоны были упразднены. Но всё-таки, пусть слабая, вероятность найти вместе с останками информацию об их принадлежности существовала.
Но не в тот раз. Медальон хоть и нашёлся, однако был разбит и уже никак не мог помочь раскрыть тайну гибели бойца.
Зато вместе с человеческими останками со дна воронки поисковики подняли пряжки от портупеи, значок парашютиста, ржавые части крупнокалиберного пулемёта ДШК, множество отстрелянных гильз и железных булавок, которые в своё время были частью специального перевязочного снаряжения санинструктора. С годами марлевые бинты и прочие атрибуты истлели, а вот булавки остались.
Из своего богатого поискового опыта Сергей Сергеевич знал, что все вместе эти предметы могли помочь идентифицировать останки бойца. Кроме того, было ещё нечто очень важное, с помощью чего можно было определить примерный возраст человека.
Зубы указывали на то, что боец был уже человеком не молодым, лет 40-50. В дальнейшем это значительно сузило круг поиска.
– На этом романтика поисковой работы закончилась, – вспоминает С.С. Челпанов. – Началась рутина, основа которой — изучение карт, донесений и списков безвозвратных потерь Красной Армии.

Вот что о периоде Туапсинской оборонительной операции значится в официальных документах: «…15 ноября 1942 г. в районе севернее х. Пелика части 97-й егерской дивизии противника после сильной артподготовки атаковали 9-ю гвардейскую стрелковую бригаду. Сбив с позиций её 4-й батальон, оборонявшийся южнее Гойтх, части противника начали выдвигаться в тыл бригады, чем вынудили её к отходу в северо-западном направлении… В образовавшийся пятикилометровый разрыв к горам Семашхо, Два брата, Каменистая устремилась вражеская пехота… Дальнейшее наступление врага было остановлено 353-й и 383-й стрелковыми дивизиями и введённой здесь в бой 165-й стрелковой бригадой…»
Среди множества имён погибших 9-й гвардейской стрелковой бригады РККА по совокупности признаков подходило только одно — младшего сержанта Льва Исаковича Аврутиса.
Дальнейший поиск привёл к его родственникам, ныне проживающим в Германии. Их рассказ дополнил картину событий 77-летней давности.

Младший сержант Арутис Лев Исакович был родом из Днепропетровска. В этом городе в войну у него оставалась семья. В годы оккупации фашисты расстреляли её. Зная о гибели родных, о зверствах гитлеровцев в отношении еврейского населения младший сержант Аврутис добровольно вызвался прикрывать отход боевых товарищей.
Стало понятно желание бывалого солдата мстить врагу, его ярость перед лицом неминуемой смерти.
16 ноября 1943 года на склоне горы Каменистой шёл неравный бой. Судя по множеству отстрелянных гильз крупнокалиберного пулемёта ДШК, Лев Аврутис сумел какое-то время сдерживать атаку врага и тем обеспечил отход своих товарищей. Но затем с горы Круглой, где у немцев стояла миномётная батарея, в окоп, откуда бесстрашный солдат вёл огонь, прилетела вражеская мина…
Земля неохотно открывает людям скрытые тайны. Но пытливый ум поисковиков, их упорство и труд по крупицам возвращают из небытия имена защитников Туапсе.
Вечная Слава Героям!

Лидия НИКОЛАЕВА