В Туапсе состоялось открытие памятного знака общественным деятелям Н.П. Петрову и А.Н. Кривенко

194

Стремительно и бесповоротно Россию начала XX века стали преображать железные дороги, ставшие настоящим символом прогресса. Транспортные артерии соединили города и также крепко-накрепко связали многие человеческие жизни в единое целое.
Так распорядилась судьба и двух общественных деятелей — Николая Павловича Петрова (1836-1920) и Александра Николаевича Кривенко (1851-1914), вписавших имена в вековую историю Туапсинского района своим славным трудовым путём и нашедших своё последнее пристанище в нашем маленьком городе. Благодаря их стараниям, трудовым подвигам и неугасаемой жизненной энергии была построена Армавир-Туапсинская железная дорога. Это послужило толчком к развитию не только района, но также Кубани и всей России.

На территории Свято-Алексиевского прихода в Туапсе, где, по сведениям, эти исторические личности были упокоены, было принято решение установить как дань памяти и уважения почётный знак. Событие прошло под эгидой регионального отделения Российского военно-исторического общества. Дата открытия мемориала была выбрана неслучайно: ровно сто лет назад, 15 января 1920 года в возрасте 84 лет умер Н.П. Петров, генерал, русский учёный, руководивший Департаментом железных дорог, а также председательствующий в инженерном Совете министерства путей сообщения.
Наряду с его портретом на мраморном памятнике – изображение современника А.Н. Кривенко, первого старосты посада Туапсе (туапсинцам ли не знать: его именем названа одна из станций – Кривенковская), акционера АО Армавир-Туапсинской железной дороги. Немного истории: акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги было создано 30 апреля 1909 года при активной поддержке правительства. В уставе, утверждённом правительством 17 мая 1908 года, этому обществу предоставлялись права постройки и эксплуатации железнодорожной линии от станции Армавир до станции Туапсе с ветвью к городу Майкопу, а также строительства портовых сооружений в Туапсе. Главный участок «Армавир — Туапсе» был введён в эксплуатацию к 1915 году. От него были построены ответвления: «Белореченская — Майкоп» и «Курганная — Лабинская». При возведении железной дороги применялись наиболее революционные технологии строительства инженерных сооружений, ведь прокладывать полотно предстояло в условиях горной местности. По настоящее время эта дорога впечатляет пассажиров следующих в направлении курортов поездов, в том числе и уникальностью инженерных решений.

По настоящее время хранится и память о достойных людях, истинных примерах служения своей Отчизне. На церемонию открытия памятника в тожественный момент пришли представители Туапсинского благочиния, работники администраций, историки и краеведы, члены общественных организаций, учащиеся образовательных учреждений и неравнодушные туапсинцы. Особенным это событие стало для правнучки А.Н. Кривенко С.В. Барановой, впервые посетившей малую родину своих предков.