Виталий Филенко, чью индюшиную ферму в окрестностях Гойтха нельзя не заметить с дороги на Терзиян, может по полочкам разложить каждое из преимуществ выращивания индюков и рассказать всё о пользе мяса этой птицы.
А семь лет назад, когда он только брался за это многотрудное дело, ей богу, ни о чём таком он особо не задумывался.
Кто в детстве не боялся индюков? Я так даже очень. Сосед наш в большом количестве держал их в своём хозяйстве. С утра он выпускал стадо на поляну рядом с нашим домом, и по дороге в школу мне каждый раз приходилось, съёжившись от страха, проходить мимо. Завидев меня издалека, самый большой индюк раздувался, словно шар, и бежал наперерез. Я в ужасе неслась по дорожке, а вслед мне летело победное клокотание и хлопанье огромных крыльев.
Сосед по натуре человек был замкнутый, вечно угрюмый, и мне тогда казалось, что индюков он держит, исключительно чтобы нагонять страху на поселковых ребятишек. Это потом я узнала, что индюшатина — очень вкусное и полезное мясо, идеальное для диетического питания и выгодное в плане выращивания. Диетологи советуют выбирать индейку вместо свинины, баранины, утки и прочих вкусных, но жирных видов мяса. А сельхозпроизводители уверяют, что, по сравнению с производством свинины, преимуществ в разведении индюков гораздо больше.
Вот, по-вашему, сколько блюд можно приготовить из индюшки? Три? Пять? Десять? В Интернете я зашла на страницу с рецептами блюд из индюшатины, и что же я там нашла: индюшатина тушёная с картофелем, рулет из индейки с шампиньонами и болгарским перцем, стромболи с индейкой, ветчиной и сыром, рагу с индейкой, рулет из филе индейки с ореховой начинкой, фрикадельки из индейки, голубцы из индейки, рубленые котлеты из индейки, запечённая грудка индейки… Словом, когда цифра перевалила за пятый десяток, я бросила считать.
Виталий Филенко до 2014 года уже выращивал индюков для семьи, но планов заводить ферму не вынашивал. Было у него понимание, что это направление перспективное, у которого в нашем районе нет конкурентов, только дальше идеи дело не двигал.
От специалистов управления сельского хозяйства районной администрации он не раз слышал о государственных программах субсидирования развития ЛПХ и КФХ, но интереса к ним не проявлял. Считал, что дело это рискованное, а он рисковать не собирался. Пусть небольшие, но заработки у него были (трудился у предпринимателя), жил скромно и опасался не втянуть в сомнительную авантюру семью. Но уж больно убедительной была тогдашний руководитель сельхозуправления. Не только Виталию Филенко, она и другим владельцам ЛПХ настоятельно советовала не упускать возможность воспользоваться поддержкой государства, на живых примерах убеждая, что это уникальный шанс начать своё дело. С уважением относясь к чиновнице и её чистосердечным порывам помочь селянам, Виталий Сергеевич как-то и сказал: «Если только вам так надо, для отчёта, то можете включить и мою фамилию в списки претендентов на субсидию».
Тогда Филенко искренне считал, что на этом списке всё дело и закончится. Но вскоре с ним связались из сельхозуправления и пояснили, что для участия в программе нужно подготовить бизнес-план и тут же предложили помощь в его составлении. И опять Виталий дал добро, надеясь, что это последняя точка в его истории. И опять ошибся. Оказалось — многоточие.
По правилам претенденты на участие в госпрограмме должны предъявить свою финансовую состоятельность как готовность к реализации своей идеи. А значит, на банковском счету владельца ЛПХ должна быть сумма не менее 10 процентов от размера запрашиваемой субсидии. И тут, хочешь не хочешь, а Виталию Сергеевичу пришлось сделать и этот шаг — обратиться за кредитом в банк. Размышлял мужчина здраво: деньги на счету просто полежат, и если субсидию ему не дадут, то кредит он сможет безболезненно вернуть банку.
