И снова – школа!

0

Завершились летние каникулы. Со второго сентября российские школьники приступили к, пожалуй, главным на сегодняшний момент своим обязанностям — получению новых знаний и умений применить их на практике.
Для большинства мальчишек и девчонок возвращение в свою «альма-матер», первые учебные дни после трёхмесячного перерыва и адаптация к новому распорядку могут вызвать стресс. Чаще всего это касается детей младшей школы, поскольку неокрепший организм по-разному и часто непредсказуемо реагирует на атмосферу учебного процесса.
В этот период важно правильно подготовить подрастающее поколение к получению новых знаний без вреда их психологическому здоровью. О том, как помочь младшекласснику адаптироваться к школе и сохранить его желание учиться, рассказывает педагог-дефектолог Мария Манько.

Мотивация — верное решение на пути к знаниям
Так уж сложилось, что моральная подготовка целиком и полностью лежит на родителях, они ведь в ответе за своих малышей. Как отмечают психологи, именно мамы и папы должны мотивировать своего ребёнка на дальнейшее получение знаний, сохраняя баланс в этом сложном процессе. Иногда родители вместо того, чтобы поддержать школьника в этой ситуации, говорят фразы: «Ничему ты не научился, всё лето красное пропел», «Учёба начинается, а ты спишь целый день», «Твоя скорость чтения недостаточно хороша» и многое другое. Разумеется, это не только не придаёт силы ребёнку двигаться дальше по дороге знаний, но и полностью отбивает желание учиться. В дополнение ко всему дети порой и не знают, какова цель их пребывания в школе. Поэтому особенно важно заранее подготовиться к новому учебному году и разложить всё «по полочкам».
Первое, что советует специалист, — рассказать о летних впечатлениях. Здесь действует определённый закон психологии «кто-что». Он гласит: в основе коммуникации после какого-либо перерыва лежит желание поделиться тем, что с тобой произошло. Так, родителям необходимо узнать или обсудить с малышом, как прошло его лето: что больше всего запомнилось, какие эмоции он испытал, встретил ли новых друзей, чему за это время научился и многое другое. Именно так старшие намекают, сколько всего интересного он сможет рассказать друзьям в школе. И, пожалуй, главное, что необходимо обозначить родителям, — не начало занятий и предстоящую домашнюю работу, а встречу с одноклассниками. Практически для всех детей такой факт — радостный момент. Как же быть с первоклассниками, которые ещё не знакомы со своим школьным окружением? В этом случае, по мнению Марии, родители должны мотивировать малыша на то, что он вступает в новый этап жизни, где его будет ждать много всего интересного и удивительного: совместные игры и времяпрепровождение с одноклассниками, поездки с новыми друзьями на экскурсии, весёлые перемены, новые знакомства, школьные праздники.

В распорядке дня кроется половина успеха
Важная составляющая в подготовке ребёнка к школе – перестройка его режима дня. Обычно во время летних каникул он сбивается, поскольку нет повода вставать поутру, чтобы успеть к первому уроку или сходить в секцию или кружок до начала второй смены. К этому можно добавить и то, что дети на каникулах чувствуют себя расслаблено, ведь домашние задания исчезают, кроме внеклассного чтения, на которое дети тратят меньше сил, чем на все остальные предметы. Режим дня у детей во время летних каникул сильно отличается от распорядка учебного процесса. Важно вернуться в обычную «школьную» колею. К слову, начиная со второй половины августа нужно постепенно перестраиваться на рабочий режим.
— Представим, что целое лето ваш ребёнок ложился спать поздно, например, после двенадцати ночи. Очевидно, если не выработать привычку засыпать хотя бы после 22.00, то к 7 часам утра малышу будет тяжеловато просыпаться, — говорит учитель-дефектолог Мария Манько. — Так он начнёт чувствовать себя сонным, разбитым и подавленным. А продолжительные недосыпы, как известно, приводят к потере внимания и неуспеваемости.
Кроме того, у школьников в перестроечный период могут возникнуть проблемы с засыпанием. Здесь следует соблюдать несколько условий. Во-первых, ребёнку необходимо ограничить эмоциональные нагрузки, к которым относят игры за компьютером или различные виды активности, после восьми вечера. Во-вторых, имеют место и так называемые «полезные привычки»: вечерняя прогулка, проветривание комнаты перед сном. Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и, конечно, успеваемость. Также детям показано увеличение продолжительности сна на время различных контрольных работ и при любых умственных нагрузках.

