В ТУАПСИНСКОЙ ПОЛИЦИИ ПРОШЁЛ БРИФИНГ НА ТЕМУ ВИРТУАЛЬНОГО МОШЕННИЧЕСТВА

70

Количество случаев с телефонными и интернет-мошенниками увеличилось. Только за первый квартал этого года рост таких преступлений – 15%. Эти данные на брифинге для журналистов озвучили начальник следственного отдела ОМВД России по Туапсинскому району К.М. Папов и начальник уголовного розыска Н.Н. Лазарь.

По словам правоохранителей, основной контингент потерпевших – от 45 лет и выше (то есть те, у кого есть повзрослевшие дети), а также пенсионеры. Полицейские выделяют четыре основных вида мошенничества. Это телефонные сообщения о том, что близкий родственник попал в ДТП или другую беду, и о блокировке банковской карты. Злоумышленники часто используют интернет-сайты купли-продажи «Авито», «Юла» и им подобные, где требуют предоплату за приобретаемый товар, которого в действительности нет. Также площадками, на которых есть где развернуться преступникам, являются социальные сети «Одноклассники» «ВКонтакте» – там через взлом страницы знакомого человека аферисты просят помочь финансами, а также обманывают горе-покупателей в группах реализации различных товаров (детской одежды, косметики и т.д.) по дешёвке. Как видно, суть мошеннических схем годами остаётся той же, меняются лишь нюансы и совершенствуется техническое исполнение. У преступников зачастую имеется информация о потенциальной жертве, хотя также много случаев, когда звонят, подбирая номер случайным набором цифр. Сотрудники правоохранительных органов просят при получении подозрительных сообщений или звонков не совершать поспешных действий, в первую очередь связаться с близкими, якобы попавшими в беду (если родственник не отвечает, позвонить в дежурную часть), или с банком (телефон горячей линии всегда указан на обратной стороне карты). Мошенники, позвонив под видом банковских работников, будут звучать вполне убедительно: чётко поставленным голосом, называя вас по имени-отчеству, употребляя профессиональные термины, могут рассказать, что с вашей карты кто-то пытался снять деньги, но они – такие молодцы – держат руку на пульсе, этого не допустили, и теперь, чтобы разблокировать «пластик», необходимо назвать данные. Этого делать ни в коем случае нельзя, особенно сообщать трёхзначный код с обратной стороны карты. Сообщения могут поступать и с якобы номера 900, но если присмотреться, там вместо одного ноля будет заглавная буква О. Всё это чревато потерей денег, если не проявлять бдительность. Что касается потребительских сайтов, то лучше использовать проверенные лицензированные интернет-магазины, которые снимают с вас деньги за товар только после его получения. Телефонных мошенников выявить непросто – звонки поступают в основном из других регионов страны, нередко из очень дальних, таких как Приморский и Красноярский края, Иркутская область, а также с номеров, зарегистрированных на граждан Украины и среднеазиатских стран. Хотя в прошлом году поймали и земляка – уголовное дело о мошенничестве по четырём эпизодам готовится к передаче в суд. Также смогли отследить москвичку, которая на «Авито» по низкой цене «реализовывала» детские коляски – на что и клюнули две туапсинки. В итоге товар они не получили, возврата денег тоже не предусматривалось. Мошенницу осудили, в частности, предписав ей возместить материальный ущерб потерпевшим. Но сколько случаев остаётся нераскрытыми. Ведь ловить таких дельцов в интернет-пространстве очень сложно. И даже ужесточение наказания – например, хищение средств с банковских карт приравняли к особо тяжким преступлениям – не останавливает злоумышленников. Поэтому полицейские вновь и вновь призывают население быть бдительным и не попадаться на удочку телефонных и киберворов.