Туапсе под бомбами

129

В юбилейный год освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны мы продолжаем наши беседы с сотрудниками Музея обороны Туапсе.
На этот раз руководитель музея Иван Гридунов рассказывает о первых массированных налётах немецкой авиации на Туапсе, которые начались зимой 1941 года.

— Ни один населённый пункт на побережье не подвергался таким мощным атакам с воздуха, как Туапсе, — объясняет Иван Владимирович. — И это понятно. Через наш город шёл огромный поток военных грузов. Бомбардировки начались ещё в декабре 41-го — но это были единичные прилёты. А вот по-настоящему массированная бомбардировка случилась 23 марта 1942 года.

Первым подвергся удару судоремонтный завод. После немецкие самолёты принялись за город, за его центр. Сохранилась фотография бомбардировки СРЗ. Если рассматривать снимок внимательно, объясняет Иван Владимирович, он довольно информативен. Сделан он с немецкого самолёта и доступен стал уже после открытия немецких архивов. На фото чётко видна траектория попадания бомб, сброшенных с самолёта. Большая часть из тех, что на снимке, ушла в воду. На территории завода немцы разрушили компрессорный и ремонтные цеха, повредили причал, другие производственные здания.
Между тем урона от налёта могло быть ещё больше. Накануне налёта немцы сделали разведку с воздуха — об этом говорят всё те же открытые архивы. Согласно разведке, в доках СРЗ на ремонте находилось «восемь советских субмарин, тяжёлый крейсер класса «Киров» и три корабля-уничтожителя».
Как видим, все зафиксированные немцами суда есть на снимке. Видимо, они и являлись главными целями. Однако хотя в ходе бомбардировки они и получили повреждения, все же остались на плаву.
Уничтожен был лишь минный заградитель «Николай Островский». Памятник кораблю стоит на набережной Туапсе. История этого военного судна закончилась, так и не начавшись. Прежнее его название — «Чайка». Грузопассажирский пароход пригнали на Туапсинский СРЗ, чтобы переделать его под военные цели. Работы были почти закончены, и в этот день бывшая «Чайка» должна была выйти на ходовые испытания.
Налёт начался в 16.05 и стал полной неожиданностью для корабельщиков. Сирены тревоги не сработали. На «Николае Островском» находились военные моряки, рабочие завода и ученики местных училищ. Одна из бомб взорвалась под корпусом судна, подбросив его вверх (а всего бомб, поразивших корабль, было то ли две, то ли три). Крен сразу достиг 70 градусов. Люди на палубе попрыгали за борт, а находящиеся во внутренних помещениях оказались блокированными. Пожарные и водолазы, начавшие спасение незамедлительно, смогли достать лишь троих — остальные погибли. Через десять минут после начала налёта, в 16.15, «Николай Островский» коснулся корпусом грунта. Он так и не успел выполнить ни одной военной задачи. Восстановлению корабль уже не подлежал, остатки были разрезаны на металл.

Всего в налёте 23 марта, по данным советской стороны, участвовало 47 самолётов. Сообщается, что на СРЗ и порт в тот день упали около 70 бомб, 27 человек погибли, около 150 получили ранения. В других источниках говорится о 250 пострадавших. Характерно, что с самолётов не только падали бомбы, но и вёлся пулемётный огонь.
Как уже сказано выше, отбомбившись по порту и судоремонтному, враг принялся за город. По-видимому, в тот день был частично разрушен Дворец культуры моряков и здание переехавшего в Туапсе крайисполкома — оно находилось в районе нынешнего «Каменного цветка». На другом снимке частично видны эти руины, и нынешний город здесь узнаётся с трудом. У реки Паук был разбомблен плодово-варочный цех.
Можно сказать, что 23 марта стал чёрным днём в истории города. С этого момента бомбардировки стали регулярными. В частности, судоремонтный завод бомбили уже на следующий день, 24 марта, а через день — ещё раз.
В марте агойский аэродром ещё не был построен, и отпор немцам давали наши зенитчики — 73-го КЗАП (краснознамённого зенитно-артиллерийского полка).
Немецкие самолёты заходили на город, как правило, с материковой части, в обход наших батарей, расположенных по побережью. В противном случае их сильно трепали. О героической работе зенитчиков мы уже рассказывали в одном из наших номеров — в формате беседы с сотрудниками Музея обороны.
Более подробно о Туапсе под бомбами вам расскажут в самом музее. Ну а если у вас нет возможности его посетить, зайдите на его страничку «ВКонтакте». Вы найдёте там более полные сведения, нежели приводятся в этой статье и, что немаловажно, огромное количество фотоматериалов того времени.

Владимир БЕЛЯЕВ