Эх, дороги, железные…

125

Сегодня традиционно свой профессиональный праздник отмечают работники железнодорожного транспорта. Словно кровеносные сосуды, стальные пути пронизывают бескрайние просторы России, и уже невозможно представить жизнь без движения поездов, круглый год, 24 часа в сутки.
Тысячи километров железных дорог, сотни мостов и временных переправ пришлось в жизни строить фронтовику, ветерану-железнодорожнику Егору Алексеевичу Захаркину.

Сельский парнишка, он только-только закончил школу и получил аттестат о среднем образовании, как грянула Великая Отечественная война.
Школа была в райцентре Ершичи Смоленской области, за 20 километров от его родной деревни Кружиловки. После выпускного Егор домой не спешил, согласился помочь по строительству соседу по квартире, которую снимал.
Вернулся домой, а там мужиков на фронт отправляют. 7 июля пришла повестка отцу Егора. Алексей Кузьмич Захаркин ушёл на войну и вскоре пропал без вести. А 11 июля 1941 года началась военная эпопея и для Егора.
Призывников собрали на большом поле под Ершичами и далее пешим порядком повели в Тульскую область, где дислоцировался запасной полк, откуда новобранцы распределялись по военным училищам. Так Егор попал в Ленинградское краснознамённое училище военных сообщений имени М.В. Фрунзе, эвакуированное в Горьковскую область.

В июле 1942 года новоиспечённого лейтенанта Захаркина назначили командиром путевого взвода и направили на Западный фронт в Козельск на восстановление железнодорожного узла. Именно с этим периодом жизни у Егора Алексеевича связаны очень тяжёлые воспоминания о войне.
Железнодорожная станция Козельск часто подвергалась жестоким бомбардировкам вражеской авиации. И вот, когда сюда прибыло особенно большое количество составов с боеприпасами и красноармейцами для пополнения воинских частей, фашисты устроили здесь кровавое побоище. Бомбы сыпались с неба градом, вслед на бреющем полёте проносились вражеские самолёты, поливая всё вокруг пулемётным огнём.
В тот день, не успев укрыться в землянке, погибли сразу три солдата взвода, которым командовал лейтенант Захаркин. Для Егора это было большое моральное потрясение и первое боевое крещение.
Несмотря ни на что, работа по восстановлению железнодорожных путей велась без перерыва. За проявленные мужество и самоотверженность лейтенант Захаркин был удостоен благодарности командования.

Затем последовала работа на не менее ответственных участках. В составе 47 путевого восстановительного батальона рота Егора Захаркина восстанавливала пути, обеспечивая наступление войск Западного, 2 Прибалтийского и 3 Белорусского фронтов.
Годы войны для Егора Алексеевича, как вехами, отмечены названиями железнодорожных станций, где ему пришлось пройти: Каунас, Можейкяй, Ауце, Инсенбург, Кёнигсберг.
Последний пункт был особо укреплён. Здесь фашисты основательно окопались, и прежде, чем идти на прорыв, советское командование аккумулировало на подходах к крепости значительные силы. А железнодорожники обеспечили их подвоз.

Фронтовые заслуги лейтенанта Захаркина оценены высоко. Он кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны, дважды награждён медалью «За боевые заслуги», медалью «За взятие Кёнигсберга», благодарностями командования и руководства города Каунас.
Сразу после взятия Кёнигсберга поступил приказ об отправке 47 путевого восстановительного батальона на Дальний Восток. Известие о капитуляции фашистской Германии старший лейтенант Захаркин встретил по пути в Хабаровск.
По прибытии на Дальний Восток железнодорожники возводили мосты, строили железнодорожные пути, обеспечивая наступление советских войск в войне с милитаристской Японией.
Нынешним летом масштабное наводнение накрыло значительные территории Иркутской области. Так вот Егор Алексеевич Захаркин испытал на себе, что такое стихийное бедствие в условиях Дальнего Востока. В один момент разлившаяся река Зея подняла и разрушила пять километров железнодорожных путей. На станциях скопилось огромное количество составов с боевой техникой и личным составом воинских частей. На восстановление отводились сжатые сроки. Ценой невероятного напряжения сил задачу командования военные железнодорожники выполнили всего за три дня.

Война с Японией закончилась нашей победой, положившей конец Второй мировой войне. Но это вовсе не означало, что на железной дороге убавится работы. Как ранее в боевой обстановке, так теперь на мирном фронте в условиях, требовавших от них выдержки и самоотдачи, военные строители прокладывали новые железнодорожные ветки и возводили переправы через своенравные дальневосточные реки.
С Приморья по приказу командования батальон, в котором служил Захаркин, бросили в Акмолинск на территории Казахстана, а спустя время в Туапсе.
Наш город Егор Алексеевич впервые увидел в мае 1946 года. Вспоминает, что прибыли они в зимней форме, а в Туапсе в это время стояла невероятная жара. Увидев море, солдаты бросились купаться. Но отдых быстро закончился и началась бесконечная работа: восстановление железнодорожных путей, возведение опорных стен, защитных сооружений вдоль береговой линии. В один из дней налетел шторм с небывалой силой. Такой природной мощи Захаркин ещё не встречал. Волны в одночасье смыли и утащили каменные отбойники и в дугу скрутили огромный транспортёр, подававший стройматериалы на площадку.

Туапсинский период жизни стал судьбоносным для Егора Алексеевича. Здесь он познакомился со своей будущей супругой — Любовью Александровной.
Поженились молодые в 1949 году. Это событие в жизни Захаркина обозначено курьёзом.
Решив расписаться, жених и невеста выбрали дату и позвали гостей. Но оказалось, что в назначенный день в сельсовете некому их расписать. Застолье решено было не отменять, а саму роспись перенесли на следующий день.
Но к концу свадьбы поступил приказ военным железнодорожникам срочно отбыть на Дальний Восток, где назревала война в Корее. Жених — кадровый офицер, как приказано, так и выполнил.
– Ах, обманул, ах, обманул, – причитала бабушка невесты.
Но Егор Алексеевич был честен перед невестой. Как только выдалась возможность, приехал и забрал любимую с собой. В браке у Захаркиных родились трое сыновей. Несмотря на трудности и бытовую неустроенность, семья всегда следовала за главой семейства.
Впоследствии старший и младший сыновья выбрали профессию, связанную с железной дорогой. Старший — Александр — стал машинистом и 33 года водил поезда. Младший — Николай — закончил Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознамённое училище железнодорожных войск имени М.В. Фрунзе и 20 лет служил в войсках.
Более того, работу на железной дороге выбрали внуки Егора Алексеевича — Николай и Елена. А теперь и правнук Максим поступил в техникум на базе Туапсинского филиала РГУПС.

А сам герой нашего рассказа служил в железнодорожных войсках до конца 1970 года, после чего ушёл в запас и с семьёй приехал в Туапсе. Но и здесь он не сидел без дела. Пошёл на работу в Туапсинскую дистанцию пути. Отвечал за водоборьбу на участке от Туапсе до станции Белореченская. Затем его назначили инструктором-методистом производственной гимнастики и оздоровительной работы. До 1986 года Е.А. Захаркин отвечал за спортивную работу в коллективе дистанции пути.
Ныне Егор Алексеевич давно на заслуженном отдыхе. В апреле ему исполнилось 96 лет. Но и в столь солидном возрасте ветеран сохраняет бодрость и оптимизм.
В канун профессионального праздника, поздравляем ветерана-железнодорожника и желаем, чтобы ещё долгие годы его здоровье оставалось крепким и надёжным, как железные дороги, которые он всю жизнь строил.

Лидия НИКОЛАЕВА