Туапсе — родина многих знаменитостей. В какой-то мере город даже можно назвать уникальным, если сравнить его небольшие размеры и количество туапсинцев, прославившихся не только у нас в стране, но и в мире – Михаил Алдашин, Андрей Болтнев, Александр Сальников, Владимир Крамник, Алексей Архиповский… И хотя мы любим наш город не только за это, согласитесь, всякий раз, слыша, что кто-то из земляков добился в жизни заметных успехов, такая гордость наполняет душу – вот ведь, смогли, прославились сами и прославили землю, давшую им на это силы. И вдвойне радостно, что вслед за уже состоявшимися героями своего времени большой мир покоряют наши молодые: Михаил Игольников, Александр Метёлкин, Абрек Нагучев… В этом ряду достойное место занимает выпускник городской школы № 5 Анатолий Шкареда. В прошлом отличник учёбы, ведущий городских и районных праздников, активист школьного самоуправления, а ныне дипломатический работник – атташе посольства России в Албании.
Приятно было узнать, что после школы, которую он окончил в 2012 году, юноша не растерял целеустремлённость и обаяние, всегда выдававшие в нём лидера и личность, добился того, о чём мечтал: поступил и успешно окончил МГИМО.
Анатолий охотно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента о стране, в которой работает, о себе, о выборе профессии и о планах на будущее.
– Как получилось, что ваш выбор профессии выпал на дипломатическую службу?
– Ещё учась в начальной школе, я мечтал стать артистом. Мне казалось забавным перевоплощаться в разных персонажей. Позже я понял, что на самом деле это очень трудная профессия. А когда, будучи школьником, поработал в нашем туапсинском ТЮЗе, то узнал, что она и малооплачиваемая. В детстве отец мне как-то сказал, что есть другая профессия — близкая к актёрству, требующая таланта и знаний, серьёзной подготовки, ответственная, благородная — работа дипломата. Меня это заинтересовало. Я прочитал много литературы по теме и понял, что в самом деле хотел бы посвятить свою жизнь дипломатической службе. Правда, уверенности в том, что моя мечта осуществится, не было, даже когда я подавал документы в МГИМО.
– Что помогло поступить? Есть секреты?
– Секрета нет. Меня приняли с первого раза на бюджет по результатам ЕГЭ и вступительного экзамена. Когда я понял, чего хочу добиться в жизни, стал упорно работать над собой, готовиться к поступлению. На том этапе всё имело значение: активность в школьном самоуправлении, участие в школьных олимпиадах и, само собой, серьёзное отношение к изучению английского языка.
– Брали дополнительные уроки?
– Было несколько занятий непосредственно перед сдачей ЕГЭ. А в школе у меня не было репетитора. В основном старался учиться сам. Спасибо школьным учителям, которые часто после уроков помогали мне разобрать те или иные задания.
– Сейчас вы атташе посольства России в Албании. Это ваш выбор, или назначение не зависело от вашей воли?
– В жизни всегда важен выбор: выбор вуза, выбор специальности, выбор программы обучения… А чтобы твой выбор осуществился, конечно же, нужна работа над собой. Так в любом деле – хоть в спорте, хоть в языках. По окончании бакалавриата я ещё два года учился по программе двойного диплома российско-итальянской магистратуры, год провёл в университете Флоренции. Для поступления на это направление нужно было участвовать в конкурсе, который я прошёл.
– И сегодня вы атташе…
– Это младшая дипломатическая должность, плюс это первый дипломатический ранг. В посольстве Албании работаю два года. Посольство небольшое, и в таких случаях дипломаты курируют не одно, а несколько направлений работы. В мои обязанности входит в том числе взаимодействие со СМИ.
– Россияне мало знают об Албании.
– Да, это следствие того, что в минувшем веке долгие годы эта страна, несмотря на её принадлежность к социалистической системе, была закрыта для граждан Советского Союза. Начиная с 1961 года на протяжении 30 лет отношения между нашими странами отсутствовали. Но с начала 90-х Албания начала открываться, были восстановлены и дипотношения с Россией.
В процессе болезненного перехода к рыночной экономике многие албанцы уехали из страны в поисках лучшей жизни. Но со временем, заработав денег, часть людей начала возвращаться, вкладывать средства в местную экономику, в частности, в сферу туризма. С каждым годом поток гостей увеличивается.
– Россиян среди них много?
– Могло быть и больше. В Албании есть на что посмотреть. Это маленькая, но очень живописная балканская страна, берега которой омывают два моря: Ионическое и Адриатическое. Есть свои настоящие Альпы на севере страны, крупные озёра и старые города. Привлекают туристов также археологические памятники и самобытная культура народа.
– А люди?
– Приветливые, очень гостеприимные, в большинстве своём хорошо относящиеся к России. Я встречал многих, кто ещё до периода самоизоляции Албании учился в Советском Союзе, кто помнит, какую большую помощь после Великой Отечественной войны в становлении экономики страны оказало советское государство. Они за укрепление наших двухсторонних отношений.
– А вам часто выпадает оказия побывать на малой родине?
– Последний раз дома был в начале нынешнего года. У меня в Туапсе мама, сестра, племянники. Надеюсь до конца 2020-го ещё раз приехать к ним. Но это не от меня зависит. Факторов много: влияют рабочие моменты и обстановка в мире, в частности, нарушенное авиасообщение между странами в связи с пандемией коронавируса…
– По родному городу скучаете?
– Да. Но в Тиране (столице Албании) очень многое напоминает Туапсе: мягкий климат, близость гор и моря. Это даёт ощущение близости к Родине.
– Бывает ли свободное время, и чему оно посвящено?
– Свободного время стало больше, когда вся социальная жизнь страны замерла на период карантинных мер из-за угрозы распространения коронавируса. На отдыхе люблю бывать на природе, чаще всего хожу в горы. А ещё стараюсь принимать лекарство от деградации: стараюсь много читать, смотрю фильмы на иностранном языке, в особенности итальянский кинематограф.
– А на личную жизнь время остаётся?
– Пока не женат. Всему своё время, мне всего 26. Тем более что в таком серьёзном вопросе, как семья, спешить не стоит…
Лидия НИКОЛАЕВА