Сто лет отметил житель Лермонтово — труженик тыла Арут Терзьян

266

Поздравления юбиляр принимал несколько дней — так много желающих было поздравить дедушку Арута со столь красивой и почтенной датой.

Чествовать долгожителя пришли глава Тенгинского сельского поселения Артур Чамян вместе с депутатом Совета поселения Эдгаром Карапетяном. Руководитель Тенгинского ЦДК Спартак Сагарьян знал, что юбиляр очень любит музыку, поэтому коллектив местного дома культуры специально подготовил для Арута Мовсесовича концертную программу. Виновник торжества пел сам, и, даже находясь в инвалидном кресле после сложного перелома ноги, на руках в нём приподнялся и пытался станцевать. Никакая коляска не лишит твёрдости духа, который на протяжении всей жизни помогал Аруту Мовсесовичу выстоять и идти дальше. В прямом и переносном смыслах двигаться вперёд.

Родился А. Терзьян 8 сентября 1921 года в Тенгинке в хорошей семье простых советских тружеников. Отец работал в торговле, это помогало ему более-менее сносно растить шестерых детей: двух дочерей и четырёх сыновей, один из которых был с рождения парализован. Несмотря на трудности, мать и отец дали своим детям всю теплоту, любовь и заботу. Как вспоминает Арут Мовсесович, они никогда не ругались, жили душа в душу. Сам Арут окончил четыре класса армянской школы, но тяга к знаниям была велика. После армянской он поступил в русскую школу, но неродной язык, на котором он до этого не говорил, давался нелегко. Арут стал заниматься самостоятельно, уделяя много времени изучению предмета. Его любимой книгой стал достаточно увесистый том армянского поэта Ашуха Джавани, произведения которого А. Терзьян переводил на русский. Тоже стихами. Да и свои стихотворения писал.

Когда началась война, Арута практически сразу призвали на фронт. В холодных окопах он подхватил тяжёлую болезнь и попал в госпиталь. Врачи, можно сказать, вытаскивали парня с того света, но, казалось, силы были неравны, и Арут угасал с каждым днём. Вызвали родителей, чтобы они забрали сына. И те отправились за ним, в мыслях допуская самое плохое. До места назначения мать с отцом добирались на подводах очень долго. Но умереть Аруту не было суждено: пока за ним ехали близкие, его лекарственными травами и народными средствами выходила одна русская женщина-знахарка. Единственное, парень начал хромать — долгое время Арут Терзьян ходил с палочкой.

Вернувшись в Тенгинку, Арут Мовсесович пошёл работать в колхоз. От организации его отправили учиться в Армавир на бухгалтера, тогда они назывались счётными работниками.

Там же, в колхозе, работала Гасмик (её имя на армянском означает «жасмин»). Ах, что за чудо была эта девушка! Красивая, высокая, стройная — косы чёрные, глаза, как у лани, брови полумесяцем. Активистка — она была секретарём комсомольской ячейки, заведовала клубом, танцевала так, что засмотришься. И казалось, что гордая, просто так не подойти, но на самом деле хорошо воспитана, поводов судачить о себе не давала. Как она обратила внимание на Арута, он и сам до сих пор не понимает. Наверное, её привлёк его музыкальный талант — парень так красиво играл на мандолине  (этому, кстати, он тоже выучился сам) и на аккордеоне. Арут Мовсесович вспоминает, что подарил ей синий платочек и тем растрогал её.

Поженились они в 1947 году, через год появилась на свет первая дочь Шогакат (в переводе с армянского «капля света»), ещё через три — младшая Лусан («рысь»). В 1954 семья Терзьянов переехала в Лермонтово, их дом был одним из первых в селе.

Жизнь текла, дочки выросли: младшая Лусан, выйдя замуж, уехала в Ленинград. В Санкт-Петербурге она живёт и сейчас с двумя сыновьями — Сергеем и Артёмом. У Арута Мовсесовича есть правнук Тимур (на юбилей они все приехали в Лермонтово). Второй правнук, Эрик, живёт с прадедом, мамой Валентиной и бабушкой Шогакат в Лермонтово, считай, четыре поколения семьи под одной крышей.

Когда вышел на пенсию, А. Терзьян работал сторожем, в 70 лет устроился почтальоном. Ему приходилось каждый день ходить по четыре километра из Лермонтово в Тенгинку и столько же обратно. А как известно, в здоровом теле здоровый дух. И ум. Его он тоже не переставал упражнять: читал много, продолжал писать стихи. Ещё в 60-е годы он без посторонней помощи мог составить и отправить письма в правительство, чтобы добиться присвоения парализованному брату статуса инвалида и получать хоть какую-то помощь. И ведь добился!

Будучи почтальоном, Арут Мовсесович частенько ходил босиком. В Тенгинке и Лермонтово его все знали. Особенно водители, для которых он стал объектом особого внимания —  проезжая по трассе, они  передавали друг другу информацию: «Осторожно, по обочине движется дедушка». И самое интересное, когда останавливались и приглашали подвезти, он всегда отказывался. Ведь его девиз: «Движение — это жизнь». Когда в возрасте 98 лет Арут Мовсесович сломал ногу и не смог больше полноценно ходить, очень переживал.

Дом Терзьянов сильно пострадал в июльское наводнение. Пришлось выкинуть всю мебель, бытовую технику. Отмыть смогли только холодильник. В первые часы и дни очень помогали четверо отдыхавших неподалёку туристов из Москвы. Среди них Максим Егоренков. Парень, когда в доме уже было по колено воды, на руках отнёс долгожителя на чердак. А когда вода ушла, ребята помогли с уборкой. Помощь также оказали Эдуард и Александр Магуляны. Пока не на чем было готовить, питанием обеспечивала семья Вираба Петросяна, тоже живущая поблизости. В наводнение утонула любимая мандолина Арута Терзьяна. Но волонтёры обещали её реставрировать. Испортилась в воде и его любимая книга стихов, как сумели — просушили.

Сейчас семейство Терзьянов ютится во времянке, пока идёт ремонт.

Шефство над Арутом Мовсесовичем взяла армянская диаспора. Её представители: председатель Регионального отделения Общероссийской общественной организации Союз армян России Краснодарского края К.Д. Айрапетян, зампредседателя САР Краснодарского края по делам молодёжной политики и спорта Р.Н. Галустян, начальник управления культуры Лабинского района А.В. Манасян, а также священники Тенгинской армянской церкви Сурб Карапет тоже приходили его поздравлять. И всегда они с долгожителем на телефоне — не надо ли чего? Подарили юбиляру новые костюм и диван.

А Эдгар Карапетян ранее привёз небольшой кухонный гарнитур, которым сейчас пользуется семья. И ко дню рождения  от себя лично подарил новую инвалидную коляску.

Арут Терзьян очень волновался, как пройдёт торжество, как состоится встреча почётных гостей. И праздник вышел замечательным — каким и заслуживает его хороший, мудрый, почтенный и всеми уважаемый человек. К нему тянется молодёжь, любят прийти к дедушке Аруту и поболтать о жизни — он в курсе всех политических событий, с удовольствием обсуждает, что происходит в мире. Навязчивых советов не даёт, но всегда, когда спросят, готов поделиться своим жизненным опытом.

Его любят все, кто знает. Соседи на сотый день рождения подарили юбиляру торт с надписью «Сто лет жизни. Продолжение следует». Арут Мовсесович Терзьян заверил — завет к сведению принял.

Ольга СЕДЛАЧЕК