Теперь не без вести пропавший

50

Кровные ниточки связывают тысячи россиян с героической туапсинской землёй. В годы Великой Отечественной войны при обороне Туапсе головы сложили почти 100 тысяч красноармейцев
и краснофлотцев. Многие из них до сего дня значатся в списках пропавших без вести.
Этой весной наш район навестил житель Подмосковья Сергей Алексеевич Белов. Его семья долгие годы вела поиск своего фронтовика. Родной дядя Сергея, Александр Ильич Белов, 1920 года рождения, уроженец деревни Любязинка (по другим документам Любянка) до войны Западной, а ныне Смоленской области, был призван в ряды Красной Армии в январе 1941 года Октябрьским военкоматом Калужской области.
Из-за того, что в разные годы некоторые районы Смоленщины территориально относились к разным административным центрам, возникла путаница и поиск солдата долго не давал результата.
– Мой отец, его брат и бабушка не теряли надежды найти хоть какие-то свидетельства жизни и гибели дяди Александра, – рассказал С.А. Белов. – Сейчас жалею, что в силу возраста не осознавал важность той работы и по-настоящему заинтересовался ею только со временем.
Примерно три года назад Сергей Белов всерьёз занялся поиском погибшего родственника. Известно о нём было немного. Последнее письмо от дяди пришло в августе 1941 года. А снят с учёта жителей села он был по записи подомового обхода в 1943 году.
Сдвинуть поиск с мёртвой точки удалось после обращения к документам сайта «Мемориал». Оказалось, что воевал красноармеец Белов в составе 96-го стрелкового полка 10-й стрелковой бригады в звании сержанта, командиром орудия. Погиб 5 ноября 1942 года в районе хутора Перевальный.
И вот тут поиск опять зашёл в тупик. Хутор Перевальный значится на карте Ставропольского края (в годы войны Орджоникидзевская область). Парадокс в том, что в том месте и в указанное время данная военная часть боевых действий не вела.
Долго и дотошно пришлось племяннику погибшего солдата перепроверять документы более чем 80-летней давности, пока он выяснил, что в Туапсинском районе Краснодарского края есть тоже хутор Перевальный. На административных картах он не значится, там давно никто не живёт. Именно в окрестностях нашего Перевального 5 ноября 1942 года шли ожесточённые бои, именно здесь при обороне Туапсе насмерть стоял красноармеец Александр Белов.
Этой весной Сергею Белову и его супруге выпало отдыхать в Сочи. Пользуясь случаем, они решили задержаться и побывать в местах, где воевал и погиб их родственник.
По телефону созвонились с администрацией Октябрьского сельского поселения, где им дали контакты директора дома культуры хутора Терзиян Елены Пойразян.
В далёком хуторе гостей из Подмосковья встретили тепло. Здесь уже стало доброй традицией принимать родственников погибших солдат. Ежегодно на места кровопролитных боёв приезжают десятки жителей из разных уголков необъятной России. Проводить их в заброшенный хутор, где на братской могиле как свидетель героизма советских солдат в годы Великой Отечественной войны стоит скромный памятник, терзиянцы считают своим святым долгом.
Погода этой весной не баловала. Под дождями дорога в Перевальный была абсолютно непроезжей. Однако это не остановило гостя из Подмосковья и его провожатую. Оставив машину, Сергей и Елена пешком добрались в далёкий хутор.
Осмотрев местность, где в 1942-м проходил рубеж обороны Туапсе, Сергей постоял у братской могилы, отдав дань памяти защитникам Родины. Он отметил ухоженность солдатского захоронения и поблагодарил за заботу жителей Терзияна.
Ныне родные красноармейца Белова подали документы на увековечение его памяти.
Этим летом Сергей Алексеевич с супругой и родственниками намереваются снова побывать в Туапсинском районе и навестить братскую могилу в Перевальном.

Лидия НИКОЛАЕВА