«Садовники» нашего детства

96

Ежегодно, начиная с 2016 года, 27 сентября в России отмечается совсем молодой праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. Учреждение праздника стало данью заслуженного уважения к этой важной профессии, представители которой дают детям первые знания об окружающем мире, учат вести себя в коллективе, занимаются с ними спортом и творчеством, прививают необходимые навыки, готовят к школе.

Санкт-Петербургская газета «Детский сад со всех сторон» в 1863 году сообщала, что 27 сентября на Васильевском острове, в небольшом деревянном доме последовательница немецкого педагога Фридриха Фребеля Софья Андреевна Люгебиль открыла первый в Санкт-Петербурге детский сад. Сама же идея начать обучение и воспитание детей в группах с самого раннего возраста зародилась в Германии. Впервые её озвучил немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фребель. Он пришёл к выводу, что среди сверстников ребёнок легче адаптируется и пройдёт через процесс социализации и подготовки к школе. Кстати, Фридрих Фребель придумал в 1837 году и сам термин «детский сад» (буквальный перевод с нем. Kindergarten). Он считал, что дети — цветы жизни, а ухаживать за ними должны «садовники» и «садовницы», то есть — воспитатели и воспитательницы. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге.
«Садовниками» и «садовницами», как правило, были воспитанницы сиротских приютов, которые до появления детских садов работали в качестве домашних учителей. Девочки проходили четырёхлетнюю начальную подготовку, где, помимо основных предметов, изучали правила поведения и санитарной гигиены.
Первый детский сад в России открыли в Хельсинки (город на тот момент носил название Гельсингфорс и входил вместе с территорией Финляндии в состав России). Вторым в империи, но первым в Петербурге, и стал детский сад на Васильевском острове. Его устроили в деревянном флигеле, а учредительницей стала Софья Андреевна Люгебиль при поддержке мужа, известного филолога, профессора Санкт-Петербургского университета Карла Люгебиля.
В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. Родители могли получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В группах было по 20 детей, мальчики и девочки воспитывались вместе. Все подопечные носили одинаковые костюмчики, не существовало никакого сословного деления. Администрация только требовала, чтобы ребёнок был чист и не болен. Однако в 1869 году «детище» Любегиль прекратило своё существование. Причиной стала нехватка средств.
В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семёновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» — первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках — в том числе европейских — обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. Аделаида Симонович считала, что «садовница» (воспитательница) должна быть образована, строга, энергична, бодра, весела, взыскательна, незлопамятна и хорошо знать психологию детей. В занятиях с малышами Аделаида Семёновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования. Если игры, то лапта и догонялки, если сказки — то национальные, если песни — то русские. Много часов посвящалось развитию родной речи. Когда же дети достигали шестилетнего возраста, им начинали преподавать краеведение. После семи лет ребят выводили на природу с целью изучить окружающий мир наглядно. Садовницы развивали и мелкую моторику у своих подопечных через рисование и лепку. Также через своих преподавателей дети изучали и национальную художественную литературу. В те времена программа, как и в наши дни, помогала готовить детей к школе. После выпуска они должны были уметь себя вести, думать, излагать мысли и отвечать на вопросы.

С 1866 года сады начали открываться в Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси. В 1870-е годы появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были платными, однако не очень выгодными, поэтому часто закрывались, так как в основном содержались на деньги частных лиц. Плата за них была высокая, пребывание детей — всего 4 часа.
Бедным людям тоже нужно было как-то жить и содержать свои семьи. По просьбе матерей-работниц первый бесплатный детский сад (народный детский сад) был открыт в 1866 году в Петербурге «Обществом дешёвых квартир», которое возглавляли активистки, борющиеся за женское образование. Помогал им великий князь Михаил Николаевич Романов. Деток учили в садике писанию, молитвам, различным играм, рукоделию.
Во второй половине XIX века бурное развитие в крупных российских городах получила промышленность. Так называемые промышленные империи, подобные концерну «Братьев Нобель» в Петербурге, нуждались в большом количестве работников как среди мужчин, так и среди женщин. Чтобы работница могла трудиться даже при наличии ребёнка на руках, капиталисты стали открывать рядом или на территории своих фабрик и заводов детские сады. Организовывали и ясли, куда женщины отдавали даже грудничков. Работницы кормили детей и уходили трудиться, а через три или четыре часа снова навещали ребёнка. За малышом же присматривали воспитатели.
К 1900 году детские сады и ясли получили уже широкое распространение в России. Они открывались православными и иноверными храмами, при гимназиях, промышленными предприятиями.
В декабре 1913 года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, где обсуждались проблемы не только школьного образования, но и детских садов. Однако в целом развитие дошкольных учреждений шло в России крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В 1913-м на одного ребёнка тратилась в год 1 копейка.
20 декабря 1917 года были приняты «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
В 1918 году на базе Московских высших женских курсов открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.

В советской России дошкольная педагогика получила крепкую научную базу. С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание», в 1934-м — принята первая «Программа работы детского сада», а в 1938-м опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами регламента стали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.
К 1940 году детский сад в СССР посещали 2 миллиона мальчиков и девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных учреждениях увеличилось до 12 миллионов, а в 1991-м, на момент распада Советского Союза — до 15 миллионов малышей.
Сегодня в России детские дошкольные учреждения посещают около 8 миллионов воспитанников.
Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период в жизни ребёнка, в этом возрасте формируется личность и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека зависят от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребёнка. С помощью своих воспитателей дошкольники не только познают секреты окружающего мира, но и, что особенно важно, учатся любить и беречь свою Родину.

По материалам интернет-СМИ