Спустя десятилетия родственники погибшего бойца Козлова Арсентия Фёдоровича из города Семёнова Нижегородской области нашли его могилу в Туапсе. Они специально приехали, чтобы поклониться памяти своего героя — защитника нашего города.
В эти дни 79 лет назад началась одна из переломных операций Великой Отечественной войны — Туапсинская оборонительная. За несколько месяцев в наших горах полегли тысячи советских бойцов. Кто-то из них был опознан сразу, кто-то – похоронен как неизвестный солдат в братской могиле, иные продолжали считаться пропавшими без вести ещё долгие годы после Победы. Военная путаница тех лет и сейчас откликается в людских судьбах по всей стране. Одна из таких историй нашла продолжение в августе этого года.
Внучка погибшего красноармейца Нина Павловна Логинова рассказывает, что всё это время, с момента, когда в сентябре 1942 года семье пришло извещение, Арсентий Козлов считался пропавшим без вести. Поначалу ещё была надежда, что вот откроется дверь и он войдёт весь в орденах и медалях. Но годы шли, и надежда становилась всё более призрачной, а потом совсем исчезла. Все понимали: если боец не вернулся, значит, его нет в живых. Супруга Арсентия Прасковья позже вышла замуж за другого человека, но фамилию Козлова оставила, причём дала её и всем своим детям от второго брака. От Арсентия Фёдоровича у неё были сын и дочь Антонина, мама Нины Павловны. Сейчас ей 82 года, а когда отца в первые дни войны призвали на фронт, малышке Тоне не было и двух.
Конечно, папу своего она не помнит, всё, что от него осталось, — это извещение о том, что без вести пропал, да портрет красивого молодого мужчины. Он и сейчас висит у неё в парадном углу.
Как говорит Нина Павловна, разыскать могилу деда помог случай. Сведений о нём практически не было, ведь письма с фронта не сохранились, и бабушка Прасковья, когда была жива, не особо делилась с детьми своими переживаниями. В 2020-м — году 75-летия Великой Победы — телеканал «Россия 24» запустил масштабный проект «Помним каждого». В течение 76 суток на экранах появлялись имена погибших бойцов (12 677 857 человек). Дочь Арсентия Козлова следила за этой акцией, и в один из дней увидела по телевизору данные о своём отце, о чём сразу же сообщила младшим родственникам.
Начали искать в Интернете, выяснили, что на старом городском кладбище Туапсе есть могила с именем бойца, правда, год рождения был не указан. Но сердце дочери не сомневалось — ошибки быть не может, там похоронен её отец. Ах, как бы она хотела, чтобы на его могиле побывал кто-то из её детей и внуков. В своём сердце Антонина Арсентьевна хранила лишь эту мечту.
В этом году Нина Логинова собралась с роднёй на отдых в Анапу. И не преодолеть специально эти двести километров между нашими городами они просто не могли. Пока ещё были у себя в Семёнове, готовились к поездке — Нина Павловна сделала запрос в военкомат, где смогли помочь найти карточку призывавшегося на фронт А.Ф. Козлова. А тут ещё и Антонина Арсентьевна вспомнила, что один из вернувшихся с фронта земляков когда-то рассказывал, что виделся с Арсентием в Краснодарском крае. Все данные совпадали. Их подтвердили и сведения на сайте «Память народа» (это исчерпывающий архив тех лет, подлинные документы Министерства обороны), где указывались место и номер захоронения. Тогда Нина Павловна принялась искать контакты в Туапсе и вышла на начальника управления делами городской администрации Валентину Викторовну Милю.
— Мы, приехав в Туапсе, не ожидали такого тёплого приёма, — вспоминает Нина Логинова. — Когда попали на могилу деда, я плакала, прямо градом слёзы, и не могла говорить. Не было слов и когда узнали, что имя дедушки значится на памятной доске у подножия Горки Героев. Наша семья благодарна всем, кто ухаживает за захоронением, кто сохранил память не только о нашем герое Арсентии Фёдоровиче, но и обо всех защитниках нашей Родины, отдавших свои жизни за мир.
Родственники взяли горстку земли с холмика, где похоронен их славный предок, отвезли её в Семёнов на могилу его жены Прасковьи. И в доме теперь хранятся две памятные книги о городе воинской славы Туапсе.
— Больше всех была счастлива моя мама, — делится Нина Павловна. — Она всю свою жизнь ждала вестей об отце. Она счастлива, что дожила до этого момента, она успокоилась, ведь теперь точно знает, что прах её папы нашёл покой, а имя увековечено. Всем, кто к ней приходит, показывает его портрет и говорит о нём с особой гордостью.
История эта быстро разлетелась по Семёнову, Нине Павловне даже звонили и писали друзья и знакомые из Нижнего Новгорода. И не потому, что вдруг семья стала знаменитой, а для того, чтобы вместе искренне порадоваться.
На самом деле таких историй немало. Поисковики до сих пор находят вещи погибших на подступах к Туапсе советских бойцов, пытаются разыскать родственников. И всегда есть надежда, что найдут.