И вот настал день, когда должна была решиться судьба его заявки. Было похоже, что в районном сельхозуправлении за Виталия волновались больше, чем он сам, и с великой радостью ему объявили, что его бизнес-план одобрен и что в поддержку он получит свыше миллиона рублей.
Вот тут Виталий Сергеевич понял, что для него всё начинается всерьёз: все эти «может быть» и туманные планы обретают конкретные формы. Пришло время засучить рукава.
Не хватит и целого газетного номера, чтобы рассказать, как шаг за шагом создавалось крестьянско-фермерское хозяйство Филенко, как на пустом месте строил ферму, как подводил электричество и воду. Важно, что на том этапе всевозможную помощь начинающему птицеводу оказали специалисты районного сельхозуправления, которые помогли оформить в аренду земельный участок в окрестностях Гойтха, консультировали по вопросам приобретения молодняка. Сил и уверенности в успехе придавала ему поддержка семьи — супруги Надежды и мамы Алмаст Карапетовны.
Всякий, кто занимался сельским хозяйством, чаще всего вначале сталкивался с проблемой сбыта продукции. Редко кому удалось избежать потерь на данном этапе. Не миновал их и Виталий Филенко. Это сейчас у него налажена реализация птицы, и кроме индюков, которых он выращивает к Новому году и которые, он больше чем уверен, с лёгкостью разойдутся по потребителям в этот раз, он разводит кур на яйцо и бройлеров на мясо.
А тогда, в первый год своей крестьянско-фермерской эпопеи, ему пришлось набить немало шишек, экспериментировать, определяясь и с количеством поголовья и с направлением, и с кормами.
Первый раз по весне он приобрёл в племенном хозяйстве 150 индюшат. Но апрель в тот год выдался очень холодным, что губительно для молодняка. Пришлось клетки с птенцами заносить в жилое помещение. Дом у Филенко небольшой, и семье с двумя детьми приходилось по-настоящему ютиться, пока индюшата окрепли и их можно было вернуть в птичник.
Несмотря на все старания фермера, в первый год значительная часть стада всё-таки погибла, и на финише он получил всего сотню голов. Реализовать их он смог, и даже по хорошей цене, но опыт показал, что для хозяйства, тем более, если его основу составляют кредитные средства, разорительно целый год растить птицу, чтобы в конце получить какое-то возмещение затрат.
И тогда у Филенко начались эксперименты с разведением кур-несушек, уток и, наконец, цыплят-бройлеров.
Сейчас, по словам самого главы КФХ, он более-менее определился и с составом птичьего стада, и со сроками его пополнения. Филенко разводит кур мясо-яичных пород, бройлеров и главную составляющую его фермы — индюшек.
— Куры «кормят» моих индюшат всё время, пока те растут, — рассказывает Виталий Сергеевич. — Самая большая индейка за 10 месяцев в нашем хозяйстве набрала вес 12 килограммов. Некоторые фермеры выращивают птицу и по 20 килограммов. Но я не вижу в этом ничего хорошего. Перекормленная и зажиревшая, она не оправдывает затрат, и на столе по качеству её мясо уступает менее жирной птице.
С того времени, как Виталий Филенко начал заниматься своим КФХ, он здорово поднаторел и в ветеринарии, и в составлении рациона кормов, и основы менеджмента освоил. В его хозяйстве птица растёт здоровая, на хороших чистых кормах, потому отличается отменным вкусом и пользуется спросом среди туапсинцев.
За главой крестьянско-фермерского хозяйства в семейный бизнес поневоле окунулись и все домочадцы. После работы в школе спешит на помощь мужу супруга Надежда. Старшие дети, София и Кирилл, тоже вносят свою лепту в общее дело. Не остаётся в стороне и Алмаст Карапетовна.
Труд на ферме нелёгкий. Но Филенко прекрасно понимают, что блага с неба в руки не падают. Они не ждут чуда, а кропотливо и с любовью растят свою птицу… дивную.
Лидия НИКОЛАЕВА