Обновление в глазах смотрящего
Известно, что рабочее место ребёнка прямо и косвенно влияет на то, как он себя ощущает и выражает. Потому эстетика внешнего пространства для мальчишек и девчонок – важный компонент в подготовке к новому учебному году. Специалисты рекомендуют за несколько дней до начала занятий обновить рабочее место ребёнка. Своеобразная перестановка предполагает наведение порядка в комнате: можно поменять местами расположение предметов, развесить на стенах в рабочей зоне плакаты мотивационного характера или учебный материал, поставить специальную доску для планирования, куда можно записывать предстоящие дела и напоминания, клеить стикеры или мемы, полезные фразы на английском или формулы по изучаемым техническим наукам. Так, к слову, будет легче запоминать и повторить пройденный материал. Всё это поможет настроиться на новый лад. Важно дать ребёнку свободу для творчества. Он должен понимать, что сам украсил своё пространство и обустроил всё так, как ему больше всего нравится. Родитель в данном случае может только поддержать творческие начинания своего малыша.
Не редки случаи, когда старшие, у которых много свободного времени, прибегают к масштабной перестройке домашнего учебного помещения. К примеру, красят стены, клеют новые обои, меняют мебель. Сделать учебный процесс своего малыша уютным и продуктивным не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь быть внимательным к деталям, ведь красота — в глазах смотрящего. А её в большей степени создаёт палитра цветов, окружающая школьников. Многим известно, что тёплые оттенки, такие, как красный, оранжевый, жёлтый и розовый, вызывают у людей чувства радости и оптимизма. Холодные оттенки: зелёный, синий, фиолетовый, наоборот, успокаивают. Специалисты также говорят, что беспорядок в комнате ребёнка может оказывать травмирующий эффект, ведь неконтролируемый хаос вызывает ощущение паники у некоторых людей.

Великий поход в магазины
Любая подготовка ребёнка к школе, безусловно, включает и посещение ярмарок, где родители покупают своим детям всё необходимое для хорошей учёбы. Как объясняет Мария Манько, походы в магазины вместе с ребёнком по большей части вызывают приятные ассоциации.
— Для младшеклассников покупка канцелярии, к примеру, с любимыми персонажами, считается одним из лучших способов настроиться на учёбу после каникул, — объясняет учитель-дефектолог. — Главное в этом деле предоставить ребёнку свободу выбора — важно, чтобы школьник самостоятельно выбрал нужные к учебному году вещи. Пусть это будет рюкзак, пенал или набор тетрадей, ручек. Такая свобода не только формирует положительную эмоциональную привязку, но и настраивает ребятишек на новый лад. Это один из способов самовыражения и выявления вкусов, предпочтений школьника.
Кроме того, выбор ребёнка в отрыве от родительского научит его ответственности, а когда подрастающее поколение видит, насколько тщательно взрослые относятся к подготовке, они наверняка будут аккуратно относиться к своим вещам. Кроме того, на взросление ребёнка влияют возможность самостоятельного анализа и сравнения необходимых к школе товаров.
Специалист также советует превратить подготовку в семейный досуг. К примеру, можно совместить приятное с полезным: покупки школьных принадлежностей с походами в кинотеатр или парк культуры и отдыха, детские театральные постановки или представления. Именно так, по мнению педагога, можно сформировать у ребёнка положительные ассоциации с учёбой. К слову, это может постепенно превратиться в вашу семейную традицию.

Не нужна мне эта школа!
Часто родители могут услышать подобные высказывания от своих детей. И порой первые заставляют вторых идти в школу, не узнав о причинах. А их может быть множество. Здесь, как говорит Мария, всё индивидуально и зависит от особенностей самого ученика, его отношений с другими, общего окружающего настроения. На нежелание учиться влияют и конфликты с одноклассниками, которые в наше время нередки, повышенные ожидания родителей, когда взрослые слишком много хотят от ребёнка, например, чтобы он учился только на «5».
На это также влияют и неясные цели. Дети часто не понимают, зачем им ходить в школу, для чего им нужны предметы, которые они не особо-то и любят. Так у ребят формируется негатив, когда родители не могут объяснить смысл происходящего или говорят фразы: «Все ходят, и ты пойдёшь».
— Если возникла подобная проблема, родителям необходимо решить её сразу, — объясняет Мария Манько. — Дети должны видеть, что старшие пытаются разобраться в их недопонимании. Часто у ребёнка бывает и заниженная самооценка. В большинстве случаев это происходит со второго класса, поскольку ученики сталкиваются с пятибалльной системой. Поддерживать самооценку необходимо для того, чтобы школьник шёл на учёбу уверенным в себе. Выделяйте его положительные качества, ребёнку необходимо чувствовать себя нужным.

И что же делать?
Это извечный вопрос. На сегодняшний момент существует масса психологических практик и приёмов, которые могут помочь подготовить ребёнка к школе. Но большинство из них не применимо без участия взрослых, которые должны быть для своих ребят наставниками, направлять их и делать всё возможное, чтобы дети не попадали в стрессовые ситуации, не сталкивались с недопониманием окружающих, чувствовали в себе уверенность. К сожалению, неприятные моменты могут подстерегать любого младшеклассника, который только-только начинает идти дорогой знаний. И в эти моменты особенно важно, чтобы мамы и папы вовремя обращали внимание на то, что для их малышей представляется проблемой. Главное помнить, что лучшая школа — это та, где родители способны сделать сложные вещи лёгкими.

Никита КОЧМАРОВ