Идеальная осанка, стремящаяся ввысь, руки на станке, ноги — в одной из позиций классического танца… Батманы и арабески, разминки и растяжки, строгий, но обязательно по делу, голос преподавателя, первые победы (и главные — над самим собой)…
Таким сегодня, сквозь пелену минувших лет, мне помнится соприкосновение с высоким искусством. За руку меня, ещё, кажется, дошкольницу, в Центр детского творчества, что на Шаумяна (Ныне туапсинский ЦРТДиЮ. — Прим. ред.), привела мама. Впереди ждали занятия в хореографической студии, носящей имя русского прославленного балетмейстера Ю.Н. Григоровича.
Увы, звездой балета я так и не стала, отдав предпочтение другим увлечениям. Но, будучи старше и уже в роли зрителя, с превеликим удовольствием и не раз посещала спектакли в краснодарской «Премьере». Это яркие постановки, среди которых «Золотой век», «Спартак», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», восхитительные костюмы, классическая хореография, знакомые с ранних лет мелодии в исполнении оркестра. Вместе с этими впечатлениями живёт до сих пор во мне и заложенная ещё в детстве любовь к танцу.
Отмотать ленту времени далеко назад меня натолкнул один из недавних разговоров с гостьей нашей редакции Анастасией Быковой. В свои 22 она, статная девушка со струящимися длинными волосами, выразительным взглядом и сдержанной улыбкой, — артистка театра балета Юрия Григоровича, который входит в состав творческого объединения «Премьера» имени Л.Г. Гатова.
— Сколько себя помню, всегда танцевала, не могла усидеть на месте. Стихи у школьной доски читала — и то приплясывала. Вся энергия шла через движение. Даже не знаю, в кого из нашей семьи такая удалась, — признаётся в беседе балерина.
Мир искусства увлёк за собой Настю, когда ей было всего-то три года. Азы постигала в хореографическом кружке в Тюменском, которым руководила Наталья Анатольевна Савченко. Тогда все близкие и не загадывали, что именно танец проложит ей дорогу в будущее. Первые шесть лет обучения ознаменовались выступлениями на городских и районных площадках, конкурсами различного уровня. Здесь она впервые познала радость от звука бурных оваций и то, что результат достигается упорным творческим трудом. А ведь дальше предстояло работать ещё с большей отдачей, кропотливо, до пота, до мозолей, скрытых под пуантами, — после начальной школы маленькая танцовщица отправилась в краевую столицу и поступила в профучилище, пройдя конкурсный отбор и продемонстрировав максимум своих возможностей.
— Я очень переживала, с нетерпением ждала, когда вывесят списки зачисленных, — вспоминает Анастасия. — Меня подбадривали и, конечно, во всём поддерживали мои родные, мама переехала вместе со мной в Краснодар. Для девятилетней школьницы такое испытание — отнюдь не из лёгких. Учёба сразу захватила с головой и тоже давалась непросто: многие дети по ходу отсеивались, а до выпуска дошли единицы. Времени свободного у нас не было совсем: изучали как общеобразовательные предметы, так и профильные дисциплины, потом неслись в танцевальные классы. Поначалу было неимоверно тяжело: даже не столько из-за физической нагрузки, сколько морально. Только представьте: на плечи совсем ещё ребёнка, неокрепшего психически, вмиг ложится ответственность не по годам. Оттого, видимо, я рано и повзрослела.
Краснодарское хореографическое училище, которое окончила по прошествии восьми лет наша героиня, — альма-матер балерин театра балета имени Ю.Н. Григоровича. Традиционно его обучающиеся выступают на одной сцене с лучшими артистами, проходят, так называемую, боевую закалку.
— Моим первым спектаклем стала «Спящая красавица», — делится собеседница, — в нём задействовали нас, тогдашних шестиклассников. Эта постановка и спустя годы — в числе самых любимых.
(Среди близких сердцу и «Жизель», где балерина предстаёт в роли Мирты, повелительницы виллис — погибших молодых незамужних девушек, преданных своими возлюбленными.)
Сегодня на подмостках «Премьеры» под музыку П.И. Чайковского Анастасия блистает в образе феи Сирени и признаётся, что именно в этом сказочном персонаже видит саму себя. В обыденной жизни она, точно фея крёстная, заботливо возится с непоседами-племянницами, которые, несмотря на юный возраст, очень любят бывать на балете. А уж когда тётя приглашает за кулисы, где так интересно… попробуй их удержи!
За плечами А. Быковой уже пять сезонов в краснодарском театре. Последний выдался самой настоящей проверкой на прочность. В вынужденной изоляции артистам балета пришлось осваивать новые форматы творчества, тренироваться онлайн. Не растерялась и Настя: купила линолеум, постелила дома на пол поверх коврового покрытия — так и занималась. А приехав в отпуск на малую родину, в Туапсинский район, чтобы не терять форму, теперь каждое утро бегает к морю, там вдохновляется видами природы, не забывает следить за питанием (сладкое в ход нет-нет да идёт, но в меру).
— Впервые у нас такой большой перерыв между работой, — говорит она. — Навёрстывать упущенное очень трудно. Однако надёжное плечо всегда подставят опытные коллеги — дадут дельный совет. Никогда в помощи не отказывает солистка балета, Заслуженная артистка Кубани Екатерина Иосифовна Ярощук, которая была моим преподавателем в училище. Вообще, мне очень повезло с коллективом, он у нас дружный, хоть и многочисленный, вдобавок разновозрастный. Осколки стекла в пуантах, как распространённый стереотип о балете и его жёсткой «изнанке», — точно не про нас. К примеру, когда работала над партией уличной танцовщицы из «Дон Кихота», — она, признаюсь честно, выдалась самой тяжёлой эмоционально: нужно было побороть свою застенчивость, чтобы полноценно войти в роль темпераментной женщины, исполнить её с азартом и «огоньком», — меня всецело поддерживал и настраивал на нужный лад партнёр.
Что же касается сложности, но уже в техническом плане, исходя из личного опыта, скажу: все женские партии по-своему примечательные — вращениями или прыжками… выделить какую-то одну нельзя. Везде требуются гибкость и сила, плавность движений. Не стоит упускать из виду и важность многократного повторения движений, «прогонов» партий на репетициях — от этого напрямую зависит качество и чистота исполнения. В нашем театре более двух десятков спектаклей, некоторые идут по несколько раз в неделю, особенно любимые взрослыми зрителями «Лебединое озеро», «Спартак», самыми маленькими — «Щелкунчик». В них выполнение всех элементов доведено уже до автоматизма, потому на повторение партий уходит не так много времени, где-то с неделю. Однако практически всегда перед выходом на сцену, как в первый раз, волнуюсь. А когда занавес опускается и раздаются аплодисменты, весь этот мандраж сменяется чувством приятной усталости и благодарности зрителю. Для меня балет — это чрезвычайно тяжёлый, ежедневный труд, когда выжимаешь из себя все силы по максимуму, но также — безмерное удовольствие и огромное счастье. Одним словом, вся моя жизнь.
Не буду отрицать, что профессия эта рискованная: если получишь травму, несовместимую с танцами, выпадешь из рабочего процесса и потеряешь партию. Да и балетная карьера, как правило, заканчивается рано: официально на пенсию артисты уходят в 35-40 лет. Конечно, большинство не бросают дело — идут преподавать, другие — не покидают сцену и после (Как, к примеру, известная на весь мир Майя Михайловна Плисецкая. — Прим. ред.).
Зритель всегда видит, когда артист балета полностью отдаёт себя на сцене: непревзойдённое сочетание артистизма, эмоционального наполнения роли и техники не спутаешь ни с чем. Но чтобы так — виртуозно — овладеть «искусством тела», одного желания и любви к балету мало. Требуются недюжинное трудолюбие, вдумчивость и упорство, во многом даже скрупулёзность.
— Сколько я танцую, ровно столько и учусь, — подмечает А. Быкова. — Балет формирует внутреннюю дисциплину, развивает невероятную физическую выносливость и закаляет характер, воспитывает целеустремлённость и ответственность. Ответственность не только за себя, но и за весь коллектив — это один большой живой организм, с которым ты всегда ощущаешь свою сопричастность.
— Для меня примерами в профессии, на которые хочется равняться, являются ведущая солистка Большого театра Мария Виноградова и прима-балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина, — продолжает Анастасия Быкова. — Обе — личности сильные, цельные и многогранные. Но, в первую очередь, на моё творческое становление повлияли талантливейшие и прекрасные педагоги, балетмейстеры и репетиторы, как отечественные, так и из-за рубежа. (Анастасия проходила обучение в студиях Дрездена, Бостона, где познакомилась с «западной школой». — Прим. ред.). Именно под их влиянием сложилось моё отношение к балету и происходит рост мастерства по настоящее время. На сцене, перевоплощаясь из одной характерной героини в другую и рассказывая языком тела и эмоций их необычные истории, нужно уметь быть разной, но при этом важно всегда оставаться искренней.
И с этим правилом наша землячка Анастасия Быкова идёт по жизни. Танцуя.
Беседовала Анна ДЕМИЧЕВА